Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В июне 1863 г. после ареста многих членов "Отдела, управляющего про­винциями Литвы", в него были введены Калиновский и другие радикально на­строенные лица. Они создали "Литовско-Белорусский червонный жонд" - под­польное правительство, которое попыталось реанимировать восстание. Но ре­альных успехов достичь не удалось. В конце августа Польское революционное правительство приняло решение о прекращении военных действий. Отдельные очаги вооруженного сопротивления существовали на территории Беларуси еще осенью 1863 г. К лету 1864 г. были раскрыты и разгромлены все революцион­ные организации на территории Беларуси.

К. Калиновский продолжал революционную деятельность, пытаясь спа­сти людей и все, что возможно, для будущего: планировалось вновь начать восстание весной 1864 г. Несколько месяцев Калиновский скрывался, но бьш выдан В. Парфиановичем. Во время следствия не выдал никого из оставшихся на свободе соратников. Написал и передал на волю "Письма из-под виселицы" - свое завещание белорусскому народу. 10(22) марта 1864 г. Калиновский бьш публично повешен на Лукишской площади в Вильно.

21. Люблинская уния 1569 г.

Почву для заключения с Польшей унии создавали противоречия с господ­ствующим сословием Великого княжества Литовского: между магнатерией, имев­шей неограниченную власть в государстве, и оттиснутой ею на второй план полити­ческой жизни шляхтой. Последнюю привлекали привилегии польских братиев по классу, получить которые они рассчитывали через унию. Внутриполитический кри­зис наиболее обострился в 60-е гг. XVI в. Чтобы сбить пропольские настроения шляхты, правительство Великого княжества Литовского в 1563 г. полностью урав­няло в правах православных феодалов с католиками, а в 1564 г. ввело сословный суд, в котором главную роль играла сама шляхта. Эти меры, возможно, и имели бы успех, если бы не драматическое внешнеполитическое положение страны, мощь ко­торой подточила Ливонская война.

Польская сторона в 60-е гг. поднимала вопрос об унии на четырех сей­мах. Ее политики торопились - в связи с угасанием связывавшей оба государ­ства династии Ягеллонов, последним представителем которой являлся Сигиз-мунд II (1548-1572). Нужно было заключить новый, соответствующий времени и обстоятельствам, союз. Предлюблинский период характеризуется шовини­стическими настроениями в Польше и пограничными недоразумениями. Шляхта, аппетиты которой дразнили богатые пространства на востоке
, манили там новые земли, чины и богатства, начала открыто добиваться инкорпорации Великого княжества Литовского.

Таким образом, оба государства стремились к унии, но польский проект поглощения княжества короной столкнулся с литвинским контрпроектом, ко­торый ограничивался военно-политическим союзом независимых государств.

Финал наступил в 1569 г., когда представители обеих стран собрались на Люблинский сейм. 6 драматических месяцев заседал он. Магнатскую оппози­цию унии в Люблине представляли А. Волович, Н. Радзивилл, И. Ходкевич и др. Увидев угрозу ее заключения на неприемлемых условиях, они тайно поки­нули город. Но это была их политическая ошибка. Польская сторона продол­жила обсуждение без них. Под ее нажимом Сигизмунд II в марте-июне отторг от княжества и включил в состав Польши Подляшье, Киевщину, Волынь и По­долье. Это было сильным ударом по государству, и без того ослабленному Ли­вонской войной. Оказать тогда сопротивление княжество не могло. Эта госу­дарственная измена великого князя Сигизмунда сломила магнатскую оппози­цию. Она вынуждена была вернуться в Люблин и там 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.

В соответствии с этим актом, Польское королевство и Великое княжест­во Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую под вла­стью одного государя - польского короля и великого князя литовского, с об­щим органом законодательной власти - сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей. Ливония объявлялась их совместным владением, Украина отходила к Польше. Княжество лишалось права выбирать себе отдельного мо­нарха, иметь собственное законодательство, собирать свой сейм. Полякам пре­доставлялось право приобретать земли и получать должности на территории Беларуси и Литвы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княже­ства, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохраня­ло свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Пого­ней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. - государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.

Люблинская уния являлась добровольным объединением государств. Однако Польша воспользовалась критическим положением княжества и, нахо­дясь в лучшей политической и экономической ситуации, претендовала на ли­дерство в Речи Посполитой. Поэтому в 70-90 гг. XVI в. в княжестве имели ме­сто сильные антилюблинские настроения. Среди его патриотов было немало сторонников разрыва союза с Польшей, а политики вели борьбу за независи­мость своего государства в составе Речи Посполитой. В этот период регулярно созывались свои сеймы, в 1581 г. была создана высшая судебная инстанция -Трибунал, что продемонстрировало жизнестойкость княжества. Принятие в 1588 г. своего свода законов - Статута - по существу сводило на нет многие положения Люблинского акта. Этот выдающийся памятник правовой культуры не имел равных в европейской юридической мысли того времени. Он закрепил суверенитет Великого княжества Литовского вопреки акту унии и гарантиро­вал его экономическую, политическую и культурную независимость. Так, го­сударственным языком законодательно закреплялся белорусский; чужеземцам, к

числу которых относились и поляки, запрещалось получать здесь земли, светские и церковные должности. Именно такую направленность Статуту в его окончательном варианте придал выдающийся политический и государствен­ный деятель, тогда подканцлер Лев Сапега (1557-1633), который возглавил борьбу за самостоятельность княжества. Он добился от короля Сигизмунда III (1588-1632) уважения суверенитета и законов своего государства.

Внесенные жизнью коррективы в условия Люблинской унии сделали Речь Посполитую федерацией - равноправным объединением двух независи­мых государств. Тем не менее, польское культурное влияние и проникновение католицизма дополнило социальную дифференциацию белорусского общества этно-религиозной дезинтеграцией. Усилившиеся с образованием Речи Поспо­литой полонизационные процессы привели к отрыву от белорусской этниче­ской общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс фор­мирования и развития, единого народа.

37. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России и особенности их реализации в Беларуси.

Развитие капитализма в Европе к началу XIX века привело к смене феодально -абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства - конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западно-европейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.

Эта необходимость ярко проявилась в Беларуси. Большинство ее жителей (74,3%) составляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуитских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к потребностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостничества привели к упадку крестьянского хозяйства. Проблема увеличения доходности помещичьих имений не разрешалась. Все чаще помещики обращаются к кредиту и закладывают свои имения и крепостных крестьян в залог. В 1859 г. белорусскими помещиками было заложено в кредитных учреждениях около 60% крепостных. В целях увеличения прибыли имений, их доходности, помещики расширяли запашку, увеличивали барщину, которой в 50-е годы было охвачено свыше 90% крепостных. Усиление помещичьего гнета вело к росту крестьянских волнений. В 1858 - 1860 гг. они прошли почти во всех уездах Беларуси. Одиннадцать раз их подавляли военной силой.


Чтобы предотвратить социально-политический взрыв, правительство стало на путь реформ. Начать реформы было решено с белорусских и литовских губерний. Учитывалось, что помещичьи хозяйства Беларуси были довольно тесно связаны с рынком и имели опыт применения труда безземельных крестьян. По мнению властей, помещики здесь были более подготовлены к отмене крепостного права, чем в других губерниях России. Брался в расчет и тот факт, что в губерниях, граничащих с Польшей, крестьяне уже пользовались личной свободой. Помещики Беларуси неоднократно высказывались за отмену крепостного права с сохранением земли в своих руках. В сентябре 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний направили в Петербург адреса (ходатайства), в которых выражали желание освободить крестьян, но без земли. В ответ в ноябре был опубликован рескрипт царя на имя Виленского генерал-губернатора В. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. комитеты, созданные в Минской, Виленской и Гродненской губерниях, высказались за безземельное освобождение крестьян. Проекты безземельного освобождения крестьян правительством были отвергнуты.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне получили, хотя не сразу, личную свободу, их нельзя было продавать, дарить. Они получили свободу вступать в брак, вести судебные дела, беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью. В Беларуси реформа проводилась на основе общего и двух местных положений. На Витебскую и Могилевскую губернии распространялось «Положение для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских». В тех губерниях, где господствовало общинное землепользование, размеры предоставляемых крестьянам наделов составляли на душу мужского пола: высший - от 4 до 5,5 десятин, низший - 1/3 высшего. Если размер надела превышал высшую норму, то помещик имел право «отрезать излишек» в свою пользу (отрезки). Сохранялась круговая порука. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях, где не существовало крестьянской общины, а было подворное землепользование, в крестьянское землепользование передавалась та земля, которой они пользовались до 1861 г. согласно инвентарям. В том случае, если у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или у помещика оставалось менее 1/3 части удобных для земледелия земель, последний получал право отрезать в свою пользу 1/6 крестьянской земли. Повинности устанавливались на уровне инвентарных норм и выполнялись индивидуально.


Крестьяне получили право выкупать свою усадьбу, а с согласия помещика и полевой надел. Выкуп крестьянин должен был платить только за землю. Однако цена на нее в Беларуси была завышена в 3 - 4 раза. 20% суммы при выкупе платили сами крестьяне, а оставшуюся часть правительство, которую они должны были в течении сорока девяти лет выплатить государству.

Крестьяне не приняли объявленной им «свободы», отказывались выполнять барщину, самовольно рубили леса, поджигали помещичьи имения. В течение 1861 г. отмечено 379 крестьянских выступлений, в 125 случаях для их усмирения использовалась вооруженная сила. Восстание 1863 г. вынудило правительство принять меры, смягчающие социально-политическую напряженность. Указом 1 марта 1863 г. вводился обязательный выкуп крестьянами своих наделов в Виленской, Гродненской, Минской губерниях. С 1 мая прекращались временно-обязанные отношения, выкупные платежи снижались на 20%. Генерал-губернатор М. Муравьев подписал приказ о наделении трехдесятинными земельными участками тех, кто утратил землю в 1846 - 1856 гг. Эти меры смягчили последствия реформы в Беларуси. В 1867 г. оброк был заменен на обязательный выкуп земли для государственных крестьян.

Отмена крепостного права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки. Одной из первых началась военная реформа. Страна была поделена на военные округа, срок службы был сокращен до 7-8 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы для лиц, имевших образование, значительно сокращался. Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным. По этой же причине с большим опозданием и существенными отступлениями от статута проводилась в Беларуси и судебная реформа. Только в 1872 г. были введены мировые суды. Мировые судьи здесь не избирались, а назначались из числа помещиков министром юстиции. В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний были отнесены к Виленской судебной палате. Витебской губернии - к Петербургской, а Могилевской - к Киевской. В 1889 г. был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. В Беларуси (только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях) закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г.