Файл: Контрольная работа по дисциплине История Преобразование Петра i студент гр. Встз 143 Паршин Н. П. Проверил.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самая высокая пошлина в размере 75% от цены товара устанавливалась на изделия, в достаточном количестве производимые русскими мануфактурами (железо, иглы, скатерти, купорос, курительные трубки). Пошлина в 50% цены товара взималась с изделий, которыми отечественная промышленность могла обеспечить лишь наполовину (бархат, карты, голландское полотно и т. д.). Умеренными пошлинами в четверть цены были обложены шерстяные ткани, выделанные кожи, чулки.
Размер тарифных ставок на вывозимые из России товары тоже должен был стимулировать развитие отечественной промышленности. Ставки на готовые изделия были неизмеримо ниже ставок на сырье. Так, например, невыделанные оленьи и лосевые кожи облагались пошлиной в семь с половиной раз выше, чем выделанные. Льняная пряжа облагалась пошлиной в 37%, а полотно всего в 1%. Для русских купцов пошлина понижалась втрое, если они везли товары на собственных кораблях.
Продажа ходовых товаров, пользовавшихся широким спросом на западноевропейских рынках, долгое время находилась в казенной монополии (пенька, смола, корабельный лес, юфть, икра, меха, щетина и пр.). Торговля ими приносила государству баснословные барыши, что отнюдь не способствовало накоплению капиталов купцами. В 1719 г. государственная монополия на торговлю большинством перечисленных товаров была отменена. Такая мера правительства вызвала обогащение купечества и сопровождалась его более активным участием во внешней торговле.
В последнее десятилетие царствования Петра расширился список государств, с которыми Россия вела торговлю. Если в XVII в. традиционными торговыми партнерами России были морские державы Англия и Голландия, а также Швеция, то теперь торговые связи были установлены с Испанией, Италией, более интенсивными они стали с Францией.
В дальние края ездить лечиться утомительно и накладно. Поэтому Петр дал задание разыскать целебные источники в России. Железистая вода была обнаружена в нескольких десятках километров от нынешнего Петрозаводска. Петру не терпелось испытать ее целительные свойства на себе, и он вместе с супругой в январе 1719 г. отправляется на первый в России курорт. А в марте появляется указ с перечислением целительных свойств источника.
Значение петровских преобразований.
Когда думаешь о петровских реформах, неизбежно встает вопрос: насколько был необходим для России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения. Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.
Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры.
Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли в подмосковном селе Дединове, в этом участвовали лишь несколько русских плотников; строительство же флота при Петре стало делом всей страны, так или иначе, коснулось всего народа. Когда в 1672 году в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так было во всем. Вот почему и по сей день не утихают споры о значении петровских реформ в русской истории.
О некоторых учебных заведениях было сказано выше, например о созданной в 1701 г. Навигацкой школе, на базе которой в 1715 г. возникла Морская академия. Сеть профессиональных училищ этим не ограничивалась. Одновременно с Навигацкой школой была основана Артиллерийская, в которой обучали «словесной и письменной грамоте, цифирной и инженерной наукам».
В 1712 г. в Москве начала работать Инженерная школа, выпускавшая фортификаторов — строителей и разрушителей крепостей.
Медицинский персонал проходил обучение в Медицинском училище, открытом 1707 г. Для нужд дипломатической службы при Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам. В ней готовили квалифицированных переводчиков.
В XVII в. канцелярские служители овладевали ремеслом на практической работе. Обычно отец передавал свой опыт работы в приказах своему сыну. В 1721 г. была учреждена специальная школа, где учащиеся изучали арифметику, делопроизводство, умение составлять деловые бумаги и письма и т. д.
Сложное горнозаводское производство требовало квалифицированных работников и инженеров. В 1716 г. была основана горная школа при Олонецких заводах, а пять лет спустя — при Уральских заводах. В школах обучались дети мастеровых, они изучали, помимо общеобразовательных дисциплин, также и горное дело.
В области просвещения, таким образом, прослеживаются два новшества. Одно из них, основное, состоит в том, что сеть школ во много крат расширилась. В конце XVII в. в России существовало единственное учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. За первую четверть XVIII в. возникло еще восемь типов школ, готовивших специалистов различного профиля. Правда, контингент учащихся в этих школах был невелик. В Медицинской школе, например, обучалось 50 учеников, а в горной школе при Олонецких заводах и того меньше — всего 20 человек. В самом крупном учебном заведении того времени — Морской академии — числилось чуть более 300 учащихся. Важно, однако, что именно в годы преобразований было положено начало профессиональным учебным заведениям.
Другая особенность просвещения состояла в том, что оно
Приобрело светский характер. Из учебных программ исключались
богословские и схоластические предметы, присущие учебным заведениям
средневековья. Знание таких предметов нисколько не мешало повышению
профессиональной подготовки.
Перечисленными учебными заведениями, действовавшими в старой и новой столицах, сеть школ не ограничивалась. В крупных городах существовали епархиальные школы. В них в обязательном порядке обучались дети священнослужителей — вакантные должности в церквах могли замещать только грамотные дети священников, дьяконов, пономарей и др.
Дети провинциальных дворян и чиновников обучались в цифирных школах. Число учащихся в 42 цифирных школах к концу первой четверти XVIII в. достигало 2000 человек.
В провинциях существовал еще один тип учебных заведений — гарнизонные школы. Контингент учащихся в них пополнялся солдатскими детьми. Помимо арифметики и письма, в гарнизонных школах учили пению и игре на музыкальных инструментах. Ученик приобретал здесь навыки, используемые затем в полковых оркестрах.
Сеть школ в центре и на местах способствовала распространению грамотности. Но образование носило классовый характер. Оно охватывало своей сетью в первую очередь детей дворян и духовенства. Дети крестьян и рядовых горожан, т. е. подавляющего числа населения страны, исключались из числа тех, кому можно было получить образование.
Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений вызвало поток учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний: по механике, геометрии, астрономии, фортификации, навигации и т. д.
Значительных успехов достигли в распространении научных знаний. Здесь следует отметить расширение сведений о географии страны. Впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, коренным образом изменившая представление западноевропейских ученых о его береговой линии. Именно за эту карту, внесшую существенный вклад в науку, Французская академия наук избрала Петра своим членом. Было также установлено, что Амударья впадает не в Каспийское, а в Аральское море. Впервые были нанесены на карту Курильские острова.
Петра занимала идея установления непосредственных - торговых связей с Индией. С этой целью предпринимались поиски торговых путей по суше через Среднюю Азию и Иран и по воде через северные моря.
В Кунсткамере хранились также пушки старинного литья, чучела птиц и животных, препараты по анатомии человека и т. д.
Первоначально Кунсткамера размещалась в «Кикиных палатах» — доме казненного Кикина, причастного к делу Алексея. На первом этаже размещался сам музей — Кунсткамера, а на втором — библиотека. Ко времени смерти Петра она насчитывала около 11 тысяч томов и являлась одной из самых богатых в Европе.
Кунсткамера и библиотека были в 1719 г. открыты для бесплатного обозрения и пользования. Обоим учреждениям царь с самого их возникновения придавал просветительский характер. «Я хочу,— рассуждал он,— чтобы люди смотрели и учились».
Мысли об организации Академии наук Петр вынашивал давно, но первые шаги к ее организации предпринял в июне 1718 г. Его резолюция на одном из доношений гласила: «Сделать академию. А ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет. Также начать переводить книги: юриспруденции и протчие к тому. Сие учинить сего году начала». Однако ни в 1718 г., ни в ближайшие годы выполнить это намерение Петру не удалось. Создание Академии затянулось отчасти в связи с тем, что Петр был занят более неотложными делами, отчасти вследствие трудностей привлечения для работы в ней иностранных ученых. Царь настаивал, чтобы в Петербургскую академию были приглашены не ученые вообще, а крупнейшие ученые Европы, а те не отваживались ехать в далекую северную страну.
22 января 1724 г. состоялось заседание Сената, на котором присутствовал царь. На нем Петр после обсуждения утвердил проект устава Академии. В проекте было сказано: «Невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу» (образцу.— Н. П.). Тем самым было высказано отрицательное отношение к организации подобных учреждений в странах Западной Европы. Своеобразие Петербургской академии наук состояло в том, что она призвана была объединить три учреждения, действовавших в западноевропейских государствах самостоятельно и независимо друг от друга, а именно — университет, под которым подразумевалось «собрание ученых людей», обязанных обучать юношей медицине, философии и праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, т. е. «собрание ученых и искусных людей».
Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра— в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. Среди академиков, приглашенных в Петербургскую академию наук,— крупнейшие ученые Европы: физиолог и математик Д. Бернулли, астроном и географ Делиль и др.
Какую бы отрасль культуры мы ни взяли — архитектуру, живопись, литературу, театр — повсюду видно влияние преобразовательных начинаний первой четверти XVIII века. Это сказалось, прежде всего, в том, что культура освобождалась от оков церковности, приобретала все более светский характер.
Отчетливее всего обмирщение культуры просматривается в зодчестве. Русская архитектура по XVII век включительно имела дело с сооружением церквей и монастырей. От того времени почти не сохранилось зданий светского назначения.