Файл: 1. Теоретикометодические основы педагогики и психологии образования. Основные категории педагогики образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 771
Скачиваний: 73
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Теоретико-методические основы педагогики и психологии образования. Основные категории педагогики образования.
Педагогика как наукапредставляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
Методология- это учение о идейных позициях науки, логики ее развития, методах исследования.
Теория- это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих результат.
Педагогическая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают ее общая, частная и специальная методология, а также теоретические положения, объясняющие сущность образования, обучения, воспитания как общественных явлений.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.
Образование – результат обучения.
В основе психологии образования как науки лежат методологические принципы двух видов:
1. Общие психологические принципы научного исследования (те принципы, которые работают во всех отраслях психологии)
2. Специфические принципы, которые разрабатывались в психологии образования как самостоятельные отдельные науки.
Общепсихологические принципы.
· Принцип целостности психического развития. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему, в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны и при этом не просто образуют связи друг с другом, а взаимопроникают друг в друга. Выготский писал, что в развитии психики человека важнее не развитие отдельных процессов - памяти, мышления, внимания, а их взаимосвязь.
· Принцип единства психики и деятельности. Был сформулирован С. Л. Рубинштейном. Означает, что психика человека зарождается проявляется и развивается в деятельности. Вне деятельности психики не существует, поэтому изучать развивать и корректировать психику нужно в конкретных видах деятельности.
· Принцип детерминизма или причинной обусловленности психических явлений. Любое психическое явление обусловлено действием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяют психику человека и ее развитие. Внутренние факторы - касается свойств и качеств человека. Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны.
· Принцип индивидуального подхода.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
2. Государственная политика в сфере образования. Современные тенденции и закономерности развития педагогики и психологии образования, принципы и основные направления государственной политики в сфере образования, их социальная и этическая направленность.
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
современные тенденции развития образования:
Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.
Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.
Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.
Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.
Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того , что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.
Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.
Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.
Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.
Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.
3.Структура профессионального и высшего образования как педагогической системы.
Среднее профессиональное педагогическое образование
Среднее профессиональное педагогическое образование реализуется посредством обучения в педагогических техникумах и колледжах. Данные учебные заведения осуществляют набор учащихся на основе полного среднего и основного общего образования. Срок подготовки зависит от того, на базе какого образования поступил учащийся, а также на какую форму обучения – очную или заочную.
На базе среднего профессионального педагогического образования осуществляется подготовка следующих специалистов:
дошкольное образование: воспитатели детей дошкольного возраста;
школьное образование: учителя начальных классов;
дополнительное образование: педагог дополнительного образования (хореография, творчество, музыка, искусство и т.д.)
специальное дошкольное образование: воспитатель детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
коррекционная педагогика начального образования: учитель начальных классов коррекционного и компенсирующего вида;
профессиональное обучение: мастер производственного обучения (технолог, техник, дизайнер и т.д.).
Таким образом, среднее звено осуществляет подготовку специалистов в различных областях профессионального педагогического образования.
Высшее профессиональное педагогическое образование (бакалавриат, специалитет, магистартура)
Высшее профессиональное педагогическое образование предусматривает три программы подготовки специалистов:
Бакалавриат (3-4 года обучения) – осуществляется по следующим направлениям подготовки:
педагогическое образование: учителя начальных классов, воспитатели детей дошкольного возраста;
профессиональное педагогическое образование по отраслям: учитель математики, физики, музыки и т.п., то есть учитель-предметник;
психолого-педагогическое направление: социальный педагог, школьный психолог и т.п.
специальное образование (дефектология): учитель детей с отклонениями в развитии;
психология и педагогика девиантного поведения: педагог-психолог по работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Специалитет – форма подготовки, являющаяся одной из традиционных в России, направлена на подготовку специалистов в области педагогической профессии.
После освоения учебной программы специалитета, выпускники защищают выпускную квалификационную работу. По итогу обучения им присваивается профессиональная квалификация по педагогической специальности.
Необходимо отметить, что в настоящее время, в системе российского образования осуществляется постепенный отказ от специалитета. Это связано с переходом на европейскую систему образования и интеграции в мировую систему высшего образования, которая состоит из двух уровней: бакалавриат и магистратура.
Магистратура – следующая ступень высшего профессионального педагогического образования.
Особенности получения педагогического образования в магистратуре:
акцент на самостоятельную работу под руководством научного руководителя;
по окончанию магистратуры выпускники защищают диссертацию, которая имеет отличия от выпускной работы бакалавра (больший объем, новизна, глубина, самостоятельность исследования и т.д.). Работа над диссертацией начинается практически с момента поступления;
по итогу обучения в магистратуре выпускнику присваивается ученая магистерская степень.
4.Национальный проект «Образование», цели, задачи. Региональный профиль реализации проекта.
Цели национального проекта РФ «Образование»:
-
вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. -
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи национального проекта РФ «Образование»:
-
Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология». -
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. -
Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. -
Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. -
Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций. -
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. -
Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими. -
Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства). -
Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. -
Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
5.Методологические основы педагогики и психологии образования.
Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах. Поскольку педагогика очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической базовой основы методологии отечественной научной педагогики представлено диалектико-материалистическое представление о мире и роли человека в мире.
Методология = теория + метод (эмпирическое исследование). В основе психологии образования как науки лежат методологические принципы двух видов: 1. Общие психологические принципы научного исследования (те принципы, которые работают во всех отраслях психологии) 2. Специфические принципы, которые разрабатывались в психологии образования как самостоятельные отдельные науки.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
Методология- это учение о идейных позициях науки, логики ее развития, методах исследования.
Теория- это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих результат.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.
Образование – результат обучения.
Среди общепсихологических принципов выделяют:
принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических свойств, состояний и процессов;
принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения;
принцип личностного подхода;
принцип единства сознания и деятельности.
Общепедагогические принципы. Принцип целенаправленности. Принцип целостности и системности. Принцип гуманистической направленности.
Принцип уважения к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Принцип сознательности и активности. Принцип – сочетание прямых и параллельных педагогических действий Специфические принципы
6. Современные механизмы оценки качества высшего образования.
Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования: лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров; итоговая аттестация выпускников основной школы (в новой и традиционной форме) и старшей ступеней обучения, результаты ЕГЭ, централизованного тестирования; мониторинговое исследование; социологическое исследование.
выделяют пять элементов образовательной системы:
-
органы управления образованием; -
образовательные учреждения; -
образовательные программы; -
обучающие; -
обучающиеся.
То есть, оценка качества образования состоит из множества компонентов и предполагает решение массы проблем разного уровня – законодательных, научных, методических, организационных, управленческих и пр. На основании тенденций развития государства, может формироваться ряд новых возможностей, условий и потребностей, то есть должен быть продолжен мониторинг управления, контроля и оценки качества образования на разных уровнях, чтобы минимизировать неблагоприятных последствия социальных изменений.
Критериальные системы оценки качества образования федерального уровня разрабатываются довольно подробно, поэтому в последнее время особое внимание уделяется задаче сформировать систему мониторинга регионального образования.
Региональная система оценки качества образования – это совокупность организационных и функциональных структур, которыми обеспечивается оценка качества системы образования по всем направлениям предоставляемых услуг на основании единого концептуально-методического базиса.
Региональная система оценки качества образования – комплексная и состоит из нескольких подсистем:
-
оценки образовательных достижений учащихся в качестве положительного результата совместных усилий всех субъектов образования; -
оценки достижений педагогов, соответствующих достижениям учеников; -
оценки достижений образовательного учреждения в целом, соответствующей достижениям обучающихся и педагогов; -
стимулирования и мотивации к саморазвитию педагогов и обучающихся; -
показателей качества образования, соответствующих образовательной программе гимназии, потребностям образовательных субъектов.