Файл: Контекст 87 Первый после Абая поэт казахов его эпически колоритная, трагическая и одновременно светлая личность и многогранное творчество вызывают глубокий интерес и побуждают к мысли..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 476
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Немцы-колонисты (меннониты, баптисты и др.), а также эсты и латыши появились в Акмолинской области лишь в 90-х годах XIХ века; часть их живет на арендованных участках близ Омска, другая – в Акмолинском уезде на надельной земле (пос.Преображенский, Романовский, Канкринский), как и крестьяне. Занимаются они земледелием. С русским населением не имеют близких отношений… Поляки, евреи, бухарцы, сарты живут исключительно по городам; последние занимаются торговлей и другими коммерческими предприятиями. Башкиры и калмыки иногда живут в деревнях Уральской и Тургайской областей, где ведут хозяйство…»
1. Одной из причин, способствовавшей массовому крестьянскому переселению в XIХ веке на территорию Казахстана, являлось (-ась)
-
отмена крепостного права в России
2. В большинстве своем славились зажиточностью, аккуратностью, трудолюбием, многие из них были образованными людьми (55%)
-
немцы
3. Проанализируйте, какой из указанных факторов не был учтен царской властью во второй половине XIХ века
-
кочевой способ производства
4. Один из факторов, способствующих укреплению межнационального мира в Казахстане
-
традиционно доброжелательный характер казахов
5.Основная цель Столыпинской аграрной реформы
-
активизация переселенческого движения
Контекст № 113.
Бегазы-Дандыбаевская культура (в археологии) — культура племён, населявших территорию современного Центрального Казахстана последнего периода бронзового века ( XIII-IX вв. до н. э.). Первый исследованный памятник — мавзолей (курган 11) Дандыбай, раскопан в 1934 году М. П. Грязновым. Название ввёл академик А. Х. Маргулан, исследовавший поселения и курганы Бегазы и другие. К. А. Акишев выделил дандыбаевский этап андроновской культуры, который являлся результатом развития и эволюции «культуры алакульского этапа». И. В. Пьянков выделяет носителей Бегазы-дандыбаевской культуры в составе карасукской культуры и ее элементов.
Племена, приведшие к расцвету Бегазы-Дандыбаевской культуры, населяли территорию между горами Улытау на западе и Шынгыстау на востоке, от реки Жетиконыр на юге до рек Нура, Сарысу, Кенгир, земли вдоль Иртыша, равнины между горами Кызылтау, Бугылы, Кызыларай, Каркаралы, Баянаула. Для Бегазы-Дандыбаевской культуры характерны высокие, круглые, прямоугольные мавзолеи знати, построенные из скальных камней (Аксу-Аюлы, Бегазы, Беласар, Дандыбай, Ортау и другие) — относятся к
памятникам сложного архитектурного искусства; в погребальной традиции — трупоположение в могиле на боку, руки и ноги согнуты к груди, рядом — оружие и украшения; кувшины с тонким горлышком, украшенные различным орнаментом. Крупные населённые пункты (Кент, Бугылы, Шортанды-Булак, Каркаралы, Аккезен, Улытау и другие) с домами из камня, имеющие 4-6 комнат: чаще — одно-двух комнатные землянки и сборные по типу юрты; сооруженные возвышения для богослужения. Возле крупной стоянки 3-5 маленьких поселений. Поселение Кент с улицами, каменными фундаментами и домами, планировкой занимало площадь 25 га и имеет возраст примерно как и Сарыаркинская пирамида — конец эпохи бронзы.
Основные занятия — скотоводство и земледелие. Религиозное поклонение природным силам (Солнцу, огню, воде и др.). Появились обряды поклонения животным — коням, овцам, верблюдам, волкам, медведям и др.
1. В период бронзового века в хозяйстве Казахстана произошли следующие изменения:
D) начало кочевого скотоводства
2. Культура поздней бронзы:
В) Бегазы-Дандыбаевская
3. Хозяйство племен андроновской культуры:
Е) земледелие, скотоводство, охота
4. Название бегазы-дандыбаевская культура ввёл:
В) А. Х. Маргулан
5. Историческая общность «отцовский род» относится к эпохе:
Е) бронзового века
Контекст № 114.
Центральная Азия – обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. По мнению Британники, в которой нет различения понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия» и оба понятия трактуются как «Central Asia», регион включает в себя Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан. По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, северо-западный Китай (Синьцзян, Тибет, Внутреннюю Монголию, Цинхай, запад Сычуани и север Ганьсу), а также районы азиатской России южнее таёжной зоны, Афганистан, северозападную часть Индии, северную часть Пакистана, северо-восточную часть Ирана. Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1834). Центральная Азия исторически ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия выступала как регион, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента – Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии. В Средние века вплоть до монгольского завоевания Центральная Азия переживала экономический и культурный расцвет. Кушанская империя и государство Хорезмшахов были самыми богатыми государствами своего времени. Позднее
империя Тамерлана правила Ближним Востоком, югом современной России и Делийским султанатом.
1. Для определения региона, называемого сейчас Центральной Азией, в СССР существовал термин:
-
«Казахстан и Средняя Азия»
2. Из приведенных ниже утверждений выберите верное:
-
Термин «Центральная Азия» был заимствован из англо-американского политико-географического словаря и стал применяться к этому региону лишь с 1991 г.
3. Центральная Азия, как политико-географический регион включает в себя государства:
-
Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан
4. В Российской империи все области, лежавшие между степными областями Казахстана и Афганистаном, назывались:
-
Средняя Азия
5. Представление о Центральной Азии как об огромной внутренней области Евразии, объединяющей бассейны рек внутреннего стока лежит в основе определения:
-
Физико-географического
Контекст № 115.
Об образовании Ассамблеи народов Казахстана
«В целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в Республике Казахстан и в соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Образовать Ассамблею народов Казахстана как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан.
2. Утвердить Положение об Ассамблее народов Казахстана (прилагается) 3. Созвать первую сессию Ассамблеи народов Казахстана 24 марта 1995 года.
-
Кабинету Министров Республики Казахстан рассмотреть и решить вопросы, связанные с проведением первой сессии Ассамблеи народов Казахстана. -
Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
Президент Республики Казахстан (Указ от 1 марта 1995 г. №2066)
1. Ассамблея народа Казахстана создана с целью:
-
укрепления общественной стабильности и межнационального согласия
-
По мнению Пан Ги Муна – генерального секретаря ООН, «Принципы Ассамблеи народа Казахстана сочетаются с принципами:
Е) ООН
-
Объективная причина существования Ассамблеи народа Казахстана:
-
многонациональное население республики
4. Используя данный текст, определите, как(-ой,-ие) из нижеперечисленных аргумент (ов) не соответствует исторической действительности
I.Ассамблея народа Казахстана была создана по инициативе А.Сейдимбека в 1992 году II.Ассамблея народа Казахстана была создана в 1995 году
III. 15 депутатов Сената назначаются Президентом от Ассамблеи народа Казахстана
-
I.
5. Рабочим органом Ассамблеи народа Казахстана является:
-
Секретариат
Контекст № 116.
О взаимодействиях земледельцев и кочевников:
«На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историкокультурные области развития оседлой и городской культуры. Одной из них был Южный Казахстан и Семиречье. Она занимает территорию между Средней Азией, с одной стороны,
Центральным Казахстаном, Сибирью и Уралом, с другой. В ней выделяются три района – Южный Казахстан (долина Сырдарьи), юго-западное Семиречье (междуречье Таласа и Чу), северо-восточное Семиречье (Илийская долина). Область находится на стыке земледельческих оазисов и кочевой степи. Такое положение издревле накладывало своеобразие на развитие культуры.
В контактных зонах земледелия и скотоводства наиболее отчетливо проявляются взаимодействия земледельцев и скотоводов Казахстана, оседлости и кочевничества, города и степи. Эти взаимодействия были многообразны: политические, экономические, культурные, этнические. Взгляды исследователей на характер этих контактов были неоднозначны. Так, в начале XX в. писали о кочевниках, находившихся в состоянии постоянной борьбы с оседлыми земледельцами, кочевниках, которые «сметали все на своем пути и обращали цветущие оазисы в мертвые пустыни». Кочевники Востока, в том числе Казахстана и Средней Азии, зачастую рассматриваются как носители закоснелой культуры, а их влияние на развитие цивилизации – губительное. Считают, например, что история Средней Азии – это история постепенного завоевания и разрушения оседлой иранской цивилизации кочевниками – тюрками.
Однако сейчас преобладает мнение о тесной органичной связи между кочевниками и земледельцами. Принято говорить о единой экономической системе, охватывающей как оседлую, так и кочевую часть населения вообще и какого-либо конкретного региона, системе, в которой оба направления хозяйственной жизни не могли нормально функционировать без постоянного взаимообмена. Нарушение этого экономического единства приводило к тяжелейшим последствиям для кочевников и для жителей оседлых оазисов».
История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. – Алматы, 2010. Т. 1. С. 347.
1. Взаимодействие земледельцев и скотоводов Казахстана, оседлости и кочевничества, города и степи наиболее отчетливо проявляются в…
-
контактных зонах
2. Исследователи в начале XX века о взаимодействие скотоводов и земледельцев придерживались мнения, что кочевники:
-
находились в состоянии постоянной борьбы с оседлыми земледельцами
3. Объективная причина, по которой кочевые и оседлые жители были заинтересованы во взаимодействии заключается в …
-
том, что оба направления хозяйственной жизни не могли нормально функционировать без постоянного взаимообмена
4. Используя текст, определите, как(-ой,-ие) из нижеследующих аргумент (-ов) не соответствует исторической действительности:
I. «Казахи не были кочевниками, они были оседлым народом»
IІ. «Кочевники Востока, в том числе Казахстана и Средней Азии, зачастую рассматриваются как носители закоснелой культуры, а их влияние на развитие цивилизации – губительное» IІІ. «Кочевники сметали все на своем пути и обращали цветущие оазисы в мертвые пустыни».
-
I
5. Ученый, который утверждал, что «…общество кочевников является обществом, у которого нет истории»
-
А. Тойнби
Контекст № 117.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Верховного Совета Казахской ССР, Совета Министров и ЦК КП(б) Казахстана «Об учреждении Академии наук Казахской ССР»
г. Алма-Ата, 1 июня 1946 года
В связи с успешным развитием научных учреждений в Казахстане, ростом научных кадров в советские годы и пятилетним планом, новые задачи в области научно-исследовательских работ поставили на повестку дня вопрос о реорганизации Казахского отделения Академии наук СССР как центра передовой научной мысли и школы по воспитанию научных кадров в Академию наук Казахской ССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 26 октября 1945 года Президиум Верховного Совета Казахской ССР, Совет Министров и ЦК КП(б) Казахстана ПОСТАНОВЛЯЮТ:
Президиум Верховного Совета, Совет Министров Казахской ССР и ЦК КП(б) Казахстана призывают все партийные, советские, хозяйственные и общественные организации оказывать Академии наук Казахской ССР всемерную помощь в ее большой творческой работе.
Президиум Верховного Совета, Совет Министров Казахской ССР и ЦК КП(б) Казахстана выражают твердую уверенность в том, что отряд ученых нашей республики, объединенных в единый центр научной мысли, не пожалеет сил и знаний для дальнейшего развития науки и культуры в Казахстане и займет достойное место среди научных деятелей