ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек может постичь счастье в его высшем воплощении, заключающееся в познании Бога. Однако при этом человеку необходима и собственная реализация, т.к. Богом в него заложено множество различных способностей. Речь идёт лишь об интеллектуально-духовных запросах. Человеку необходимо избегать богатства, жить в бедности и скромности, поскольку, таким образом, путь к Богу становится намного легче. На своём пути человек должен соблюдать христианские заповеди, согласовываясь с ними во всех ситуациях.
В целом, по мнению учёных-схоластов, постижение мира происходит, прежде всего, через разум. Но для того, чтобы достичь такого понимания окружающей действительности, необходимо овладеть специальным методом, базирующимся на логике; на том, чтобы заставить свою мысль двигаться от слова к анализу. Важно знать, что существует не только человеческий, но и божественный ум. Именно благодаря ему был создан мир, всё бытие. Таким образом, постижение каких-либо понятий происходит посредством двойного восприятия: через человеческий ум и через божественный. Высшая ступень духовно-умственного развития считается постижением общих идей (иными словами – универсалий).
К схоластике относилось и течение номинализм. Философы-номиналисты придерживались той точки зрения, что универсалии – это только плод воображения, а в реалии их не существует. Главными оппонентами номиналистов в философском споре были реалисты. Номиналисты пытались убедить их в том, что мир – это собрание конкретных предметов и вещей, а их качество и свойства – это продукт воображения.
В учении номиналистов содержался несомненный зачаток материализма, поэтому в определённый момент их философия решением церковного суда оказалась под запретом. Это касается таких учёных, как Пьер Абеляр и Иоанн Росцелин. Однако, настаивая на материализме, они вовсе не отрицали Бога и верили в Его присутствие во Вселенной.
Таким образом, схоластика, хотя и основывалась на Библии и опыте патристиков, тем не менее, отличалась содержанием в ней рационального зерна. И патристика, и схоластика спровоцировали новое – оригинальное развитие мировой философии.
1.4. Арабо-мусульманская философия. Аль-фараби, Авиценна
Если в Европе философия формировалась в процессе объяснения и переосмысления Библии, то в арабо-мусульманских странах источником размышлений и анализа стал Коран. При этом восточные учёные не оставили в стороне и античную философию, также повлиявшую на ход их мысли. Так возникло своеобразное течение калам – теология ислама. Внутри калама произошло обособление некоей группы, получившей название мутазилиты. Кроме религиозной философии они активно рассматривали вопросы, связанные с общей философией, с нормами этики и морали.
Ярчайшими представителями арабской философии Средневековья являются Аль-Фараби и Ибн Сина (Авиценна). Аль-Фараби имел очень высокую репутацию у своих современников и ставился на второе место после Аристотеля. Учёный мыслил с высшей степенью рационально. Он, охватывая в своих трудах самые разные науки, культуру и искусство, выражал твёрдую уверенность в том, что решить задачи, связанные с ними, под силу человеческому разуму. Разум самого Аль-Фараби проявился в его умении классифицировать и применять в своей работе собственную методологию.
Одной из основных идей его философского творчества является идея о вечности мира. Рядом с ней стоит идея о разуме, который имеет аналогичные свойства (единую сущность). Он является источником возникновения знаний и служит для людей способом обрести бессмертие. Аль-Фараби также утверждал о взаимосвязанности всего в мире, о том, что Бог познаётся человеком опосредованно. Примечательно, что в своих изысканиях учёный опирался не только на Коран, но и на труды Аристотеля, часто комментируя его.
Как и Аристотель, Аль-Фараби разработал свою концепцию, поясняющую суть и свойства разума. Следуя своему правилу, он классифицировал это понятие, выделив целых десять его типов, начиная от первого до последнего, деятельного, не имеющего пределов.
Уделял он своё внимание и вопросу познания, тоже подвергшееся классификации. Так, по мнению Аль-Фараби, оно может быть теоретическим и эмпирическим. Познание становится доступным человеку благодаря некоей силе, которая, в свою очередь разветвляется на теоретическую и практическую.
Другим крупнейшим учёным-философом в арабо-исламской науке является Ибн Сина (Авиценна). Это была более чем многогранная личность, чья деятельность – мировое достояние.
В его философии выделяются два принципа, имеющих между собой тесную связь – Разум и Любовь – являются ключевыми системами пантеистической системы Ибн Сины, главные тезисы которой отражены в его научных трактатах. Обосновывая строго логически своё мировоззрение, Авиценна, переходя от известного к неизвестному, и далее – от явления и существования непосредственно к сущности, потом и от сущности менее глубокой к более глубокой, выявляет то единственное и возможное сущее. Оно оказывается множественным и многообразным. Следующий переход происходит к необходимому сущему, определяемого учёным как Бог. В системе философа Бог – это абсолют, отличающийся целостностью и единством; это выражение взаимосвязанности всего в мире.
Необходимо сущее как Логос – это принцип закономерного, разумного устройства мира, содержащий триединство мыслящего, мыслимого и мышления, а как Эрос – принцип, управляющий миром, содержащий триединство любящего, любимого и любовного влечения.
Поскольку необходимо сущее есть одновременно и сведение к мыслительной точке всего богатства и многообразия бытия, и высшая Истина, раскрывающаяся в природе, – то оно, необходимо сущее, постигается наиболее совершенным порождением природы – человеческим разумом. Таким образом, устанавливается связь между необходимо сущим и проистекающим из него человеческим интеллектом, поднимающимся вновь к высотам постижения Перворазума через ступени дискурсивного познания и интеллектуальной интуиции. Тем самым, в конечном счёте, утверждается сущностное единство необходимо сущего космического деятельного разума и человеческого интеллекта. Становится ясным, почему при такой философской концепции Разума Ибн Сина признавал его верховенство в жизни.
Наследие Авиценны очень значимо. Оно сделало его наиболее прогрессивным мыслителем своего времени. Развивший и поднявший на новую высоту достижения передовой античной философии, не только распространил их на Востоке, но всё живое и неодолимое науке передал деятелям эпохи Возрождения и Нового времени на Западе. Эта его заслуга признана всем человечеством.
Глава 2. Философия эпохи Возрождения
2.1 Основные цели, задачи и понятия философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (ХIV—ХVI вв.), одна из самых ярких в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Савонарола, Эразм Роттердамский и многие другие.
Ренессанс — это не только явление итальянской или европейской культуры, но явление общемировое. Все культурные страны, в той или иной форме, имели свой ренессанс. Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджа Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Речь шла о возрождении античных наук и искусств после долгого господства средневековой культуры. Поскольку в истории невозможны буквальные реставрации, деятели Возрождения, оглядываясь на блестящие достижения античности, создавали, по сути, новую культуру. «Миф Ренессанса» — это вера в безграничные возможности человека, который бросает вызов судьбе, преодолевает привычную робость перед божественным авторитетом и вступает в открытое творческое соревнование с самим Богом. Если античная философия раскрывала проблему космоса, средневековая — была целиком посвящена проблеме Бога, то философия Возрождения была сосредоточена на проблеме человека. Возрождение впервые в истории открывает неповторимую индивидуальность свободного человека. Космологизм античной культуры и теологизм культуры Средних веков уступает место антропоцентризму эпохи Возрождения.
Таким образом, в основании культуры Возрождения лежит индивидуализм, который открывает самоценную, свободную и неповторимую творческую личность, субъективизм — ставящий перед собой задачу раскрыть мир не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека, и, наконец, антропоцентризм, полагающий человека центром и смыслом мироздания.
Открытие Ренессансом человека, как главного субъекта истории и культуры, привело к появлению гуманизма. Этот термин был впервые употреблен в XV веке итальянским писателем и ученым Леонардо Бруни. Понятие «гуманизм» означает человеческий, человечный, образованный, т. е. Качество свободного гражданина, необходимое для активного участия в жизни общества.
К важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся:
1. В противоположность средневековой культуре, где на первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность. Первое место в иерархии живых существ принадлежит человеку, потому что он обладает несравненным божественным даром — разумом.
2. В основе мировоззрения Ренессанса — идея безграничного жизнеутверждения.
3. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности.
4. Философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным Божественным смыслом, порядком и энергией. Неоплатонизм вел к замене христианского монотеизма пантеизмом, в результате чего Бог оказывается не за пределами природы, и растворенным в природе, присутствующим в каждой клеточке бытия.
5. История утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей.
6. Утверждается новое отношение к проблеме времени. Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и на первый план выступает эмпирическое время, время земной жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и творчеством.
7. Возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной славы в памяти потомков.
8. Происходит смена языка культуры. Гуманисты возрождают латынь классической древности, изучают греческий язык и заново переводят античных авторов, снимая налет средневековой тенденциозности.
9. В культуре Ренессанса признается существование Бога, бессмертие души. Деятели Возрождения не были атеистами.
10. Хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие ее наступление.
11. Социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах.
2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности.
Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью