Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
власти и социалистической системы. Подавляющее большинство народов отка­залось от "строительства коммунизма".

Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими при­верженцами той методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг исторического жур­нала "Анналы" (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской исторической нау­ке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зре­ния этого подхода, является цивилизация. Термин "цивилизация" происходит от лат. слова "civil" - городской, гражданский, государственный. Первоначаль­но термином "цивилизация" обозначали определенный уровень развития обще­ства, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. Отли­чительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, яв­ляется появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, филосо­фии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при ко­торых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культу­ры того или иного общества, означающий его закат, или упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общест­венной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые со­гласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой систе­мы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобра­зие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутрен­них воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я.Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурно­го и социального развития. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 типов цивилиза­ций, А.Тойнби - 6, О. Шпенглер - 8.


Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

  1. его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

  2. ориентация на учет специфики предполагает представление об исто­рии как многолинейном, многовариантном процессе;

  3. цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает це­лостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные сис­темы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравни­тельно-исторический метод исследования;

  4. выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регио­нов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

  5. цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факто­рам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилиза­ции имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморф­ности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной сто­роны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации разли­чаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: ре­лигиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других - политическое, а третьих - религиозное, в четвертых - культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов системы цивилизации. Однако харак­тер этого доминирования носит трудно уловимый характер.



Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода -формационный и цивилизационный - дают возможность рассмотреть истори­ческий процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.
11. Борьба западных земель Руси с иноземными захватчиками в XIII в.

В 13 веке начинается новый этап в истории белорусских земель. Постепенно на смену феодальной раздробленности шел процесс консолидации удельных княжеств. Интеграционные подходы в политике формировались как под воздействием экономических факторов, так и внешнеполитических обстоятельств. В начале 13 века Полоцкое княжество вступило в борьбу с немецкими крестоносцами, которые силой оружия стремились укрепиться в Прибалтике. В конце 20-х годов крестоносцев пригласил для борьбы с племенами пруссов и ятвягов польский король Конрад Мозовецкий. Укрепившись, они захватили Поморье, затем Пруссию. Племена пруссов были уничтожены, а на их землях было создано государство Восточная Пруссия. В этих условиях полоцкий князь Брачислав, выдав свою дочь замуж за новгородского князя Александра, сближается с Новгородом. Летом 1240 г. на реке Неве войска новгородцев и полочан разбили шведов, а в 1242г. – крестоносцев на Чудском озере.

В 30-50-е годы серьезная опасность грозила с Востока. Татаро-монголы разорили Киевскую Русь. Эта угроза подтолкнула восточнославянских князей к союзу, в том числе и с литовцами. Начало славяно-балтскому союзу положил военно-политический союз Вовогрудка с литовским князем Миндовгом. Трудно сказать, кто был инициатором. Новое государственное образование было создано с центром в Новогрудке. В 1246 г. Миндовг принял христианство, объеденил близлежащие земли. Но это была «зона влияния» галицко-валынских князей.

В 50-е годы Даниил Галицкий совершил несколько походов на земли Понемонья, захватил Гродно. Миндовг заручиля поддержкой Ливонского ордена, согласившись принять католичество. Папа Римский Иннокентий 14-й признал новое государство. В 1253 г. Миндовг короновался в Новогрудке королём Литвы, а в 1254 г. подписал мирный договор с Даниилом Галицким. Этот договор был подкреплен браком дочери Миндовга и сына Даниила Галицкого. На некоторое время Новогрудская земля снова оказалась в зависимости от галицко-валынских князей.


В конце 50-х на арену политической борьбы выходит сын Миндовга Войшелк. Убийство Миндовга и двух его младших сыновей в 1263 году привело к политическому кризису. В борьбу за власть вступили Полоцк, Псков, Пинск, Новогрудок. При поддержке новогрудской и пинской дружин Войшелк вернул княжеский престол. За время своего правления он смог присоединить к Новогрудскому княжеству земли на севере и востоке (Нальщины, Деволтва, Полоцк). Но и Войшелка постигла участь отца, он был убит в 1268г. во время встречи с Галицким князем.

2. Первобытное общество на территории Беларуси.

Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX - V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V - начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.

К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы - многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа - германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке