Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Распад колониальной системы. Модернизация стран традициона­листских цивилизаций

Интенсивный распад колониальной системы начался после второй миро­вой войны. В 1943-1959 гг. независимость обрели 20 стран. В 1960-1970 гг. -около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависи­мых стран возникло около 100 новых суверенных государств.

В Азии наиболее впечатляющей бьша победа национально-освободительного движения над британским империализмом. На территории Индии эту борьбу вела партия Индийский национальный конгресс под руково­дством Махатмы Ганди. В 1947 г. территория британской колонии Индии бьша разделена на два доминиона - Индийский Союз и Пакистан. В 1950 г. Индийский Союз стал суверенной Республикой Индией. Вслед за Индией свой суве­ренитет провозгласил и Пакистан.

Аналогичные процессы развивались в Юго-Восточной Азии. В годы второй мировой войны значительная часть территории Юго-Восточной Азии была захва­чена японскими империалистами. Поражение Японии во второй мировой войне сопровождалось ростом национально-освободительного движения и самостоя­тельным провозглашением независимости колониями европейских государств.

Первым в 1945 г. самостоятельно провозгласило свою независимость от Нидерландов одно из крупнейших государств этого региона - Индонезия. В 1949 г. Нидерланды были вынуждены признать суверенитет этой республики.

В августе 1945 г. во французском Индокитае вспыхнуло восстание под руководством Хо Ши Мина. В сентябре 1945 г. на территории Вьетнама пов­станцами было провозглашено независимое государство - Демократическая Республика Вьетнам. Французские колонизаторы не хотели смириться с поте­рей Индокитая. Они развернули военные действия и попытались силой восста­новить свой бывший статус метрополии. В 1949 г. на оккупированной тер­ритории они создали государство Вьетнам. В 1954 г. в результате крупных во­енных поражений они подписали Женевские соглашения, в которых признали суверенитет Вьетнама. За год до этого в 1953 г. получили независимость два других государства французского Индокитая - Камбоджа (Кампучия) и Лаос.

Наиболее интенсивно процесс деколонизации в 50-60-х гг. проходил в Африке. Начался этот процесс на севере континента. В конце 1951 г. нацио­нальной независимости от Италии добилась Ливия. В 1952 г. в борьбе с бри­танскими колонизаторами обрел независимость Египет. В 1954 г. независи­мость завоевали бывшие французские колонии Марокко, Тунис и Судан.


С севера волна национально-освободительного движения двинулась на юг и прокатилась по Западной, Центральной и Восточной Африке. В 1957 г. первой среди колониальных, стран тропической Африки завоевала независимость анг­лийская колония Золотой Берег - Гана. В 1958 г. стала свободной Гвинея.

1960 г. получил название "Год Африки". В этот год 17 колоний были провозглашены независимыми государствами: Камерун, Того, Сенегал, Мали, Мадагаскар, Заир, Сомали, Бенин (Дагомея), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Центрально-африканская империя, Конго, Габон, Нигерия, Мавритания. В 1962 г. обрели независимость Алжир, Руанда и Бурунди. В 1963 г. - Кения и Занзибар. В 1964 г. - Малави (Нью-Селенд) и Замбия. В 1966 г. -Лесото. В 1968 г. - Свазиленд, Экваториальная Гвинея и Маврикий (республи­ка Гвинея-Бисау). Таким образом за исключением ряда территорий на юге страны к 80-м гг. XX в. Африканский континент был деколонизирован, а зна­чит и колониальная система распалась на всей территории земного шара.

Однако обретение политической независимости автоматически не обес­печивало экономической независимости, а тем более процветания. В большин­стве этих стран существовала многоукладная экономика, примитивные, архаи­чески отсталые отношения, низкий уровень образования населения, голод и нищета. В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались "мировой деревней" капиталистической систе­мы, хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.

На смену колониализму пришел неоколониализм - система разнообраз­ных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении. Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные согла­шения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии - от военных баз до исключительного права на стратегическое сы­рье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая "финансовая помощь". В результате этой помощи освободив­шиеся государства попали в такую долговую кабалу, из которой они не мечта­ют выбраться и в третьем тысячелетии. Таким образом, благодаря неоколониа­листской политике бывшие метрополии сохраняют сильные рычаги воздейст­вия на освободившиеся страны: технико-экономические, финансовые, тор­говые, военно-политические.



Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации

Одна из важных характерных особенностей XX в. - это глобализация со­циальных и культурных процессов. Этимологически термин глобализация свя­зан с латинским словом "глобус", т. е. Земля, Земной шар и означает общеплане­тарный характер тех или иных процессов. Таким образом, XX век расценивается многими учеными и философами как век формирования глобальной, общепла­нетарной цивилизации. Однако глобализация процессов, это не только их по­всеместность, не только то, что эти процессы охватывают весь земной шар. Гло­бализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, по­литических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсив­ность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удов­летворения личных и общественных потребностей. Таким образом, глобальная цивилизация расценивается как качественно новый тип цивилизации, новый тип целостности духовной и материальной жизни.

Но было бы значительным упрощением истолковывать возрастающую це­лостность цивилизации как принятие всеми членами мирового сообщества оп­ределенной общей системы ценностей, т. е. только как возрастающую унифика­цию различных стран и регионов земного шара. Унификация, без сомнения, имеет место. Основой этой унификации являются Глобальное сотрудничество народов и регионов, создание общепланетарной системы разделения общест­венного труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т.д.

Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс автономизации обществ и регионов. Ученые отмечают, что реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных сообществ к сохранению, собственной идентичности. Это стремление особен­но сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного соз­
нания. Поэтому следует признать, что целостность современной цивилизации не означает полной слитности, однородности, исчезновения своеобразия, спе­цифики цивилизационных особенностей народов, государств и регионов. На­против, целостность предполагает разнородность, гетерогенность жизнедея­тельности современных сообществ. Но эти разнообразные автономные сооб­щества и регионы во всей возрастающей степени становятся зависимыми друг от друга в том смысле, что действия каждого из них во все возрастающей сте­пени отражаются на положении и возможностях остальных частей системы. Таким образом целостность глобальной цивилизации состоит не только в том, что происходит слияние всех сообществ и регионов в некую единую общность, но прежде всего в том, что объективно, т. е. независимо от сознания и воли людей происходит рост их взаимозависимости.

Такая взаимозависимость наиболее ярко проявляется в экономике. Раз­витие современных производительных сил, достижение приемлемого уровня экономического развития не мыслимы без активного участия в международном разделении труда, глобального обмена товарами и капиталами. Взаимопроник­новение и взаимодополняемость экономик различных стран и регионов стали неодолимым требованием времени. Страны, которые в силу идеологических установок пробовали отгородиться от международного экономического взаи­модействия, резко отстали от передовых индустриальных стран и в 80-90-х гг., попали в полосу экономического и политического кризиса.

Взаимозависимость проявляется не только в экономической сфере, а во всей жизнедеятельности сообществ и регионов так, что кризисы или разлад в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабиль­ности других ее секторов.

Всякая взаимозависимость активных субъектов предполагает их взаимо­действие. Это взаимодействие происходит и в современной глобальной циви­лизации. А это означает, что многие достижения цивилизационного развития, которые были осуществлены в силу определенных исторических причин в тех или иных регионах, в рамках отдельных региональных или национальных культур в условиях глобальной целостности получают все более широкое рас­пространение и становятся компонентами этой целостности.

Таким образом, можно сделать выводы, что в процессе межцивилизационного диалога:

  1. Усвоение прогрессивного опыта происходило при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа.

  2. Каждое сообщество берет из общечеловеческого опыта те формы жиз­ни, которые оно в состоянии освоить в рамках своих экономических и куль­турных возможностей.

  3. Элементы иной цивилизации, пересаженные на другую почву, приоб­ретают новый облик, новое качество.

  4. В результате диалога современная глобальная цивилизация приобрета­ет не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плю­ралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.


Известно, что диалог предполагает признание каких-то общих предпосы­лок, разделяемых всеми сторонами. Закономерно встает вопрос: "На базе каких предпосылок совершается современный общецивилизационный диалог?" Мно­гие историки склонны думать, что в этом диалоге на современном этапе преоб­ладает западное влияние, и, следовательно, основу диалога составляют ценно­сти западной техногенной цивилизации. С этим мнением в определенной сте­пени; можно согласиться. В период колониальной и неоколониалистской поли­тики происходила цивилизационная экспансия западной культуры по всему земному шару.