Файл: Контекст 87 Первый после Абая поэт казахов его эпически колоритная, трагическая и одновременно светлая личность и многогранное творчество вызывают глубокий интерес и побуждают к мысли..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Какие реформы описываются в тексте?
-
Реформы 60-х годов XIX века
2. Земли, казахов, были признаны «государственной собственностью», что привело к:
-
Царское правительство теперь могло свободно отбирать земли у казахов
3. Необходимость проведения новых реформ была вызвана тем, что:
-
Реформы 20-х годов XIX века перестали отвечать интересам колониальной администрации
4. Установите соответствие.
1. Туркестанское генерал-губернаторство |
|
2. Оренбургское генерал-губернаторство | |
3. Западно-сибирское генерал-губернаторство | |
| |
-
1-C,D; 2-E,F; 3-A,B
5. Выберите, что будет относиться к колониальной сущности реформ:
-
Изъятие земель -
Развитие торговли среди мусульманского населения Средней Азии -
Ликвидация традиционных институтов управления -
Предотвращение межродовых распрей -
Освоение земель малопригодных для хозяйственной деятельности -
Развитие скотоводства -
Превращение Казахстана в сырьевой придаток
-
I, III, VII
Контекст № 99
Рашид-ад-Дин о прибытии Чингисхана к городу Отрару и взятии его монгольским войском
«В конце осени упомянутого года дракона… Чингисхан с храброй армией прибыл к городу Отрар; шатер его воздвигли перед укреплением. Султан дал большое войско Каир-хану, а на помощь ему отправил Карача-хана, камергера, с 10 000 конницы; совершенно укрепили твердые стены города и собрали военные снаряды.
Чингисхан приказал, чтобы Джагатай и Угедей с несколькими тьмами войска обложили город. Джучи с нескольким войском направился к стороне Дженда и Енги-Кешта; сборище беков назначил в стороне Ходженда и Бенакента и так же во всякое место назначил войско. Сам же с Тули-ханом двинулся на Бухару.
У Отрара с обеих сторон сражались в продолжение пяти месяцев. Наконец, дело жителей Отрара дошло до отчаянного положения; Караджа дал согласие на изъявление покорности и сдачу города, но Каирхан, зная, что есть душа той распри, никак не думал об утверждении этого решения, употреблял усилия и старания и не соглашался на мир, под тем предлогом, что «Я не буду неверен благодетелю». По этой причине Караджа также не настаивал более и ночной порой вышел со своим войском в ворота городские.
Войско монгольское, схватив его, привели на служение к принцам. Они повелели: «Собственному господину ты не остался верен, несмотря на несколькие предыдущие права милости; как же можно нам рассчитывать на твое единодушие?» Они умертвили его со всеми нукерами, город взяли, выгнали всех людей, как стада баранов, вон из города, и все, что нашлось, разграбили.
Каир-хан с двадцатью тысячами человек ушел в крепость; по пятидесяти человек они выходили и были убиваемы.
В течение месяца война не прекращалась. Каир-хан остался с двумя человеками: постоянно отбиваясь, он сражался. Войско монгольское стеснило его в укреплении: он ушел на кровлю и не сдавался. Те два нукера также были убиты. Не оставалось оружия. После этого он кидал кирпичи и постоянно сражался. Монголы постепенно окружили его и схватили. Стену и укрепление они сровняли с землей. У народа и ремесленников, тех, которые спаслись от меча, некоторых угнали к толпе Бухары, Самарканда и тех пределов, а Каир-хана умертвили в Кок-Сарае, и оттуда они ушли.
Прошлое Казахстана в источниках и материалах.
Алма-Ата, 1935, стр. 43–44.
1. События, описанные в тексте, относятся к:
D) XIIIв.
2. Используя напряженную обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, монголы вторглись в Жетысу в:
Е)1218 году.
3. После нашествия монгол число городов Жетысу сократилось с 200:
Е) до 20.
4. Расположите события по последовательности:
1. Образование Монгольского государства
2. Завоевание монголами северного Китая, енисейских кыргызов
3. Завоевание монголами Семиречья и юга Казахстана
4. Европейские походы хана Бату-хана
5. Образование Золотой Орды
6. Завоевание монголами всей территории Казахстана
I - 1207-1215 гг. II - 1206 г. III - 1219-1224гг. IV - 1219-1220гг. V - 1236-1242 гг. VI - 1242г.
А) 1-II; 2-I; 3-IV; 4-V; 5-VI; 6-III
5. Чингисхан еще при жизни выделил земли каждому из своих сыновей. Розданные сыновьям земли назывались улусами. Территория Казахстана вошла в состав улусов трех старших сыновей. Приведите соответствие территорий с улусами.
1.Джучи 2. Угедея 3. Чагатая
I) от Иртыша и до Восточной Европы
II) Южный и юго-восточный Казахстан и Средняя Aзия
III) горы Тарбагатая и верхнее течение Иртыша
B) 1-I; 2-III; 3-II
Контекст № 100
Самые большие потери понес казахский народ. По расчетам демографов, численность казахов в 1930 г. составила 3 845, 7 тыс. человек. Жертвами голода стали 1798,4 тыс., или 46,8 % общей численности казахского населения того года. Много жертв голода было и среди русского, украинского, узбекского, уйгурского населения республики.
Около 1 млн человек откочевало за пределы Казахстана, в том числе и зарубежные страны (Китай, Афганистан, Иран и др.) Из них 600 тыс. человек безвозвратно, так и оставшись вне Родины.
Таким образом, логика тоталитарной системы привела к беспрецедентной в истории страны трагедии, уничтожению социально-экономического генотипа, крестьянства, геноциду народа, обрекла общество на долгие годы отсталости…
1. Голод в казахской степи произошел в:
В) 1930 -1932 гг.
2. Среди жертв голода было много других народностей.
В) уйгуры и узбеки
3. Установите соответствие между событиями:
1. «Письмо пяти»
2. Письмо Рыскулова
3. Письмо группы политиче-ских ссыльных из Павлода-ра
А. Сталин В. Голощёкин С. Президиум ЦИК
Е) 1В, 2А, 3С
4. C каким этапом истории связан описанный эпизод?
В) коллективизация
5. Выберите утверждения, сответствующие понятию «Тоталитарная система»:
I. карательные меры, принимаемые государственными органами
II. восстановление в юридических правах
III. принудительная конфискация имущества
IV. укрепление социально-экономического генотипа
V. уничтожение социально-экономического генотипа
А) I, III, V
Контекст № 101
В феврале 1924 года в Казахстане было образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность», которое к 1925 году состояло из 882 ячеек, объединяющих почти 80 тыс. человек. Значительную просветительскую работу проводил нарком просвещения Ахмет Байтурсынулы, который, сумел адаптировать арабскую графику к особенностям казахского языка.
Из года в год росли расходы на финансирование народного образования. Расширилась сеть новых советских школ, что привело к заметному росту численности учащихся. Увеличил издание книг на казахском языке. В 1926 году грамотность среди казахского населения достигла 6,9%, а русского – 36%.
На пути ликвидации неграмотности было немало трудностей. Например, в 1921-1922 годах разразился голод, охвативший почти все регионы Казахстана. Заметно увеличилось количество беспризорных детей. Так, если в 1921 году в Казахстане насчитывалось около 158 тыс. беспризорников, то в 1922 году – более 333 тыс. Финансовые средства, предназначенные на нужды народного образования, были направлены на закупку продовольствия для голодающего населения.
1. Голод, охвативший почти все регионы Казахстана, разразился
D) В 1921 году
2. Сумел адаптировать арабскую графику к особенностям казахского языка нарком просвещения
B) А. Байтурсынулы
3. Установите соответствие между датой и событием:
1.1924 год,
2.1925 год,
3.1926 год.
A. грамотность достигла среди казахского населения 6,9 % .
B. образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность».
C. обществ «Долой неграмотность» состояло из 882 ячеек.
E) 1-В, 2-А, 3-С
4. На пути ликвидации неграмотности было немало трудностей. В 1921-1922 годах
A) Разразился голод
5. С приходом к власти большевики развернули широкую работу по борьбе с массовой неграмотностью. Определите меры борьбы с неграмотностью в Казахстане в 1920-1930-е годы.
1. Расходы на финансирование народного образования
2. Начался процесс перехода к всеобщему среднему образованию
3. В школах республики внедрялась кабинетная система
4. Расширилась сеть новых светских школ
5. Увеличилось издание книг на казахском языке
A) 1, 4, 5
Контекст № 102
“…султан Аблай в то же самое время становился день ото дня сильнее. Превосходя всех современных владельцев киргизких (казахских – авт.) летами, хитростью, опытностью, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в Ордах отношениями своими с императрицею российскою и китайским богдыханом, Аблай соединил в себе все права на сан повелителя Средней Орды. Умеренный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом ".
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих,
или киргиз-кайсацких орд и степей. –Алматы, 1996, с.254
1. Это событие, произошедшее в 1771 году, вошло в историю Казахского ханства:
А) провозглашение хана Аблая ханом всех трех жузов как признак восстановления целостности и единства Казахского ханства;
2. «В Туркестане при гробе нашего мусульманского святого Ходжи Ахмета, по обыкновению нашему прочтя молитву всех трех киргиз-кайсацких (казахских – авт.) орд ханом, в которое звание и возвели». Описано событие о принятии ханом всех жузов Казахского государства:
E) Аблай
3. Как известно, этот хан принял подданство двух империй:
C) Аблай, Китай и Россия
4. Автор и его труд, описывающий период правления хана Аблая:
1. П.Паллас
2. А.Левшин
3. П.Рычков
A) «Описание киргиз-казачьих орд… и степей»
B) «Путешествие по разным провинциям Российской империи»
C) «Топография Оренбургская»
В) 2 А;
5. Выбери неверный ответ:
B) « ..и не признавал себя, смотря по нужде, то русским подданным, то китайским…».
Контекст № 103
…Организатором и идейным руководителем этого движения, возникшего 28 февраля 1989 г., был известный поэт, общественный деятель Олжас Сулеменов. Движение поставило перед собой цель- закрытие Семипалатинского ядерного полигона, принесшего неисчисляемые бедствия народу. Вместе с тем эта политическая организация по формуле «5-5» подняла такие глобальные проблемы, как закрытие всех пяти крупных полигонов мира, прекращение ядерных испытаний в военных целях, ликвидация угроз ядерной войны. Чистота стремлений, ясность поставленных целей, настойчивость и политическая прозорливость организаторов в короткий срок превратили антиядерное движение « Невада-Семипалатинск» в широкоизвестное всенародное движение.
1. Организатор и идейный руководитель «Невада-Семипалатинск»:
В. О.Сулейменов
2. Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение…
Д. «Невада-Семипалатинск»
3. С этой целью активисты движения «Невада-Семипалатинск» организовали пикеты, демонстрации, научные конференции международные и республиканские.
А. Закрытие Семипалатинского ядерного полигона.
4. Назовите год, образования ядерного движения «Невада-Семипалатинск»
Д. 1989 г.
5. Какие качества превратили антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» в широко-известное всенародное движение.
Е. Чистота стремлений, ясность поставленных целях.
Контекст № 104.
О закрытии газеты «Казах»
Сегодня мы получили телеграмму из Оренбурга о закрытии газеты «Казах».
Каждый сын Алаша вздрогнет после того, как услышит о закрытии газеты «Казах». Мы верим в это. Газета «Казах» - луч, проливающий свет в темном времени. Алаш - вождь, который укажет народу путь истины в момент растерянности и поведет его вперед. Газета просуществовала в тяжелых условиях бурного времени и не раз воспряла благодаря духу Алаша. Каждому, кто считает себя потомком Алаша, будет очень больно это услышать и принять эту весть.
Газета «Бiрлiк туы» - 1918.- №22.-20 февраля
1. Печатным органом партии Алаш была газета:
С) Казах
2. Главным редактором газеты «Казах» был общественный деятель:
А) А.Байтурсынов
3. Газета «Казах» была закрыта в городе:
Е) Оренбург
4. «Газета просущество-вала в тяжелых условиях бурного времени и не раз воспряла благодаря духу Алаша», о каком времени говориться в статье:
D) Февральская и Октябрьская революции
5. Эта газета стала печатным органом партии:
С) Алаш
Контекст № 105
“У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы - огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории, но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места".