Файл: Контекст 87 Первый после Абая поэт казахов его эпически колоритная, трагическая и одновременно светлая личность и многогранное творчество вызывают глубокий интерес и побуждают к мысли..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1. Какие реформы описываются в тексте?

  1. Реформы 60-х годов XIX века

2. Земли, казахов, были признаны «государственной собственностью», что привело к:

  1. Царское правительство теперь могло свободно отбирать земли у казахов

3. Необходимость проведения новых реформ была вызвана тем, что:

  1. Реформы 20-х годов XIX века перестали отвечать интересам колониальной администрации

4. Установите соответствие.

1. Туркестанское генерал-губернаторство

  1. A) Акмолинская B) Семипалатинская

  2. C) Семиреченская D) Сырдарьинская

  3. E) Тургайская F) Уральская

2. Оренбургское генерал-губернаторство

3. Западно-сибирское генерал-губернаторство







  1. 1-C,D; 2-E,F; 3-A,B

5. Выберите, что будет относиться к колониальной сущности реформ:

  1. Изъятие земель

  2. Развитие торговли среди мусульманского населения Средней Азии

  3. Ликвидация традиционных институтов управления

  4. Предотвращение межродовых распрей

  5. Освоение земель малопригодных для хозяйственной деятельности

  6. Развитие скотоводства

  7. Превращение Казахстана в сырьевой придаток

  1. I, III, VII


Контекст № 99

Рашид-ад-Дин о прибытии Чингисхана к городу Отрару и взятии его монгольским войском
«В конце осени упомянутого года дракона… Чингисхан с храброй армией прибыл к городу Отрар; шатер его воздвигли перед укреплением. Султан дал большое войско Каир-хану, а на помощь ему отправил Карача-хана, камергера, с 10 000 конницы; совершенно укрепили твердые стены города и собрали военные снаряды.

Чингисхан приказал, чтобы Джагатай и Угедей с несколькими тьмами войска обложили город. Джучи с нескольким войском направился к стороне Дженда и Енги-Кешта; сборище беков назначил в стороне Ходженда и Бенакента и так же во всякое место назначил войско. Сам же с Тули-ханом двинулся на Бухару.

 У Отрара с обеих сторон сражались в продолжение пяти месяцев. Наконец, дело жителей Отрара дошло до отчаянного положения; Караджа дал согласие на изъявление покорности и сдачу города, но Каирхан, зная, что есть душа той распри, никак не думал об утверждении этого решения, употреблял усилия и старания и не соглашался на мир, под тем предлогом, что «Я не буду неверен благодетелю». По этой причине Караджа также не настаивал более и ночной порой вышел со своим войском в ворота городские.

Войско монгольское, схватив его, привели на служение к принцам. Они повелели: «Собственному господину ты не остался верен, несмотря на несколькие предыдущие права милости; как же можно нам рассчитывать на твое единодушие?» Они умертвили его со всеми нукерами, город взяли, выгнали всех людей, как стада баранов, вон из города, и все, что нашлось, разграбили.

Каир-хан с двадцатью тысячами человек ушел в крепость; по пятидесяти человек они выходили и были убиваемы.

В течение месяца война не прекращалась. Каир-хан остался с двумя человеками: постоянно отбиваясь, он сражался. Войско монгольское стеснило его в укреплении: он ушел на кровлю и не сдавался. Те два нукера также были убиты. Не оставалось оружия. После этого он кидал кирпичи и постоянно сражался. Монголы постепенно окружили его и схватили. Стену и укрепление они сровняли с землей. У народа и ремесленников, тех, которые спаслись от меча, некоторых угнали к толпе Бухары, Самарканда и тех пределов, а Каир-хана умертвили в Кок-Сарае, и оттуда они ушли.

Прошлое Казахстана в источниках и материалах.

Алма-Ата, 1935, стр. 43–44.



1. События, описанные в тексте, относятся к:

D) XIIIв.
2. Используя напряженную обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, монголы вторглись в Жетысу в:

Е)1218 году.
3. После нашествия монгол число городов Жетысу сократилось с 200:

Е) до 20.
4. Расположите события по последовательности:

1. Образование Монгольского государства

2. Завоевание монголами северного Китая, енисейских кыргызов

3. Завоевание монголами Семиречья и юга Казахстана

4. Европейские походы хана Бату-хана

5. Образование Золотой Орды

6. Завоевание монголами всей территории Казахстана
I - 1207-1215 гг. II - 1206 г. III - 1219-1224гг. IV - 1219-1220гг. V - 1236-1242 гг. VI - 1242г.
А) 1-II; 2-I; 3-IV; 4-V; 5-VI; 6-III
5. Чингисхан еще при жизни выделил земли каждому из своих сыновей. Розданные сыновьям земли назывались улусами. Территория Казахстана вошла в состав улусов трех старших сыновей. Приведите соответствие территорий с улусами.
1.Джучи 2. Угедея 3. Чагатая
I) от Иртыша и до Восточной Европы

II) Южный и юго-восточный Казахстан и Средняя Aзия

III) горы Тарбагатая и верхнее течение Иртыша
B) 1-I; 2-III; 3-II


Контекст № 100

Самые большие потери понес казахский народ. По расчетам демографов, численность казахов в 1930 г. составила 3 845, 7 тыс. человек. Жертвами голода стали 1798,4 тыс., или 46,8 % общей численности казахского населения того года. Много жертв голода было и среди русского, украинского, узбекского, уйгурского населения республики.

Около 1 млн человек откочевало за пределы Казахстана, в том числе и зарубежные страны (Китай, Афганистан, Иран и др.) Из них 600 тыс. человек безвозвратно, так и оставшись вне Родины.

Таким образом, логика тоталитарной системы привела к беспрецедентной в истории страны трагедии, уничтожению социально-экономического генотипа, крестьянства, геноциду народа, обрекла общество на долгие годы отсталости…


1. Голод в казахской степи произошел в:

В) 1930 -1932 гг.

2. Среди жертв голода было много других народностей.

В) уйгуры и узбеки

3. Установите соответствие между событиями:

1. «Письмо пяти»

2. Письмо Рыскулова

3. Письмо группы политиче-ских ссыльных из Павлода-ра

А. Сталин В. Голощёкин С. Президиум ЦИК
Е) 1В, 2А, 3С

4. C каким этапом истории связан описанный эпизод?

В) коллективизация
5. Выберите утверждения, сответствующие понятию «Тоталитарная система»:

I. карательные меры, принимаемые государственными органами

II. восстановление в юридических правах

III. принудительная конфискация имущества

IV. укрепление социально-экономического генотипа

V. уничтожение социально-экономического генотипа

А) I, III, V
Контекст № 101

В феврале 1924 года в Казахстане было образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность», которое к 1925 году состояло из 882 ячеек, объединяющих почти 80 тыс. человек. Значительную просветительскую работу проводил нарком просвещения Ахмет Байтурсынулы, который, сумел адаптировать арабскую графику к особенностям казахского языка.

Из года в год росли расходы на финансирование народного образования. Расширилась сеть новых советских школ, что привело к заметному росту численности учащихся. Увеличил издание книг на казахском языке. В 1926 году грамотность среди казахского населения достигла 6,9%, а русского – 36%.

На пути ликвидации неграмотности было немало трудностей. Например, в 1921-1922 годах разразился голод, охвативший почти все регионы Казахстана. Заметно увеличилось количество беспризорных детей. Так, если в 1921 году в Казахстане насчитывалось около 158 тыс. беспризорников, то в 1922 году – более 333 тыс. Финансовые средства, предназначенные на нужды народного образования, были направлены на закупку продовольствия для голодающего населения.



1. Голод, охвативший почти все регионы Казахстана, разразился

D) В 1921 году
2. Сумел адаптировать арабскую графику к особенностям казахского языка нарком просвещения

B) А. Байтурсынулы
3. Установите соответствие между датой и событием:

1.1924 год,

2.1925 год,

3.1926 год.

A. грамотность достигла среди казахского населения 6,9 % .

B. образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность».

C. обществ «Долой неграмотность» состояло из 882 ячеек.

E) 1-В, 2-А, 3-С


4. На пути ликвидации неграмотности было немало трудностей. В 1921-1922 годах

A) Разразился голод
5. С приходом к власти большевики развернули широкую работу по борьбе с массовой неграмотностью. Определите меры борьбы с неграмотностью в Казахстане в 1920-1930-е годы.

1. Расходы на финансирование народного образования

2. Начался процесс перехода к всеобщему среднему образованию

3. В школах республики внедрялась кабинетная система

4. Расширилась сеть новых светских школ

5. Увеличилось издание книг на казахском языке

A) 1, 4, 5
Контекст № 102

“…султан Аблай в то же самое время становился день ото дня сильнее. Превосходя всех современных владельцев киргизких (казахских – авт.) летами, хитростью, опытностью, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в Ордах отношениями своими с императрицею российскою и китайским богдыханом, Аблай соединил в себе все права на сан повелителя Средней Орды. Умеренный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом ".

Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих,

или киргиз-кайсацких орд и степей. –Алматы, 1996, с.254


1. Это событие, произошедшее в 1771 году, вошло в историю Казахского ханства:

А) провозглашение хана Аблая ханом всех трех жузов как признак восстановления целостности и единства Казахского ханства;
2. «В Туркестане при гробе нашего мусульманского святого Ходжи Ахмета, по обыкновению нашему прочтя молитву всех трех киргиз-кайсацких (казахских – авт.) орд ханом, в которое звание и возвели». Описано событие о принятии ханом всех жузов Казахского государства:

E) Аблай
3. Как известно, этот хан принял подданство двух империй:

C) Аблай, Китай и Россия
4. Автор и его труд, описывающий период правления хана Аблая:

1. П.Паллас

2. А.Левшин

3. П.Рычков

A) «Описание киргиз-казачьих орд… и степей»

B) «Путешествие по разным провинциям Российской империи»

C) «Топография Оренбургская»

В) 2 А;
5. Выбери неверный ответ:

B) « ..и не признавал себя, смотря по нужде, то русским подданным, то китайским…».

Контекст № 103


…Организатором и идейным руководителем этого движения, возникшего 28 февраля 1989 г., был известный поэт, общественный деятель Олжас Сулеменов. Движение поставило перед собой цель- закрытие Семипалатинского ядерного полигона, принесшего неисчисляемые бедствия народу. Вместе с тем эта политическая организация по формуле «5-5» подняла такие глобальные проблемы, как закрытие всех пяти крупных полигонов мира, прекращение ядерных испытаний в военных целях, ликвидация угроз ядерной войны. Чистота стремлений, ясность поставленных целей, настойчивость и политическая прозорливость организаторов в короткий срок превратили антиядерное движение « Невада-Семипалатинск» в широкоизвестное всенародное движение.


1. Организатор и идейный руководитель «Невада-Семипалатинск»:

В. О.Сулейменов
2. Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение…

Д. «Невада-Семипалатинск»
3. С этой целью активисты движения «Невада-Семипалатинск» организовали пикеты, демонстрации, научные конференции международные и республиканские.

А. Закрытие Семипалатинского ядерного полигона.
4. Назовите год, образования ядерного движения «Невада-Семипалатинск»

Д. 1989 г.

5. Какие качества превратили антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» в широко-известное всенародное движение.

Е. Чистота стремлений, ясность поставленных целях.


Контекст № 104.

О закрытии газеты «Казах»
Сегодня мы получили телеграмму из Оренбурга о закрытии газеты «Казах».

Каждый сын Алаша вздрогнет после того, как услышит о закрытии газеты «Казах». Мы верим в это. Газета «Казах» - луч, проливающий свет в темном времени. Алаш - вождь, который укажет народу путь истины в момент растерянности и поведет его вперед. Газета просуществовала в тяжелых условиях бурного времени и не раз воспряла благодаря духу Алаша. Каждому, кто считает себя потомком Алаша, будет очень больно это услышать и принять эту весть.

Газета «Бiрлiк туы» - 1918.- №22.-20 февраля


1. Печатным органом партии Алаш была газета:

С) Казах
2. Главным редактором газеты «Казах» был общественный деятель:

А) А.Байтурсынов
3. Газета «Казах» была закрыта в городе:

Е) Оренбург
4. «Газета просущество-вала в тяжелых условиях бурного времени и не раз воспряла благодаря духу Алаша», о каком времени говориться в статье:

D) Февральская и Октябрьская революции
5. Эта газета стала печатным органом партии:

С) Алаш

Контекст № 105

“У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы - огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории, но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места".