Файл: Владимирский Технологический колледж Индивидуальный проект Восток в средние века.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Владимирский Технологический колледж»
Индивидуальный проект
«Восток в средние века»
Проект подготовил:
Студент группы ПК-122
Бирюков Давид Андреевич
Преподаватель:
Аронина Н. В.
Итоговая оценка: ___________
2022-2023
Содержание
Введение 3
Основная часть 5
Глава 1. Восточные страны периода средневековья: 5
1.1. Индия 6
1.2. Китай 8
1.3. Япония 11
1.4. Арабский халифат 14
Глава 2. Религия стран востока 16
Заключение 20
Список используемых источников и исследовательской
литературы 22
Приложение (Глоссарий) 23
Введение
Цель: рассмотреть особенности экономического и культурного развития стран Востока в период средневековья.
Задачи:
-
Выявить самые развитые цивилизации на Востоке в период средневековья. -
Изучить экономику и культуру стран Востока в Средние века. -
Исследовать религию стран Востока, как общую культуру. -
Обобщить информацию о жизни в Средние века на Востоке. -
Разработать проектный продукт по данной теме.
Источники:
-
Предисловие конституция Сëтоку(604г.) www//Vostlit.info -
Япония при сëгунах(XII-XIX вв.) https://history.wikireading.ru/75122
Актуальность темы исследования. Древний Восток имеет особое значение для современного мира, и прежде всего, для развития естественнонаучной мысли. Если обратиться к истории этого процесса, можно однозначно контактировать, что общество Востока внесло неоценимый вклад в историю.
Средневековый восток оставил бесценное творческое наследие. Изучение данной темы актуально тем, что оно позволяет оценить весомый вклад, внесенный мыслителями Китая, Японии, Индии, арабского Востока в прогресс мировой цивилизации. Это позволяет раскрыть принцип преемственности в науке, которая передавалась от Востока к Западу и наоборот, что привело в конечном итоге к прогрессу общечеловеческой цивилизации.
Историческое развитие Древнего Востока - это история возникновения, становления и длительного развития первых цивилизаций, для которых характерно определенное историко-культурное единство и которые появились после распада первобытного сообщества. Цивилизация закономерно пришла на смену родовому строю и знаменовала собой новый уровень истории человечества. Сама по себе она является сложным историческим явлением
В Европе Средневековье - синоним «феодализма», это период между античностью и капиталистическими отношениями. А на Востоке не было античности. Восточная цивилизация развивалась неравномерно: периоды расцвета чередовались с периодами спада. Поэтому трудно строго определить границы средних веков на Востоке. Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков). Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).
Основная часть
1.Восточные страны периода средневековья
Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Становление средневековых обществ Востока характеризовалось утверждением феодальных отношений, как и в Европе. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
Факторы, обусловливающие «запаздывание» восточных обществ:
1.Сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений;
2.Устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства;
3.Преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов;
4.Безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
1.1. Индия
Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.
Социально-экономическое развитие Индии в эпоху средневековья характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов, наряду с правителями, были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем.
Возле дворцов феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца, возникают новые города. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам.
В начале XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство — Делийский султанат (1206—1526), окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Политико-административная организация государства — типично исламская. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком — персидский.
Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). В период существования Делийского султаната началось проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли побережья Западной Индии.
В 1526 г. Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В государственный земельный фонд поступали все завоеванные территории. Из него раздавались «джагиры» — условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью.
Таким образом, средневековая Индия олицетворяет собой синтез разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна стала легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала естественный ход исторического развития.
1.2. Китай
Большинство историков полагают, что с падением империи Хань на рубеже II—III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Политические изменения в Китае III—VI вв. тесно связаны со сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два основных диалекта китайского языка.
Процесс этнической консолидации китайцев повлиял на политические изменения. Вырос бюрократический аппарат. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.
Экономика Китая VII—XII вв. основывалась на аграрном производстве. Система землепользования включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель. Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов.
В китайском средневековом обществе размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII—VIII вв. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.
В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. Со временем усиливались гонения на буддизм и утверждалось
неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием индивидуального долга.
В 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215—1294) ставка была перенесена в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время.
В эпоху правления династии — Мин (1368-1644) было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.
Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Период XVI — первая половина XVII вв. характеризовался затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре, кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.
Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628—1644 гг. во главе с Ли Цзы-чэнем. В 1644 г. его войска заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.
Таким образом, история средневекового Китая представляет собой настоящий калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все другие державы мира.
С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая.