Файл: Контрольная работа по дисциплине История Преобразование Петра i студент гр. Встз 143 Паршин Н. П. Проверил.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и образования Российской Федерации
Волжский политехнический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»
Контрольная работа
по дисциплине «История»
Преобразование Петра I

Выполнил:

студент гр. ВСТЗ – 143

Паршин Н.П.

Проверил:

к.ф.н., доцент Николаев Н.Ю.

Волжский 2021г.

Содержание.

I. Введение …………………………………...........................................................3

II. Основная часть

1. Наружность Петра…………………………………………………………...…4

2. Административная реформа ………………………………….……….............6

3.Военная реформа………………………………………………………………11

4. Судебная реформа ………………………………………..…………………..15

III. Реформы последних лет…………………………………………………..…18

1. Значения Петровских преобразований ……………………………….……..20

2. Заключение………………………………………………………………….....24

3. Литература………………………………………………………………….…29

Введение.

Преобразования Петра I огромной степени, повлияли на развитие истории России. Изменился ее политический, экономический строй страна могущественной. Страна становилась могущественной державой. В настоящее время Россия значительно отстает от передовых стран. И нам нужно изучать историю великие преобразования известных политических деятелей, в том числе Петр I, чтобы вывести нашу страну на одно из ведущих мест в мире. Поскольку я считаю Петра I историческим реформатором, вывившем Россию из дремучей отсталости, то я решила взять эту тему для своего реферата Итак, Петр получил в наследие самые разнообразные начинания в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Их принято называть предпосылками преобразований. Новые явления, если они возникли, имеют свойство неодолимо развиваться, пробивать себе путь и, в конечном счете, становиться определяющими. Конечно же, Россия, лишенная выхода к морю, в конце концов, его приобрела. Появилась у нее и регулярная армия, и флот, Академия наук, и мануфактурная промышленность, и профессиональные учебные заведения, люди стали брить бороды и носить европейскую одежду.


Заслуга Петра в том, что он не ограничился пассивным со­зерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант и кипучую энергию ускоренному развитию всех начал, возникших до него. Петр как бы подстегивал события.

Особенность жизни Петра I состоит в том, что его кипучая деятельность была столь многогранной, что фактически она явля­ется частью истории страны. Трудно и, пожалуй, даже невозможно обнаружить такие области из истории России в первой четверти XVIII в., в которые бы не вторгался Петр и не оказал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройст­во — вот далеко не полный перечень дел, которыми он прославил свое имя. Петр I, созидателем. Его дарования во многом крат обширнее: он великолепно владел пером, постиг тайны дипломатии, уверенно чувствовал себя за столом переговоров, умел находить общий язык в беседах со знаменитыми европейскими учеными. Глубокое познание Петра в артиллерии, фортификации, навигации кораблестроении удивляли современников. Ему были свойственны упорное стремление познать неведомое, неуемная любознательность.

Наружность Петра I.

Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и пе­ререзать ножом кусок сукна на лету.

Одиннадцатилетний Петр был живым красивым мальчиком, как описывает его иноземный посол, представлявшийся в 1683 г. ему и его брату Ивану. Между тем как царь Иван в мономаховой шапке, нахлобученной на самые глаза, опущен­ные вниз и ни на кого не смотревшие, сидел мертвенной статуей на своем сереб­ряном кресле под образами, рядом с ним на таком же кресле в другой мономаховой шапке, сооруженной по случаю двоецария, Петр смотрел на всех живо и самоуве­ренно и ему не сиделось на месте. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной



Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всем спешил. Его обычна походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с тру­дом поспевал за ним вприпрыжку. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодых летах большим охотников до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил методически курса танцевального исскуства. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего–нибудь, значит что то строил . Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мо золи. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоян­но хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем» чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому.

Охота к рукомеслу развила в нем быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоил ее. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчетный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал сообразить, на что оно ему понадобится. С годами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую: граничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел.

Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Этому воздуху вместе с постоянной фи­зической деятельностью он сам приписывал целебное действие на свое здоровье, постоянно колеблемое разными излишествами. Отсюда же, вероятно, происходил и его несокрушимый, истинно матросский аппетит. Современники говорят, что он мог, есть всегда и везде, когда бы ни приехал он в гости, до или после обеда, он сей­час готов был сесть за стол. Вставая рано, часу в пятом, он обедал в 11-12 часов и по окончании последнего блюда уходил соснуть. Даже на пиру в гостях он не отка­зывал себе в этом сне и, освеженный им, возвращался к собеседникам, снова гото­вый есть и пить.


Бросив кремлевские хоромы, Петр вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петер­бургским; недаром Петр сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При Петре не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обыкновенные расходы двора, поглощавшие прежде сотни тысяч рублей, при Петре не превышали 60 тысяч в год. Обычная при­слуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного проис­хождения, называвшихся денщиками. Петр не любил ни ливрей, ни дорогого шитья на платьях.

Административная реформа.

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Было введено местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором денежных платежей. Во главе органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша. В её ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу А.А.Курбатов в должности обер - инспектора.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Было принято решение перенести центр тяжести управления на места. Так вступила в исполнение губернская реформа. По замыслу Петра, местные органы должны были заняться размещением и обеспечением войск в мирное время. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт - Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. Все остальные (вице-губернатор, провиантмейстеры и др.) лишь подчинялись ему. Таким образом, губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 года: города были подчинены уездным комендантам, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» (5536 дворов) во главе с новыми чиновниками - ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «долей» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков.


Главная задача губернской реформы - обеспечение армии за счет местных учреждений - выполнена не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к недостатку средств. Губернская реформа нанесла удар и по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 году, отправляясь в турецкий поход, Пётр издал указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так, одним указом, было основано учреждение, просуществовавшее в России около двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

Для надзора за аппаратом управления была введена должность фискала. Эти люди доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других действиях, наносящих вред государству. Фискалы нередко пользовались своим должностным положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Однако Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные доносы.

Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал - прокурор (П.И. Ягужинский). Главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всём докладывать императору. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли Сената в государственном управлении.

В 1718 был подписан указ об учреждении 9 коллегий: Чужестранных дел, Камер - коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленность), а также Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С их появлением прекращали своё существование многие из коллегий. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер деятельности и, главное, - совещательный порядок ведения дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит» - так объяснял появление новых органов сам Петр.