Файл: 1. История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Осенью 1946 г. либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта бьши вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося политического противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение "советского владычества" в Европе ("доктрина Трумэна"). Впервые в пропагандистский оборот был выпущен термин "холодная война".
Справедливости ради необходимо отметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое пугало. Это значительно облегчило работу правоконсервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.
Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказал печальный для СССР дипломатический опыт тридцатых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ним поддерживать невозможно. Отсюда проявлялась негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.
Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников бьши, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После войны здесь наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, восстановить "санитарный кордон" у западных границ страны, лишить ее плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности. Не без основания Сталин со все возрастающим недоверием воспринимал любые действия бывших союзников в этом регионе, подозревая, что они готовят себе стратегические плацдармы для будущей войны с СССР. Исходя одновременно из прежней идеи мировой коммунистической революции и глобальных геополитических
задач СССР, Сталин активно способствовал установлению в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании однородных с СССР социально-политических режимов. В 1949 г., во многом благодаря содействию СССР, коммунисты окончательно завоевали власть в Китае.
Фактически одной из конкретных прикладных программ "доктрины Трумэна" стал предложенный США план экономического возрождения Европы ("план Маршалла"). Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам, США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Руководство СССР увидело в этом плане претензию США на мировую гегемонию, грубое вмешательство во внутренние дела европейских государств. Отрицательное отношение к "плану Маршалла" было навязано Сталиным правительствам стран Центральной и Юго-Восточной Европы, коммунистам в других регионах мира.
В соответствии с "доктриной Трумэна" США и их союзники вовлекли СССР в разорительную гонку вооружений, вскоре окружили СССР военными базами, в 1949 г. создали блок НАТО. Значительно уступавший по экономической мощи СССР в качестве ответа наглухо закрыл страну и своих союзников "железным занавесом", создал ядерное оружие, в противовес НАТО в 1949 г. сформировал из своих союзников Совет Экономической Взаимопомощи, а позднее в середине 50-х гг. - Организацию Варшавского Договора. Вместе с тем, неоднократно в послевоенный период мир ставился безответственными действиями политиков и военных под угрозу перерастания "холодной войны" в ядерную. Открытой пробой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950-1953 гг.), поставившая человечество на грань третьей мировой войны.
В этих условиях инструментом поддержания мира могла бы стать созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций. Однако начавшееся противостояние СССР и США в "холодной войне" не дали реализовать надежды на ООН как механизм разрешения конфликтов, ее деятельность оказалась фактически парализованной. Вместо того, чтобы стать инструментом мира, ООН на долгие годы была превращена в поле дипломатической конфронтации и пропагандистских битв. Известную позитивную, но все же по большей части пропагандистскую роль в эти годы стало играть широкое общественное Движение сторонников мира.
Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодолеть взаимное принципиальное идеологическое отчуждение для того, чтобы защитить планету от реальной угрозы установления бесчеловечного фашистского "нового порядка". После войны СССР быстро восстановил хозяйство, значительно расширил сферу международного влияния. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав -СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства.
62. БССР в 50–80-е годы.
В середине 50-х гг. в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и т.д. Эти процессы затронули и экономику Беларуси. На основе решений июльского (1955) Пленума ЦК КПСС в шестой пятилетке (1956-1960) в республике ускоренными темпами развивалось машиностроение, энергетика, происходило внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. За 1955-1958 гг. на предприятиях республики было установлено около 200 поточных линий, освоен выпуск почти 300 новых типов станков. Минский автомобильный завод начал выпуск 25-тонных самосвалов. На Могилевском металлургическом заводе в 1957 г. был выпущен первый белорусский прокат. Новая продукция появилась на многих других предприятиях. Происходили изменения в управлении промышленностью. Вместо отраслевых министерств были созданы совнархозы, которые руководили промышленностью по территориям (1957). В Беларуси был создан один совнархоз.
После решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, который определил меры по экономическому укреплению сельского хозяйства, повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян, несколько улучшилось состояние сельского хозяйства. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 г. машино-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам.
В силу ряда причин шестая пятилетка не была доведена до конца. Последние два года шестой пятилетки объединялись со следующей, и в результате был принят семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965). Аналогичным планом по БССР предусматривалось увеличение объема промышленной продукции на 80%. В годы семилетки в республике
ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Белорусскую энергосистему. Вступили в строй Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотнотуковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и др.
Несмотря на то, что промышленность в целом справилась с заданиями семилетки, негативных явлений избежать не удалось. Значительное количество предприятий выпускало продукцию устаревших образцов. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности, снизилась производительность труда. Не оправдали себя попытки перестройки промышленности по территориальному принципу. В начале 60-х гг. началось снижение производства сельскохозяйственной продукции. Не дала положительных результатов и реорганизация МТС, в результате которой колхозы оказались в больших долгах у государства. Появился дефицит не только промышленных товаров, но и сельскохозяйственных продуктов. Страна стала закупать зерно за границей. Стало очевидным, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя.
В середине 60-х годов были проведены экономические реформы. В промышленности вернулись к отраслевому принципу руководства. В Беларуси вместо одного совнархоза было создано 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских. Предусматривалось расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых "сверху" плановых показателей (вместо 109 только 9). Предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавались три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции.
В сельском хозяйстве предусматривались меры по росту капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, увеличению поставок техники колхозам и совхозам, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию более чем на 50%. Доводились стабильные планы закупок сельскохозяйственной продукции, которые не должны были пересматриваться каждый год. Была списана задолженность за купленную технику, уменьшены налоговые обязательства колхозов перед государством.
Реформы середины 60-х гг. дали определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Беларуси. Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (1966-1970). Объем промышленной продукции увеличился в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45%. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель.
В целом реформы 60-х гг. не достигли цели и к началу 70-х гг. были фактически прекращены. Отрицательную роль здесь сыграли приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления. Но ситуация в эти годы в Беларуси не была еще критической. За 1970-1985 гг. было введено в действие более 186 промышленных предприятий. Продолжалась концентрация производства. В 1980 г. в Беларуси действовало около 200 производственных и научно-производственных объединений.
Вместе с тем, в 70-80-е гг. экономика Беларуси, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. В 1982 г. среднегодовой прирост национального дохода составил 3,4%. Научно-технический прогресс затронул в первую очередь оборонную промышленность. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным. Увеличилось отставание технического уровня Беларуси от уровня промышленно развитых стран.
Противоречиво развивалось и сельское хозяйство Беларуси. С одной стороны, шло укрепление его материально-технической базы, а с другой - снижались темпы развития сельскохозяйственного производства. Росло количество нерентабельных хозяйств.
Этому способствовал рост стоимости техники, отчуждение крестьянина от средств производства, низкая заработная плата, плохие социально-культурные условия и т. д. Все это привело к оттоку мужского населения в города, "старению" деревни. Не дали результатов и решения майского Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе. Несмотря на то, что изменилась система управления сельским хозяйством, что создавались агропромышленные комплексы, что в сельское хозяйство вкладывались огромные средства - аграрная проблема осталась нерешенной.
Таким образом, командно-административные методы руководства экономикой к середине 80-х гг. себя изжили. Настала необходимость глубоких социально-экономических и политических реформ.