Файл: Контекст 87 Первый после Абая поэт казахов его эпически колоритная, трагическая и одновременно светлая личность и многогранное творчество вызывают глубокий интерес и побуждают к мысли..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Немцы-колонисты (меннониты, баптисты и др.), а также эсты и латыши появились в Акмолинской области лишь в 90-х годах XIХ века; часть их живет на арендованных участках близ Омска, другая – в Акмолинском уезде на надельной земле (пос.Преображенский, Романовский, Канкринский), как и крестьяне. Занимаются они земледелием. С русским населением не имеют близких отношений… Поляки, евреи, бухарцы, сарты живут исключительно по городам; последние занимаются торговлей и другими коммерческими предприятиями. Башкиры и калмыки иногда живут в деревнях Уральской и Тургайской областей, где ведут хозяйство…»

1. Одной из причин, способствовавшей массовому крестьянскому переселению в XIХ веке на территорию Казахстана, являлось (-ась)

  1. отмена крепостного права в России

2. В большинстве своем славились зажиточностью, аккуратностью, трудолюбием, многие из них были образованными людьми (55%)

  1. немцы


3. Проанализируйте, какой из указанных факторов не был учтен царской властью во второй половине XIХ века

  1. кочевой способ производства

4. Один из факторов, способствующих укреплению межнационального мира в Казахстане

  1. традиционно доброжелательный характер казахов


5.Основная цель Столыпинской аграрной реформы

  1. активизация переселенческого движения


Контекст № 113.
Бегазы-Дандыбаевская культура (в археологии) — культура племён, населявших территорию современного Центрального Казахстана последнего периода бронзового века ( XIII-IX вв. до н. э.). Первый исследованный памятник — мавзолей (курган 11) Дандыбай, раскопан в 1934 году М. П. Грязновым. Название ввёл академик А. Х. Маргулан, исследовавший поселения и курганы Бегазы и другие. К. А. Акишев выделил дандыбаевский этап андроновской культуры, который являлся результатом развития и эволюции «культуры алакульского этапа». И. В. Пьянков выделяет носителей Бегазы-дандыбаевской культуры в составе карасукской культуры и ее элементов.

Племена, приведшие к расцвету Бегазы-Дандыбаевской культуры, населяли территорию между горами Улытау на западе и Шынгыстау на востоке, от реки Жетиконыр на юге до рек Нура, Сарысу, Кенгир, земли вдоль Иртыша, равнины между горами Кызылтау, Бугылы, Кызыларай, Каркаралы, Баянаула. Для Бегазы-Дандыбаевской культуры характерны высокие, круглые, прямоугольные мавзолеи знати, построенные из скальных камней (Аксу-Аюлы, Бегазы, Беласар, Дандыбай, Ортау и другие) — относятся к
памятникам сложного архитектурного искусства; в погребальной традиции — трупоположение в могиле на боку, руки и ноги согнуты к груди, рядом — оружие и украшения; кувшины с тонким горлышком, украшенные различным орнаментом. Крупные населённые пункты (Кент, Бугылы, Шортанды-Булак, Каркаралы, Аккезен, Улытау и другие) с домами из камня, имеющие 4-6 комнат: чаще — одно-двух комнатные землянки и сборные по типу юрты; сооруженные возвышения для богослужения. Возле крупной стоянки 3-5 маленьких поселений. Поселение Кент с улицами, каменными фундаментами и домами, планировкой занимало площадь 25 га и имеет возраст примерно как и Сарыаркинская пирамида — конец эпохи бронзы.

Основные занятия — скотоводство и земледелие. Религиозное поклонение природным силам (Солнцу, огню, воде и др.). Появились обряды поклонения животным — коням, овцам, верблюдам, волкам, медведям и др.

1. В период бронзового века в хозяйстве Казахстана произошли следующие изменения:

D) начало кочевого скотоводства
2. Культура поздней бронзы:

В) Бегазы-Дандыбаевская
3. Хозяйство племен андроновской культуры:

Е) земледелие, скотоводство, охота
4. Название бегазы-дандыбаевская культура ввёл:

В) А. Х. Маргулан
5. Историческая общность «отцовский род» относится к эпохе:

Е) бронзового века
Контекст № 114.

Центральная Азия – обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. По мнению Британники, в которой нет различения понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия» и оба понятия трактуются как «Central Asia», регион включает в себя Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан. По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, северо-западный Китай (Синьцзян, Тибет, Внутреннюю Монголию, Цинхай, запад Сычуани и север Ганьсу), а также районы азиатской России южнее таёжной зоны, Афганистан, северозападную часть Индии, северную часть Пакистана, северо-восточную часть Ирана. Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1834). Центральная Азия исторически ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия выступала как регион, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента – Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии. В Средние века вплоть до монгольского завоевания Центральная Азия переживала экономический и культурный расцвет. Кушанская империя и государство Хорезмшахов были самыми богатыми государствами своего времени. Позднее

империя Тамерлана правила Ближним Востоком, югом современной России и Делийским султанатом.
1. Для определения региона, называемого сейчас Центральной Азией, в СССР существовал термин:

  1. «Казахстан и Средняя Азия»


2. Из приведенных ниже утверждений выберите верное:

  1. Термин «Центральная Азия» был заимствован из англо-американского политико-географического словаря и стал применяться к этому региону лишь с 1991 г.


3. Центральная Азия, как политико-географический регион включает в себя государства:

  1. Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан


4. В Российской империи все области, лежавшие между степными областями Казахстана и Афганистаном, назывались:

  1. Средняя Азия



5. Представление о Центральной Азии как об огромной внутренней области Евразии, объединяющей бассейны рек внутреннего стока лежит в основе определения:

  1. Физико-географического



Контекст № 115.

Об образовании Ассамблеи народов Казахстана

«В целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в Республике Казахстан и в соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Образовать Ассамблею народов Казахстана как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан.

2. Утвердить Положение об Ассамблее народов Казахстана (прилагается) 3. Созвать первую сессию Ассамблеи народов Казахстана 24 марта 1995 года.

  1. Кабинету Министров Республики Казахстан рассмотреть и решить вопросы, связанные с проведением первой сессии Ассамблеи народов Казахстана.

  2. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.

Президент Республики Казахстан (Указ от 1 марта 1995 г. №2066)

1. Ассамблея народа Казахстана создана с целью:

  1. укрепления общественной стабильности и межнационального согласия




  1. По мнению Пан Ги Муна – генерального секретаря ООН, «Принципы Ассамблеи народа Казахстана сочетаются с принципами:

Е) ООН


  1. Объективная причина существования Ассамблеи народа Казахстана:

  1. многонациональное население республики


4. Используя данный текст, определите, как(-ой,-ие) из нижеперечисленных аргумент (ов) не соответствует исторической действительности


I.Ассамблея народа Казахстана была создана по инициативе А.Сейдимбека в 1992 году II.Ассамблея народа Казахстана была создана в 1995 году

III. 15 депутатов Сената назначаются Президентом от Ассамблеи народа Казахстана

  1. I.


5. Рабочим органом Ассамблеи народа Казахстана является:

  1. Секретариат


Контекст № 116.

О взаимодействиях земледельцев и кочевников:

«На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историкокультурные области развития оседлой и городской культуры. Одной из них был Южный Казахстан и Семиречье. Она занимает территорию между Средней Азией, с одной стороны,

Центральным Казахстаном, Сибирью и Уралом, с другой. В ней выделяются три района – Южный Казахстан (долина Сырдарьи), юго-западное Семиречье (междуречье Таласа и Чу), северо-восточное Семиречье (Илийская долина). Область находится на стыке земледельческих оазисов и кочевой степи. Такое положение издревле накладывало своеобразие на развитие культуры.

В контактных зонах земледелия и скотоводства наиболее отчетливо проявляются взаимодействия земледельцев и скотоводов Казахстана, оседлости и кочевничества, города и степи. Эти взаимодействия были многообразны: политические, экономические, культурные, этнические. Взгляды исследователей на характер этих контактов были неоднозначны. Так, в начале XX в. писали о кочевниках, находившихся в состоянии постоянной борьбы с оседлыми земледельцами, кочевниках, которые «сметали все на своем пути и обращали цветущие оазисы в мертвые пустыни». Кочевники Востока, в том числе Казахстана и Средней Азии, зачастую рассматриваются как носители закоснелой культуры, а их влияние на развитие цивилизации – губительное. Считают, например, что история Средней Азии – это история постепенного завоевания и разрушения оседлой иранской цивилизации кочевниками – тюрками.

Однако сейчас преобладает мнение о тесной органичной связи между кочевниками и земледельцами. Принято говорить о единой экономической системе, охватывающей как оседлую, так и кочевую часть населения вообще и какого-либо конкретного региона, системе, в которой оба направления хозяйственной жизни не могли нормально функционировать без постоянного взаимообмена. Нарушение этого экономического единства приводило к тяжелейшим последствиям для кочевников и для жителей оседлых оазисов».


История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. – Алматы, 2010. Т. 1. С. 347.

1. Взаимодействие земледельцев и скотоводов Казахстана, оседлости и кочевничества, города и степи наиболее отчетливо проявляются в…

  1. контактных зонах


2. Исследователи в начале XX века о взаимодействие скотоводов и земледельцев придерживались мнения, что кочевники:

  1. находились в состоянии постоянной борьбы с оседлыми земледельцами

3. Объективная причина, по которой кочевые и оседлые жители были заинтересованы во взаимодействии заключается в …

  1. том, что оба направления хозяйственной жизни не могли нормально функционировать без постоянного взаимообмена

4. Используя текст, определите, как(-ой,-ие) из нижеследующих аргумент (-ов) не соответствует исторической действительности:

I. «Казахи не были кочевниками, они были оседлым народом»

IІ. «Кочевники Востока, в том числе Казахстана и Средней Азии, зачастую рассматриваются как носители закоснелой культуры, а их влияние на развитие цивилизации – губительное» IІІ. «Кочевники сметали все на своем пути и обращали цветущие оазисы в мертвые пустыни».

  1. I


5. Ученый, который утверждал, что «…общество кочевников является обществом, у которого нет истории»

  1. А. Тойнби


Контекст № 117.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Верховного Совета Казахской ССР, Совета Министров и ЦК КП(б) Казахстана «Об учреждении Академии наук Казахской ССР»

г. Алма-Ата, 1 июня 1946 года

В связи с успешным развитием научных учреждений в Казахстане, ростом научных кадров в советские годы и пятилетним планом, новые задачи в области научно-исследовательских работ поставили на повестку дня вопрос о реорганизации Казахского отделения Академии наук СССР как центра передовой научной мысли и школы по воспитанию научных кадров в Академию наук Казахской ССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 26 октября 1945 года Президиум Верховного Совета Казахской ССР, Совет Министров и ЦК КП(б) Казахстана ПОСТАНОВЛЯЮТ:

Президиум Верховного Совета, Совет Министров Казахской ССР и ЦК КП(б) Казахстана призывают все партийные, советские, хозяйственные и общественные организации оказывать Академии наук Казахской ССР всемерную помощь в ее большой творческой работе.

Президиум Верховного Совета, Совет Министров Казахской ССР и ЦК КП(б) Казахстана выражают твердую уверенность в том, что отряд ученых нашей республики, объединенных в единый центр научной мысли, не пожалеет сил и знаний для дальнейшего развития науки и культуры в Казахстане и займет достойное место среди научных деятелей