Файл: Философия Средневековья и эпохи Возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования


«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Социально-экономический институт

Кафедра «Философия, социология, культурология»

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему: «Философия Средневековья и эпохи Возрождения»

Выполнил:

Студент группы __________

№ зач. Книжки__________

______________________

Проверил: Доктор философских наук.

Профессор: _______________________

____________________________

Саратов 2023

Содержание




Введение 3

Глава 1. Средневековая философия 4

1.1 Основные цели, задачи и понятия философии в средние века 4

1.2 Патристика. Основные представители, идеи и мысли 5

1.3. Схоластика. Основные представители, идеи и мысли 7

1.4. Арабо-мусульманская философия. Аль-фараби, Авиценна 10

Глава 2. Философия эпохи Возрождения 12

2.1 Основные цели, задачи и понятия философии эпохи Возрождения 12

2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 14

2.3 Социально-философская мысль эпохи Возрождения 16

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Введение
Философия Средневековья – это, прежде всего, христианская философия. Это означает, что в этот период (V – XV вв. н.э.) могли выдвинуться только те учёные, которые имели теоцентричные взгляды. Целостность и чёткая направленность отличают данный период философии от предыдущих и даже последующих её этапов.

Сложная историческая обстановка – восстание рабов, обострившиеся классовые отношения, падение прежнего строя, невозможность разрешить социальные конфликты, – всё это требовало какого-то нового, может быть в чём-то чудодейственного средства. Им и оказалось христианство – новая религия, которая была доступна каждому человеку, даже рабу, и позволяла познать Бога любому, кто этого захочет.

Вместе с христианством возникла и основанная на ней философия. Переплетаясь с античной философией, постепенно уходящей из употребления, но, несмотря на это, оказавшей влияние на новое учение. Первыми его результатами стали своеобразные течения – патристика и схоластика, благодаря которым философская наука значительно обогатилась. Аналогичный процесс проходил и на Востоке, где фундаментом философии стал Коран и наука Древней Греции и Древнего Рима, хотя результаты получились совершенно разными, но от этого не менее впечатляющими.


Актуальность темы работы заключается в том, что определённые направления средневековой философии сыграли роль в развитии философии как науки (несмотря на господство богословия над философией). Причём это справедливо и для материализма, и для идеализма в их различных, в том числе и современных проявлениях. Так, неотомизм, восходящий к учению Фомы Аквинского является одной из составных частей официальной идеологии современной католической церкви.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представления об особенности средневековой философии, некоторых ее школах и сущности их учений.

Задачи:

  1. Дать представления об основных целях, задачах и понятиях Средневековой философии.

  2. Охарактеризовать учения

  3. Дать представление об философии эпохи Возрождения.

Глава 1. Средневековая философия
1.1 Основные цели, задачи и понятия философии в средние века
Распространение христианства способствовало зарождению средневековой философии с началом Нового времени. Главным её географическим очагом следует назвать Средиземноморье. В этот период произошло очень важное историческое событие – рухнула Римская империя, практически подошёл к своему концу рабовладельческий строй. Столь крупные события не могли не оказать влияния на культурную и научную сферы жизни людей. Вместо старого рабовладельческого государства начал формироваться новый тип человеческого общежития – феодальная Европа. В новом государственном устройстве властвовало и новое мировоззрение, основой которого было христианство. Резко и быстро выросло влияние Римской католической церкви, проникшее во все важнейшие области общественной жизни. Её организация отличалась упорядоченностью и централизацией, что помогло противостоять хаотичности феодализма. Во главе Церкви встал папа Римский.

Законы европейских государств создавались в соответствии с Библией, её духовными ценностями. Все правила жизни регламентировались Книгой книг. Это касалось всех сфер жизни – социальной, культурной, личной, семейной. Таким образом, на первое место среди всех наук вышла христианская философия, богословие. В соответствии с этим определились цели средневековой философии, её задачи, функции и понятия.

Основной целью христианской философии можно назвать укрепление богословского знания, религиозного мировоззрения. Своими основными задачами средневековые философы видели в истолковании Священного Писания, в доказательство того, что Бог существует и весь мир, и все люди – это его творения.




    1. Патристика. Основные представители, идеи и мысли


Патристика (II -VII в.), как и схоластика, – одно из основных направлений средневековой философии. Представители патристики все свои идеи черпали из Библии. Это же касалось и доказательств, которыми они свои идеи подтверждали. Для этого было необходимо хорошо знать Священное Писание, поэтому первостепенной задачей философа было досконально изучить библейские тексты, чтобы в дальнейшем создавать свои сочинения.

Патристика проистекает из того наследия, которое оставили после себя апостолы. Их послания стали первыми примерами христианской философии. Как и апостолы, средневековые учёные останавливались на каком-либо положении Нового Завета и поясняли его. Однако нельзя не сказать и о том, что патристика питалась также традициями античной философии. Без сомнения, в ней было много ценных идей, близких христианству, а христианские философы, будучи людьми, высокообразованными, не могли не воспользоваться этими знаниями.

И патристика, и схоластика (а эти два течения были родственны друг другу). Их близость проявляется хотя бы в том, что они опираются на одни и те же принципы. Первый из них – принцип теоцентризма, заключающийся в том, что Бог является источником всего во Вселенной, как и то, что он вездесущ. Принцип провиденциализма утверждал, что всем в мире управляет Бог. Принцип креационизма провозглашал всё сотворённое в мире деянием Бога. Принцип персонализма строился на идее о том, что человек – это Богом сотворённая личность, персона, чей образ подобен божественному образу. Принцип ревеляционизма содержал в себе мысль о необходимости познания христианства, смысла Нового Завета.

Патристика славится именами выдающихся философов. В первую очередь, это такая величина, как Тертуллиан. Кроме того, огромный вклад в развитие этого течения внесли величайшие умы того времени: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Великий, Киприан Карфагенский, Августин Блаженный и другие.

В патристике отражались самые различные проблемы, связанные с данной эпохой – моральные, этические, духовные. Собственно, христианские философы вновь переосмысливали вопросы, которые поднимались в философии Античности. Важное обстоятельство – на первом месте для христианских философов стоял человек и все проблемы, его касающиеся. Разумеется, личностью усиленно интересовались и античные философы, но многие из представителей древнегреческой и древнеримской философии (например, стоики, киники или эпикурейцы) предлагали человеку самому строить свою жизнь, менять её при помощи деятельности. Христианская философия утверждала: человек зависит от воли Бога и после смерти ответ за свои поступки придётся держать перед Ним.


Чтобы прояснить вопросы взаимоотношений между личностью, внешним миром и Богом, учёные предпринимали глубокий анализ для постижения этой столь сложной проблемы. Перед ними неизбежно возникал вопрос, что предпочесть: научное знание или веру. Они отдавали предпочтение вере, однако и знание не отвергалось. Оно лишь служило средством для укрепления веры.

Вместе с христианством и христианской философией пришло такое понятие, как свобода человека, его выбор и воля. Многие высказывали мысль, что личность имеет право быть свободной, но это обстоятельство не отменяет Божьей воли. Не зная Бога, человек может неправильно распорядиться данной ему свободой и начать грешить. Если же он сумел постичь Бога, Его заповеди, то сможет избежать греха, не теряя при этом своей свободы.

Обсуждались философами и другие животрепещущие проблемы. Разумеется, они не могли обойти проблему добра и его вечного спутника – зла. Патристики в большинстве своём считали, что зло возникает в мире потому, что сами люди порождают его своими поступками, будучи не в состоянии обуздать свою свободную волю. Были и другие версии относительно возникновения зла в мире. Часть философов-патристики видела в качестве источника зла сатану и его козни.

Важнейшей своей миссией патристики считали распространение учения Христа. В сочинениях философов данного учения нет сухости и морализаторства. Проникнутые любовью к человеку, они направлены на то, чтобы дать людям нравственный ориентир, предотвратить его падение и проявление греха. Таким образом, они помогали человеку найти дорогу к Богу.

Таким образом, проповедуя веру, патристики не исключали нужность и полезность знания.
1.3. Схоластика. Основные представители, идеи и мысли
Патристика способствовала обозначению и закреплению основных догм новой религии, параллельно опровергая языческие представления о мире, ведь люди ещё не вобрали полностью в свои сознания и души христианские ценности и правила. Схоластика строилась на ещё более богатых традициях, т.к. к достижениям античной философии добавились открытия патристики. Кроме того, схоластики имели тяготения к идеям таких учёных, как Аристотель, Платон, Прокл и других, которые показали себя как философы-язычники. Как и патристики, они задавались вопросом, как совместить знание и веру, духовность. По их мнению, реализовать этот опыт на практике возможно
, необходимо лишь соединить их между собой, поскольку Бога можно постигать не только душой, но и разумом. В схоластике, эти два понятия никак не противоречат друг другу.

Как и патристика, схоластика подарила миру ряд замечательных учёных: Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Эриугена, Бонавентура. Каждый из них оставил значительное наследие. Труды Фомы Аквинского представляют интерес и сегодня. Он – лидер схоластической науки. Его теория основывается на объединении противоположных понятий.

В своём учении он отталкивается от философской мысли, выработанной предыдущими эпохами, и Библии. Несмотря на активные выступления против язычников, он высоко ценил Аристотеля и по-своему трактовал некоторые его идеи, придавая им христианский контекст.

Деятельность Фомы Аквинского была оригинальной и новаторской, хотя он не ставил перед собой такой цели. Но сам его метод – соединять и переплавлять разные, часто противоположные идеи, как раз делал его учение прогрессивным.

Как и другие христианские философы, Фома Аквинский видел назначение философии в том, чтобы с её помощью подтверждать религиозные догмы, веру. Особое предпочтение он отдавал теологии, в которой видел самое оптимальное выражение философской рефлексии.

Фома Аквинский утверждал, что главной принадлежностью теологии является откровение и его истины, а философии – разум с его истинами. Обе науки сходятся в одной точке, и точка эта – Бог. Философ учил, что Бог – это самое совершенное духовное существо. Он вечен, совершенен и чист. Именно Бог – это источник всего, что появляется в мире.

Один из трудов Фомы Аквинского – «Сумма теологии», в котором автор излагает доказательства существования Бога в количестве пяти штук. В первом доказательстве он говорит о том, что Бог запускает в движение всё вокруг, Он – двигатель, Сам остающийся неподвижным.

Второе доказательство гласит, что первой причиной всего есть Бог.

Третье доказательство строится вокруг мысли о Боге как о первоисточнике.

Четвёртое доказательство утверждает непогрешимость и совершенство Бога, создающего вокруг себя всё совершенное.

Пятое доказательство направлено на идею о конечности любой цели, что является наилучшим аргументом, утверждающим Его существование.

Фома Аквинский связывал Бога с благом, радостью, любовью. Он выступал в своих учениях и как их категория, и как их источник. Люди и животные, как Божьи создания, являются обладателями душ, но различными по своей сути. У людей души разумные, поэтому они имеют способности и возможность познавать Бога; у животных же души чувственные, а это значит, что они лишены подобного.