Файл: Тема Понятие текст, общее и различное в рекламных, журналистских и prтекстах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.
Понятие «текст», общее и различное в рекламных,
журналистских и PR-текстах.
Аннотация. В лекции рассмотрены несколько толкований текста, виды текстов, кратко охарактеризованы функционально-смысловые типы речи, кратко дано понятие рекламных, журналистских, PR-текстов и показано их различие.
План:
1. Понятие текста.
2. Виды текстов. Функционально-смысловые типы речи.
3. Общее и различное в рекламных, журналистских и PR-текстах.
1. Понятие текста
В соответствии с узким пониманием текстами называют только вербальные произведения. При этом одни исследователи считают текст продуктом письменной речи, другие — продуктом и письменной, и устной речи. В рамках первого подхода классическое, широко известное определение принадлежит И. Р. Гальперину: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Подобный взгляд на текст как на «фиксированное на письме речетворческое произведение» разделяет и З. Я. Тураева. При втором подходе текст определяется как продукт устной и письменной речи, некоторая последовательность языковых/речевых (знаковых) средств, обладающих признаками связности, цельности (целостности) и эмотивности, объединенная смысловой и
грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единств (прозаических строф), фрагментов, разделов и т. д. [1].
Широкое понимание термина «текст» связано, во-первых, с широким толкованием термина «язык», когда под языком понимается всякая коммуникативная система, пользующаяся знаками, упорядоченными особым образом (например, язык искусства). Согласно данной точке зрения, текст — «сообщение на Этом языке»; отдельное семиотическое образование, замкнутое в себе и имеющее целостное, нерасчленимое значение и целостную, нерасчленимую функцию; «всякий связный знаковый комплекс»; «некое коммуникативное образование, наделенное содержанием и формой (спектакль, концерт, кинофильм, произведение живописи, а не только литературное произведение, художественное или научное». Во-вторых, широкое понимание текста основывается на взгляде на культуру как на сложное семиотическое образование, представляющее собой определенную систему конвенциональных знаков. В результате «все явления культуры мыслятся как тексты», а текст — как порожденное с помощью знаковых систем информационное целое, которое может быть выражено и вербально, и невербально [1].
Текстом может быть, как отдельное произведение, так и совокупность произведений. Например, отдельный номер газеты, с точки зрения воспринимающего, «это целостный текстовой континуум, составной текст. Совокупность разных газет, выходящих в определенный период, является сверхтекстом, который, в свою очередь, входит в сверхтекст, составленный из разных СМИ (пресса, журналы, радио, ТВ)».
Сверхтекст определяется как «совокупность высказываний, текстов, ограниченная темпорально и локально, объединенная содержательно и ситуативно, характеризующаяся цельной модальной установкой,
Широкое понимание термина «текст» связано, во-первых, с широким толкованием термина «язык», когда под языком понимается всякая коммуникативная система, пользующаяся знаками, упорядоченными особым образом (например, язык искусства). Согласно данной точке зрения, текст — «сообщение на Этом языке»; отдельное семиотическое образование, замкнутое в себе и имеющее целостное, нерасчленимое значение и целостную, нерасчленимую функцию; «всякий связный знаковый комплекс»; «некое коммуникативное образование, наделенное содержанием и формой (спектакль, концерт, кинофильм, произведение живописи, а не только литературное произведение, художественное или научное». Во-вторых, широкое понимание текста основывается на взгляде на культуру как на сложное семиотическое образование, представляющее собой определенную систему конвенциональных знаков. В результате «все явления культуры мыслятся как тексты», а текст — как порожденное с помощью знаковых систем информационное целое, которое может быть выражено и вербально, и невербально [1].
Текстом может быть, как отдельное произведение, так и совокупность произведений. Например, отдельный номер газеты, с точки зрения воспринимающего, «это целостный текстовой континуум, составной текст. Совокупность разных газет, выходящих в определенный период, является сверхтекстом, который, в свою очередь, входит в сверхтекст, составленный из разных СМИ (пресса, журналы, радио, ТВ)».
Сверхтекст определяется как «совокупность высказываний, текстов, ограниченная темпорально и локально, объединенная содержательно и ситуативно, характеризующаяся цельной модальной установкой,
достаточно определенными позициями адресанта и адресата, с особыми критериями нормального/анормального».
Понятие «сверхтекст» сближается с понятием «дискурс» (ср., например, одно из определений дискурса как совокупности текстов с учетом их экстралингвистических параметров), получившим неоднозначное толкование в исследовательской литературе [1].
В рамках разных профессиональных дисциплин понятие текста также приобретает свою специфику, которую рассмотрим далее.
2. Виды текстов. Функционально-смысловые типы речи.
Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения. Наиболее точным по объему передаваемого значения представляется термин «функционально- смысловые типы речи» (в дальнейшем ФСТР) [2].
ФСТР определяется характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация, как известно, бывает
• фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания;
• концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания;
• методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации;
• эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана;
• инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия.
Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информация характеризует прежде всего тексты научные; фактологическая
Понятие «сверхтекст» сближается с понятием «дискурс» (ср., например, одно из определений дискурса как совокупности текстов с учетом их экстралингвистических параметров), получившим неоднозначное толкование в исследовательской литературе [1].
В рамках разных профессиональных дисциплин понятие текста также приобретает свою специфику, которую рассмотрим далее.
2. Виды текстов. Функционально-смысловые типы речи.
Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения. Наиболее точным по объему передаваемого значения представляется термин «функционально- смысловые типы речи» (в дальнейшем ФСТР) [2].
ФСТР определяется характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация, как известно, бывает
• фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания;
• концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания;
• методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации;
• эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана;
• инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия.
Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информация характеризует прежде всего тексты научные; фактологическая
и эстетическая - тексты художественные; методическая - тексты учебные; тексты публицистические и газетные (синкретичные по своей сути) рассчитаны на два вида человеческой деятельности - познавательную и ценностно-ориентационную и потому совмещают в себе разные виды информации - фактологическую, оценочно-эмоциональную [2].
Эмпирический и теоретический уровни познания отражаются на общей специфике текстов. Они могут быть, прежде всего, констатирующего (или представляющего) типа и типа аргументирующего.
Каждый из этих типов в тексте реализуется в разных формах речи или способах изложения (или ФСТР). Тексты констатирующего типа имеют
ФСТР описание, повествование (характеристика-описание, сообщение- повествование). Тексты аргументирующего типа - ФСТР рассуждение
(определение-объяснение, умозаключение-рассуждение). Это наиболее традиционная классификация ФСТР, в которой выделяется в основном три вида - описание, повествование, рассуждение [2].
Тексты констатирующего типа раскрывают признаки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах
(описание); отражают динамику событий, процессов (повествование).
Тексты аргументирующего типа представляют информацию в виде определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение). Такой текст отражает движение мысли с указанием на причинно-следственные связи и условно-временные отношения, с использованием разных логических операций. Причем основные способы изложения
(содержательно разные) могут использоваться в разных текстах. Например, техническое описание какого- либо агрегата в научно-техническом тексте и описание пейзажа, портрета персонажа, обстановки - в художественном тексте; повествование о ходе событий, действий в художественном тексте и повествование о научных исканиях, истории открытий в научном тексте; рассуждение-
Эмпирический и теоретический уровни познания отражаются на общей специфике текстов. Они могут быть, прежде всего, констатирующего (или представляющего) типа и типа аргументирующего.
Каждый из этих типов в тексте реализуется в разных формах речи или способах изложения (или ФСТР). Тексты констатирующего типа имеют
ФСТР описание, повествование (характеристика-описание, сообщение- повествование). Тексты аргументирующего типа - ФСТР рассуждение
(определение-объяснение, умозаключение-рассуждение). Это наиболее традиционная классификация ФСТР, в которой выделяется в основном три вида - описание, повествование, рассуждение [2].
Тексты констатирующего типа раскрывают признаки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах
(описание); отражают динамику событий, процессов (повествование).
Тексты аргументирующего типа представляют информацию в виде определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение). Такой текст отражает движение мысли с указанием на причинно-следственные связи и условно-временные отношения, с использованием разных логических операций. Причем основные способы изложения
(содержательно разные) могут использоваться в разных текстах. Например, техническое описание какого- либо агрегата в научно-техническом тексте и описание пейзажа, портрета персонажа, обстановки - в художественном тексте; повествование о ходе событий, действий в художественном тексте и повествование о научных исканиях, истории открытий в научном тексте; рассуждение-
доказательство относительно какого-либо физического явления в научном тексте и рассуждение по поводу психологического состояния персонажа в тексте художественном и т.д.
Таким образом, функционально-смысловой тип речи - это своего рода модель коммуникации. И при определении механизмов образования текста прежде всего избирается сама модель коммуникации, т.е. учитываются конструктивные признаки речевого акта, совокупность которых и формирует модель.
К конструктивным признакам относятся:
1) коммуникативная целеустановка;
2) предмет (содержание) коммуникации;
3) признаки ситуации, в пределах которой осуществляется коммуникация;
4) социальная характеристика участников коммуникации.
Совокупность этих признаков и создает систему речевых ситуаций, а тип речевой ситуации определяет конкретную модель коммуникации
(сообщения). В рамках каждого типа речевой ситуации формируются достаточно стандартные формы реализации их в тексте. Рождается стереотипность речевого поведения, которая отражается на нормах
(жестких или менее жестких, свободных) речевой организации текста.
Текст соответственно приобретает ту форму, которая помогает ему выполнить данную коммуникативную задачу. При этом чем более стандартен текст, тем ярче выявляются его признаки, тем более предсказуема оказывается его форма. Следовательно, цель, намерение
(авторская интенция) определяют тип текста, несущего определенную информацию, а тип текста - функционально-смысловой тип речи, т.е. речевую форму [2].
Таким образом, текст реализует определенную коммуникативную интенцию (намерение, задачу):
1) сообщить, констатировать (описание);
Таким образом, функционально-смысловой тип речи - это своего рода модель коммуникации. И при определении механизмов образования текста прежде всего избирается сама модель коммуникации, т.е. учитываются конструктивные признаки речевого акта, совокупность которых и формирует модель.
К конструктивным признакам относятся:
1) коммуникативная целеустановка;
2) предмет (содержание) коммуникации;
3) признаки ситуации, в пределах которой осуществляется коммуникация;
4) социальная характеристика участников коммуникации.
Совокупность этих признаков и создает систему речевых ситуаций, а тип речевой ситуации определяет конкретную модель коммуникации
(сообщения). В рамках каждого типа речевой ситуации формируются достаточно стандартные формы реализации их в тексте. Рождается стереотипность речевого поведения, которая отражается на нормах
(жестких или менее жестких, свободных) речевой организации текста.
Текст соответственно приобретает ту форму, которая помогает ему выполнить данную коммуникативную задачу. При этом чем более стандартен текст, тем ярче выявляются его признаки, тем более предсказуема оказывается его форма. Следовательно, цель, намерение
(авторская интенция) определяют тип текста, несущего определенную информацию, а тип текста - функционально-смысловой тип речи, т.е. речевую форму [2].
Таким образом, текст реализует определенную коммуникативную интенцию (намерение, задачу):
1) сообщить, констатировать (описание);
2) рассказать, изобразить (повествование);
3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение);
4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);
5) побудить, просить, приказать (инструктаж).
Учитывая данные целеустановки текста, можно сделать (обобщенно и условно!) выводы о преобладающем способе изложения содержания в целом по тексту или по его фрагменту, виду текста, жанру; даже виду науки (например, в математике - рассуждение, в ботанике - описание, в истории - повествование). Речь идет, конечно, только о преобладающем способе изложения, и это не исключает сочетания разных способов в любых текстах. Надо иметь в виду и различия в проявлениях этих способов в текстах монологических и диалогических [2].
Итак, описание - это перечисление признаков, свойств предмета; повествование - это рассказ о событиях во временной последовательности; рассуждение - это исследование предмета или явления, раскрытие их внутренних признаков, доказательство определенных положений; инструктирование - это рекомендации к действиям.
Структура описания.
Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки, экспериментов, деталей машин и др.
Наиболее распространенный тип описания - с качественной или предметной ремой. Логические ударения выделяют имена качества, шире - признака или наименования предметов.
Примеры описаний с качественной ремой:
Весна в Фиальте облачна и скучна. Все мокро: пегие стволы
платанов, можжевельник, ограды, гравий. Далеко, в бледном просвете, в
неровной раме синеватых домов, с трудом поднявшихся с колен и ощупью
ищущих опоры (кладбищенский кипарис тянется за ними), расплывчато
очерченная гора св. Георгия менее чем когда-либо похожа на цветные
снимки с нее, которые тут же туриста ожидают (с тысяча девятьсот
десятого года, примерно, судя по шляпам дам и молодости извозчиков),
теснясь в застывшей карусели своей стойки между оскалом камня в
аметистовых кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух
тепл, отдает гарью. Море, опоенное и опресненное дождем, тускло
оливково (В. Набоков. Весна в Фиальте).
Здесь логически выделяются слова, называющие качества, признаки
- облачна и скучна, мокро, похожа на цветные снимки, в аметистовых кристаллах; тепл; тускло оливково. Глаголы данного отрывка нерематичны, они не выражают активного действия, чаще это причастные формы, имеющие значения признаков (в составе определительных оборотов) [2].
Значение качества, скорее свойства может передаваться и иным способом. Вот пример описания, где наряду с обычным способом передачи качественного значения путем употребления имен прилагательных используются особым образом глагольные формы (это типичный случай научного описания вида животных):
Представители рода лесных полевок (Clethrionomus) от других
полевок отличаются окраской меха. На спине он почти у всех видов
рыжеватый, рыжий или красно-рыжий, у большинства и бока тела
рыжие. Распространены в лесных ландшафтах всей Северной Америки и
Евразии…
Рыжая полевка - западный вид Евразии. Ее ареал идет от Западной
Европы к Востоку до Енисея и Алтая. В лесах Западной Сибири
численность этих грызунов небольшая, однако они почти постоянно
многочисленны в европейских лесах: широколиственных, березово-
осиновых, смешанных и хвойных. Поселяются в садах, но на поля, даже
примыкающие к лесу, выходят редко и лишь единичные особи.
Укрываются в неглубоких норах, проложенных в рыхлой лесной почве и
среди корней деревьев и кустарников. Питаются летом травой, семенами
деревьев… Зимой едят побеги и кору кустарников и деревьев (Жизнь
животных).
Глаголы здесь (они логически выделены, что подкрепляется и позиционно) обозначают свойства, присущие описываемому виду полевок, это их характеристика, такие формы настоящего времени имеют значение вневременное.
Структура повествования.
Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот вид текста акцентирует внимание на активных действиях, процессах, порядке протекания действий. Глаголы здесь, в отличие от глаголов в описании, всегда акциональны, они в полном объеме передают свойственные им лексические значения. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений.
Повествование может иметь разную форму, однако эти различия не столь многочисленны, как в структуре описания; все они так или иначе связаны с характеристикой активного проявления действия, с указанием на переход от одного действия к другому. Следовательно, главный признак повествования - динамичность, активность глагольной формы, ее полнозначность и полновесность. Поэтому часто встречаются в таких отрывках текста глаголы мгновенного действия, глаголы совершенного вида [2].
Цербер тихо и как-то жалобно взвизгивал. Бедному псу, по-
видимому, тоже становилось страшно, ввиду наступающего царства
мертвящего мороза; он прижимался ко мне и, задумчиво вытягивая
острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно вглядывался в
беспросветно-серую мглу.
Вдруг он повел ушами и заворчал. Я прислушался. Сначала все было
по-прежнему тихо. Потом в этой напряженной тишине выделился звук,
другой, третий… В морозном воздухе издали несся слабый топот далеко
по лугам бегущей лошади.
Подумав об одиноком всаднике, которому, судя по слабому топоту,
предстояло проехать еще версты три до слободы, я быстро сбежал с
крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту. Минута в воздухе с
открытым лицом грозила отмороженным носом или щекою. Цербер,
издав громкий, торопливый лай в направлении конского топота,
последовал за мной (В. Короленко. Соколинец).
Как видим, активные глаголы в этом отрывке передают этапы действий. Глаголы «держат» на себе текст, фиксируя смену событий (пес повел ушами, заворчал; я прислушался, выделился звук, другой; быстро сбежал, кинулся в юрту; последовал за мной).
Особую разновидность повествования составляют тексты, в которых динамика действий передается не глагольными формами (они отсутствуют вовсе), а номинативными. Такие повествования особенно динамичны и экспрессивны:
Мимо дома - рысью в садок. Залегли под плетнем. Глухой говор. Звяк
стремян. Скрип седел. Ближе (М. Шолохов. Тихий Дон).
Структура рассуждения.
Наряду с текстами констатирующего или представляющего типа распространены тексты, аргументирующие с функционально-смысловым типом речи рассуждения. Такой способ изложения реализует коммуникативные установки иного плана: доказательства, объяснения, определения, сообщения выводного характера.
В ФСТР аргументирующих содержание часто используются вводно- модальные слова; условно-временные, уступительные и причинно- следственные связи; отношения противопоставления и сопоставления.
Характерна модель оформления фрагмента текста: тезис - доказательство
(аргументация) - вывод (заключение, обобщение). Часто такая модель реализуется в рамках классического абзаца. Собственно, рассуждение может быть представлено как эксплицитно, с лексическими сигналами причинно-следственной и др. связи, так и имплицитно, когда эти связи обнаруживаются на логико-смысловом уровне [2].
Возьмем пример:
Существует ходячее представление, будто бы материальная бедность
общества отражается, и притом прямо, и на его духовной бедности. И
наоборот: материальное изобилие влечет - или обязано влечь за собой -
также и духовное богатство.
Объективные исторические наблюдения не подтверждают этого тезиса.
[…]
Я был бы очень заинтересован, если бы кто-нибудь сумел убедительно
показать мне, что перечисленные общества, достигшие высокого уровня
общего материального благосостояния, как-то: Швеция, Голландия,
Швейцария - проявили одновременно также и подлинное духовное
богатство. Правда, что они вносили и вносят кое-что в мировую науку и
технику, но наука, как и техника, относятся в основном к ряду не
духовных, а интеллектуальных ценностей. С самого начала следует
делать различие между этими двумя рядами явлений. Умонастроение
определенного типа, весьма ныне распространенного, не отличает
духовного от интеллектуального. […]
Если понять и усвоить это различие двух родов явлений, духовного и
интеллектуального, тогда станет ясно, что духовное богатство
находится отнюдь не в прямой зависимости от богатства
материального. Дурно отражается на духовной деятельности только две
степени материального достатка: нищета и роскошь. Первая
заставляет тратить все силы на борьбу за существование, вторая ведет