Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее по­ложение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и поря­док, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в ан­тичной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

Установка на гармонию во всем космосе связана была и с куль-туросозидающей деятельностью античного человека. Гармония, проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и вос­произведены. Отсюда - формулирование канона - совокупности правил, опре­деляющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на на­блюдениях над реальным человеческим телом. Тело - прообраз мира. Космо-логизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцен­трический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и ко­нечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение лю­дей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.

Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное об­щество имело иную сельскохозяйственную основу - выращивание без искусст­венного орошения зерновых, винограда и маслин.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамич­но, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она закан­чивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельче­ской знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части
демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило дви­жущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособст­веннические отношения, проявилось господство частного товарного производ­ства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия - демократия. Демо­кратия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, преду­сматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, призна­ние его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в ча­стную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих част­нособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество - вторичными.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, кото­рые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Се-менникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1994. - С.60).


20. Консолидация белорусской народности (XIV-XVI вв.).

В ХШ-XVI вв. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылок для возникновения белорусской народности. Как и в других стра­нах, он был длительным, специфичным и развивался в своеобразных историче­ских условиях. Начало ему было положено еще в период существования сою­зов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смо­ленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяй­ственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централи­зации и обусловили вхождение белорусских земель в состав Великого княже­ства Литовского, в рамках которого к XVI в. и завершилось формирование бе­лорусской народности.

Она создавалась в пределах территории, на которой проживали потомки дреговичей, днепро-двинских кривичей, радимичей, частично северян, древлян и волынян. Рядом с ними в состав белорусской народности вошли иноязычные элементы, особенно из числа литовцев, ятвягов и татар. Этому в немалой сте­пени способствовала славянская колонизация, которая растянулась на несколь­ко веков и проходила постепенно. В результате на широкой территории, распо­ложенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе, Днепром и Сожем на востоке к XIV в. сформировалась этническая тер­ритория белорусской народности.

Положительное влияние на него оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV-XVI вв. завершилось формирование основных сословий белорусской народности. Окончательно сложилось сосло­вие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православ­ное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.

Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиоз­ный фактор. В эпоху средневековья, когда религия занимала господствующее положение в общественном сознании, он имел определяющее значение в этни­ческом развитии. Подавляющее большинство белорусского населения оста­валось православным. Даже среди шляхты белорусского происхождения удель­ный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. Распростра­нившиеся затем Реформация и Контрреформация, усиливающееся стремление уравняться в правах с польской шляхтой привели белорусских феодалов в лоно католицизма. Основная же масса населения оставалась православной, а с 1596 г. - униатами, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.


4. Характеристика европейского Средневековья.

В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы "Анналы" датируют Сред­ние века - начало П-Ш вв. н. э. - конец XVIII в. Большинство же историков начало Средневековья датируют V в.н. э. - конец XVI - середина XVII вв. Внутри периода Средневековья принято выделять три периода:

Раннее Средневековье - V в. - начало XI в.

Классическое Средневековье - XI-XV в.

Позднее Средневековье - XV в.- середина XVII в.

Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отли­чающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрное общество, ба­зирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических от­ношениях. Основой этого общества является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю.

Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внут­ренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для "спасе­ния" души, достижения "Царства Божия".

Особенностями данного общества являются также стремление к внут­реннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость со­словий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консервативный харак­тер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество -это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные эт-ногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, бе­лорусов, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институ­ты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для разви­тия мировой цивилизации.

В Европе Средневековье - это период становления новой формы запад­ной цивилизации - европейской христианской цивилизации. Европейская ци­вилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская империя раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существованиев результате внутренних противоречий и нашествия так называемых "варва­ров" в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской им­перии наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности европейской ци­вилизации - восточная и западная. Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада
жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государст­венности и культуры новых народов Европы.

Христианство и во времена античности не представляло собой единой ор­ганизации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви -папа Римский и глава Византийской церкви - Константинопольский патриарх. Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа, преемни­ком апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский принял титул Вселенского патриарха право­славной, т. е. истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятое), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 г.

Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселением народов - вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Мно­гие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римля­нами и друг с другом.

В период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать последствия захватнических войн и возрождаться. В V-VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государ­ственные образования, a VII-X вв. они достигают расцвета. Среди этих госу­дарств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая расцвета во время правления Карла Великого (768-814), королевст­во германцев - преобразованное при короле Отгоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Среди всех достижений античной цивилизации особое место принадле­жит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церк­вей, духовной основой всей европейской цивилизации является христианство. Оно формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только ду­ховные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс