Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.
Установка на гармонию во всем космосе связана была и с куль-туросозидающей деятельностью античного человека. Гармония, проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда - формулирование канона - совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело - прообраз мира. Космо-логизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.
Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное общество имело иную сельскохозяйственную основу - выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.
В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части
демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.
В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
Появился первый в истории образец народовластия - демократия. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.
В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.
В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество - вторичными.
Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.
В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Се-менникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1994. - С.60).
20. Консолидация белорусской народности (XIV-XVI вв.).
В ХШ-XVI вв. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылок для возникновения белорусской народности. Как и в других странах, он был длительным, специфичным и развивался в своеобразных исторических условиях. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого к XVI в. и завершилось формирование белорусской народности.
Она создавалась в пределах территории, на которой проживали потомки дреговичей, днепро-двинских кривичей, радимичей, частично северян, древлян и волынян. Рядом с ними в состав белорусской народности вошли иноязычные элементы, особенно из числа литовцев, ятвягов и татар. Этому в немалой степени способствовала славянская колонизация, которая растянулась на несколько веков и проходила постепенно. В результате на широкой территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе, Днепром и Сожем на востоке к XIV в. сформировалась этническая территория белорусской народности.
Положительное влияние на него оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV-XVI вв. завершилось формирование основных сословий белорусской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.
Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. В эпоху средневековья, когда религия занимала господствующее положение в общественном сознании, он имел определяющее значение в этническом развитии. Подавляющее большинство белорусского населения оставалось православным. Даже среди шляхты белорусского происхождения удельный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. Распространившиеся затем Реформация и Контрреформация, усиливающееся стремление уравняться в правах с польской шляхтой привели белорусских феодалов в лоно католицизма. Основная же масса населения оставалась православной, а с 1596 г. - униатами, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.
4. Характеристика европейского Средневековья.
В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы "Анналы" датируют Средние века - начало П-Ш вв. н. э. - конец XVIII в. Большинство же историков начало Средневековья датируют V в.н. э. - конец XVI - середина XVII вв. Внутри периода Средневековья принято выделять три периода:
Раннее Средневековье - V в. - начало XI в.
Классическое Средневековье - XI-XV в.
Позднее Средневековье - XV в.- середина XVII в.
Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.
Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой этого общества является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю.
Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для "спасения" души, достижения "Царства Божия".
Особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество -это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные эт-ногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, белорусов, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.
В Европе Средневековье - это период становления новой формы западной цивилизации - европейской христианской цивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская империя раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существованиев результате внутренних противоречий и нашествия так называемых "варваров" в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности европейской цивилизации - восточная и западная. Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада
жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы.
Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви -папа Римский и глава Византийской церкви - Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский принял титул Вселенского патриарха православной, т. е. истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятое), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 г.
Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселением народов - вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Многие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.
В период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать последствия захватнических войн и возрождаться. В V-VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, a VII-X вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая расцвета во время правления Карла Великого (768-814), королевство германцев - преобразованное при короле Отгоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.
Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей европейской цивилизации является христианство. Оно формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс
Установка на гармонию во всем космосе связана была и с куль-туросозидающей деятельностью античного человека. Гармония, проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда - формулирование канона - совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело - прообраз мира. Космо-логизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.
Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное общество имело иную сельскохозяйственную основу - выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.
В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части
демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.
В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
Появился первый в истории образец народовластия - демократия. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.
В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.
В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество - вторичными.
Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.
В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Се-менникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1994. - С.60).
20. Консолидация белорусской народности (XIV-XVI вв.).
В ХШ-XVI вв. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылок для возникновения белорусской народности. Как и в других странах, он был длительным, специфичным и развивался в своеобразных исторических условиях. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого к XVI в. и завершилось формирование белорусской народности.
Она создавалась в пределах территории, на которой проживали потомки дреговичей, днепро-двинских кривичей, радимичей, частично северян, древлян и волынян. Рядом с ними в состав белорусской народности вошли иноязычные элементы, особенно из числа литовцев, ятвягов и татар. Этому в немалой степени способствовала славянская колонизация, которая растянулась на несколько веков и проходила постепенно. В результате на широкой территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе, Днепром и Сожем на востоке к XIV в. сформировалась этническая территория белорусской народности.
Положительное влияние на него оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV-XVI вв. завершилось формирование основных сословий белорусской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.
Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. В эпоху средневековья, когда религия занимала господствующее положение в общественном сознании, он имел определяющее значение в этническом развитии. Подавляющее большинство белорусского населения оставалось православным. Даже среди шляхты белорусского происхождения удельный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. Распространившиеся затем Реформация и Контрреформация, усиливающееся стремление уравняться в правах с польской шляхтой привели белорусских феодалов в лоно католицизма. Основная же масса населения оставалась православной, а с 1596 г. - униатами, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.
4. Характеристика европейского Средневековья.
В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы "Анналы" датируют Средние века - начало П-Ш вв. н. э. - конец XVIII в. Большинство же историков начало Средневековья датируют V в.н. э. - конец XVI - середина XVII вв. Внутри периода Средневековья принято выделять три периода:
Раннее Средневековье - V в. - начало XI в.
Классическое Средневековье - XI-XV в.
Позднее Средневековье - XV в.- середина XVII в.
Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.
Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой этого общества является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю.
Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для "спасения" души, достижения "Царства Божия".
Особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество -это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные эт-ногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, белорусов, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.
В Европе Средневековье - это период становления новой формы западной цивилизации - европейской христианской цивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская империя раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существованиев результате внутренних противоречий и нашествия так называемых "варваров" в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности европейской цивилизации - восточная и западная. Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада
жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы.
Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви -папа Римский и глава Византийской церкви - Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский принял титул Вселенского патриарха православной, т. е. истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятое), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 г.
Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселением народов - вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Многие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.
В период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать последствия захватнических войн и возрождаться. В V-VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, a VII-X вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая расцвета во время правления Карла Великого (768-814), королевство германцев - преобразованное при короле Отгоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.
Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей европейской цивилизации является христианство. Оно формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс