Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реальностью становится многопартийная система. Возникли такие оппозиционные КПСС партии, как "Демократический союз", "Демократическая партия России", "Республиканская партия Российской Федерации", "Социал-демократическая партия России", "Либерально-демократическая партия" и др. Во всех союзных и автономных республиках возникли Народные фронты.
Руководство страны, стремясь расширить социальную базу своей политики перестройки, предприняло ряд энергичных шагов для кардинального изменения церковно-государственных отношений. 30 апреля 1988 г. состоялась сенсационная встреча М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси и членами Священного Синода. На этой встрече лидер КПСС заявил, что "верующие люди - это советские люди, трудящиеся патриоты и они имеют полное право достойно выражать свои убеждения. Перестройка, демократизация, гласность, касаются и их". В этот период начали передаваться в ведение церкви ранее отобранные у нее храмы и монастыри, активно развиваться и поощряться участие церкви в общественной жизни, ведущие деятели церкви были избраны депутатами Верховного Совета СССР и республик.
Кульминационным пунктом в этой сфере общественных преобразований стало принятие 1 октября 1990 г. Верховным Советом СССР закона "О свободе совести и религиозных организаций", который привел советское законодательство в соответствие с международными нормами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия в прежнем законодательстве о религиозных культах, препятствующие практическому осуществлению принципа свободы совести.
64. Распад СССР и образование СНГ.
Провал августовского путча (19-21 августа 1991 г.) резко изменил ситуацию в стране. Перемены произошли, прежде всего, в сфере межнациональных отношений. Ускорился распад Союза ССР. Союзные республики объявили себя независимыми государствами. В сентябре 1991 г. У Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Президент СССР М. С. Горбачев предпринимал попытки выработать и заключить новый Союзный договор. Однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно.
8 декабря 1991 г. лидеры трех республик - Беларуси, России, Украины -республик, подписавших в 1922 г. договор об образовании СССР, заявили о прекращении его существования. Стороны отметили, что "переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом" и заявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Несколько позднее к Содружеству присоединились и другие бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Грузии. 21 декабря в Алма-Ате была принята Декларация государств - участников СНГ. Участники Алма-Атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали также выполнение международных обязательств бывшего Союза ССР.
25 декабря стало последним днем работы Президента Союза ССР М.С. Горбачева. СССР прекратил свое существование.
Становление СНГ проходило непросто. Между бывшими советскими республиками возникали трения, различной остроты конфликты. Наиболее опасные разногласия возникли между Россией и Украиной по вопросу о судьбе Черноморского флота (Россия относила флот к стратегическим силам, которые находятся под объединенным командованием стран СНГ; Украина считала, что почти весь флот должен принадлежать ей), Крыма (завоеванного во второй половине XVIII в. Россией и переданного в 1954 г. Н. С. Хрущевым Украине), экономических взаимоотношений. Несмотря на существующие ныне и возможные в будущем сложности в отношениях между странами СНГ, его образование имело положительное значение. Оно прервало процесс хаотического распада Союза и способствовало координации действий между республиками бывшего СССР.
Новые независимые государства получили международную поддержку и признание. Утверждению международного авторитета России способствовали визиты ее Президента Б. Н. Ельцина в Италию, США, Англию, Канаду, Францию в конце 1991- начале 1992 г., новые инициативы российского руководства в области ограничения и сокращения вооружений. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахтных пусковых установок межконтинентальных ракет, приняла решение о прекращении производства отдельных видов тяжелых бомбардировщиков, вдвое сократила количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, находящихся на боевом патрулировании, заявила о сокращении на 700 тыс. человек Вооруженных Сил бывшего СССР.
На встрече российского и американского президентов - Б.Н. Ельцина и Дж. Буша была принята кэмп-дэвидская декларация. В ней была изложена новая формула взаимоотношений между двумя странами: "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанным на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".
Мировое сообщество оказало странам СНГ существенную помощь поставками продовольствия, предоставлением кредитов. Однако отсутствие благоприятных экономических и правовых условий сдерживает инвестиции в экономику государств Содружества.
Освобождение от центральных союзных властей позволило независимой России быстрее и энергичнее встать на путь широких экономических преобразований.
Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследие от прошлого, заставило российское правительство начать экономическую реформу с либерализации цен, установления высокого уровня налогообложения, урезания социальных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть стране дорогу в международные экономические и финансовые организации. В то же время задерживается процесс приватизации предприятий, существуют серьезные бюрократические препятствия открытию и функционированию частных фирм.
Вынужденные жесткие экономические меры вызвали снижение жизненного уровня населения, способствовали появлению недовольства, усилению социальной напряженности в обществе. В январе - феврале 1992 г. в Москве, других городах прошли митинги, участники которых требовали возврата к старому, к коммунистической системе, планово-распределительной экономике, к прежней советской империи, выступали против реформ, экономической, политической и духовной свободы. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А.В. Руцкой, подвергли критике политику реформ кабинета Б. Н. Ельцина. Однако, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, большинство населения России в целом поддерживает действия российского правительства.
Дальнейшее развитие ситуации, очевидно, будет определяться способностью руководства России к эффективным преобразованиям в области становления рыночной экономики, к мирному разрешению сложных межнациональных проблем, а также способностью населения адаптироваться к новым условиям жизни, авторитетом, влиянием тех слоев населения, которые составляют социальную базу реформ.
65. Провозглашение независимости Республики Беларусь.
Попытка руководства Советского Союза провести радикальные экономические преобразования привела к либерализации общественно-политической жизни, реформированию взаимоотношений между республиками и центром. На местах, в том числе в Беларуси, разрасталось движение за национальную независимость. В 1990 г. начался процесс провозглашения суверенных республик, 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. Соответственно ей на территории республики провозглашалось верховенство Конституции Белорусской ССР и ее законов. Этим шагом было положено начало движению к реальному государственному суверенитету, который утверждался во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, в достойной жизни каждого гражданина республики. Граждане Беларуси всех национальностей составляют белорусский народ, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Белорусская нация имеет неотъемлемое право на самоопределение.
Конец 1990 - начало 1991 г. отмечены попытками поиска новых форм национально-государственных связей республик СССР. В марте 1991 г. состоялся референдум о судьбе Союза ССР, в ходе которого за сохранение СССР высказалось большинство населения. Однако надежда на постепенное реформирование СССР была перечеркнута путчем в августе 1991 г. После провала путча Верховный Совет БССР 25 августа 1991 г. принял решение о придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Беларуси, а также постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности республики. В собственность Беларуси были переданы предприятия, организации и учреждения общесоюзного подчинения, размещенные на ее территории. Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности БССР из союзно-республиканских учреждений были преобразованы в республиканские. Было принято решение о приостановке деятельности КПБ, департизации органов государственной власти и управления, предприятий, организаций и учреждений. Партийная собственность была опечатана.