Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Автономная некоммерческая организация профессионального образования КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ |
Кафедра права
Курсовая работа
На тему: «Социальное обслуживание граждан»
По ПМ 01: "Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты”
Выполнила студентка
группы 21-ЗП-3
Агальцова С.А.
Проверила:
Андреева Н.И.
Оценка:
г. Калининград
2023
Содержание
Введение…………………….…………………………………………………3
1. Основные понятия социального обслуживания населения……………………………………….……………………………………6
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……………………………………………………….……………………6
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности…………………………..……..….…………………11
1.3 Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы…………………………………………………….…..…………….……17
2. Учреждения социального обслуживания населения: их виды, управление и специфика деятельности…………………………..…….…………24
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………………………………………………………………………………27
2.2 Учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов……………………………………………………………………….…..32
3. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения………………………………………………………………………….….38
Заключение…………………………………………………………………...40
Список используемых источников…………..……………………………..42
Приложение………………………………………….………………………44
Введение
Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части пожилых граждан выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Современное состояние и перемены экономики нашей страны, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении социального обслуживания пожилых граждан.
Организации социального обслуживания населения придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения. Социальная политика по отношению к пожилым гражданам, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - социального обслуживания, касающегося благосостояния и здоровья пожилых граждан, обусловлено довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.
Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к пожилым гражданам, недостаточный учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в стране широкой системы социального обслуживания пожилых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения.
Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг, в частности: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д. В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, негарантированных абсолютно каждому пожилому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должно быть ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий независимо от места их проживания.
Социальная незащищённость этой группы населения связана, прежде всего, с их физическим состоянием, наличием заболеваний, понижением двигательной активности,
присутствием психологического фактора, формирующего контакт с остальными слоями населения. Поэтому пожилые граждане являются наименее защищённой и наиболее социально уязвимой частью общества.
Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания, которые способствуют улучшению качества жизни пожилых граждан, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что социальное обслуживание населения, как стимулятор развития общества, приобрело огромное значение. Особенностью любого общества является оказание помощи и поддержки тем группам населения, кто не может обеспечить себя в связи с наличием определенных обстоятельств, ухудшающих их жизнедеятельность. Существуют разные формы помощи и поддержки гражданам, реализуемые как государственными, так и общественными структурами. От того, насколько эти меры эффективны, зависит благополучие страны и уровень жизни проживающих в ней граждан.
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических и практических аспектов оценки социального обслуживания населения, выявление главных проблем социального обслуживания, разработать тактику решения имеющихся проблем, изучить организацию работы комплексных центров социального обслуживания населения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать систему социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности;
раскрыть сущность социальной политики государства;
рассмотреть деятельность учреждений социального обслуживания населения: их виды, управление и специфику деятельности;
обозначить проблемы социального обслуживания в России и пути их решения.
В качестве объекта исследования выступает общественные отношения.
Предметом исследования являются нормы, которые регулируют вопрос социального обслуживания.
Цели и основные задачи, поставленные в исследовании, определили структуру и логику работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
1. Основные понятия социального обслуживания населения
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ (ст.7).1
До 1991 года отдельные аспекты социального обслуживания реализовывались в системе профсоюзов, органами социального обеспечения, а также общественными организациями.
Для нынешнего этапа развития теории и практики социальной работы в России характерны: целенаправленные усилия государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды жизнедеятельности человека, созданию системы поддержки людей; инициирования потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; предоставления социальной помощи отдельному человеку или группе лиц путем поддержки, консультирования, реабилитации, социального патронажа и использования других видов социальных услуг.
Социальное обслуживание является одной из форм социальной защиты населения России.
В современных условиях социальное обслуживание выступает в качестве одного из важных принципов социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.
В словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящих от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.2
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом.
К середине 1990-х гг. была сформирована правовая база основных секторов социальной сферы, заложены основы законодательного регулирования социально-экономического положения отдельных категорий населения (пенсионеры, беженцы, инвалиды, пожилые граждане, вынужденные переселенцы и др.).
3 В первую очередь это основополагающие законодательные акты, устанавливающие основы правового регулирования в области социального обслуживания населения, повышения социальной защищенности граждан или отдельных категорий, а также устанавливающие для них экономические, социальные и правовые гарантии, определяющие механизмы их реализации.
В 1990-е годы были разработаны и реализовывались федеральные целевые программы содействия занятости населения, поддержке пожилых людей и инвалидов («Старшее поколение», «Социальная поддержка инвалидов»). С 1993 года реализуется программа «Дети России», которой уже через год после начала ее реализации был придан статус президентской.
В последующих годах были изданы следующие нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 19.02.93 № 4528 - 1 «О беженцах»;
• Закон РФ от 19.02.93 № 4530 - 1 «О вынужденных переселенцах»;
• Закон РФ о 19.04.91 № 1032 - 1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 12.01.95 № 5 - ФЗ «О ветеранах»;
• Федеральный закон от 19.05.95 № 81 - ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
• Федеральный закон от 02.08.95 № 122 - ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;4
• Федеральный закон от 24.11.95 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;5
• Федеральный закон от 10.12.95 № 195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
• Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 - ФЗ;
• Федеральный закон от 24.07.98 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24.06.99 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• Федеральный закон от 17.07.99 № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи».6
Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей, а также требует учета следующих моментов:
во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;