Файл: Контрольная работа по дисциплине История Преобразование Петра i студент гр. Встз 143 Паршин Н. П. Проверил.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение.

Нам остается подвести итоги и кратко ответить на вопрос, какой стала Россия после преобразований первой четверти XVIII в., что нового появилось в стране и какой должна быть социальная оценка этих новшеств.

Однажды сам царь произвел сопоставление настоящего с прошлым, выразительнее всяких слов, подчеркивавшее достигну­тые успехи. Речь идет о чествовании ботика, устроенном в августе1723 г.

Совет устроить празднество подал Петру Феофан Прокопович. В связи с победой русских галер над шведским флотом 27 июня 1720 г. Феофан произнес похвальное слово, в котором подчеркнул значение ботика в истории военно-морских сил: «Кто же не скажет, что малый ботик против флота есть как зерно против древа... О ботик, похвал достойный!

Петр не мог воспользоваться этим советом ни в 1721 г., ни в 1722 г., так как сначала был поглощен завершением войны и празднованием Ништадтского мира, а затем участием в Каспийском походе.

Чествование ботика, доставленного на берега Невы с Переяслав­ского озера, предварительно реставрированного и обшитого медными досками, состоялось 11 августа 1723 г. Очевидец торжества записал: «Тотчас после 10, по данному сигналу раздался генеральный залп со всего флота, возвестивший о спуске ботика с галиота на воду; он разразился в воздухе подобно страшному грому и молнии, потому что в течение одной минуты выпалено было из полуторы с лишком тысячи пушек.

Вскоре после того показалось несколько флагманов (адмиралов, сколько их могло поместиться в нем) с ботиком, и, когда он поравнялся с кораблями, флаги и вымпелы на них были спуще­ны от верхушки до самого низа, в знак величайшего ува­жения».

Среди гребцов-адмиралов на ботике находился и Петр, выпол­нявший обязанности кормчего. Выходя из ботика, он сказал при­сутствующим: «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют. От него при помощи божеской флот на юге и севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!»

Вечером царь, обращаясь к ботику, произнес тост: «Здравствуй
дедушка! Потомки твои по рекам и морям плавают и чудеса
творят».

Подобных торжеств было много, но этот праздник не имел себе равных ни по яркости, ни по выразительности. Сила воз­действия торжества определялась наглядностью: современные ко­рабли, могучий Балтийский флот сравнивался с его предшествен­ником — скромным ботиком, с которого начались увлечения Петра военно-морским делом.


Столь поражавшего воображение современников сопоставления ботика с флотом невозможно было провести в других сферах жизни страны. Так например, в годы преобразований была создана регулярная армия и осуществлена новая система ее комплектования. Истоки этих явлений надо искать во второй половине XVII в. Уже тогда существовали полки, иноземного строя и практика набора в них солдат и драгун, напоминавшая рекрутскую систему.

Из этого, однако, не вытекает, что в ходе преобразований была создана всего лишь более многочисленная, чем в XVII в., армия. Ее качественное отличие состояло в том, что она была оснащена однотипным оружием, снаряжением и обмундированием, распола­гала единой системой обучения и боевых действий. В итоге в стране возникла армия, однородная по национальному составу, отличав­шаяся высокой боевой выучкой и боеспособностью и снабженная уставом, использовавшим собственный опыт ведения войны.

Точно так же обстояло дело и с мануфактурной промышленностью. Мануфактуры возникли в XVII в., но их численность была невелика, а если не считать Пушечного двора и Типографии, то они существо­вали только в металлургии (10—12 мануфактур в конце столетия). В первой четверти XVIII в. возникло около сотни крупных предприятий. Качественно новое состояние мануфактурной промыш­ленности выражалось в том, что крупное производство проникло в различные отрасли хозяйства: сукноделие, изготовление шелковых и полотняных тканей, игральных карт, игл, курительных трубок, красок, добычу серебра и т.д.

Другим свидетельством качественно нового состояния мануфак­турной промышленности являлась ее способность обеспечить не­зависимость России от промышленно развитых стран Западной Европы. Более того, некоторые изделия мануфактур Россия стала экспортировать. Металлургические заводы в конце XVII в. не обеспе­чивали страну необходимым количеством железа, и его крупными партиями приобретали за границей. Ввозили из-за границы и медь. К концу первой четверти XVIII в. отечественная металлургия обеспечивала железом не только внутренний рынок, но и произ­водила его на экспорт. Вывозились для продажи за границей и изделия парусно-полотняных мануфактур. Прекратился ввоз меди.

Из сказанного не следует, что Россия выдвинулась в число промышленно развитых стран, и что ей удалось преодолеть отсталость. Во-первых, изделия русских мануфактур не отличалось высоким качеством. И это неудивительно, ибо западноевропейские мануфактуры насчитывали два-три века существования, в то время как в России они только появились.



Даже брадобритие ведет свое начало от XVII века. Уже толпы отдельных смельчаков отваживались расстаться с бородой. Теперь брадобритие, правда для дворян и горожан, стало обязательным.

Против бороды, равно как и длиннополого платья, царь цел суровую борьбу. В частности, эта борьба дала основание В.И.Ленину заявить: «Петр ускорял перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства» (Ленин В.И. ПСС, т. 36, с. 301).

Во многих случаях преобразования положили начало новому строю. В России не было печатной газеты. Теперь появилась первая печатная газета «Ведомости». В России отсутствовали музеи. Теперь была создана Кунсткамера — первый общедоступный музей. Россия не располагала профессиональными учебными заведениями. В ходе преобразований они появились. Расширилась сеть общеобразова­тельных школ.

В России не существовало научного центра. Петром была создана Академия наук. С именем Петра было связано введение гражданско­го шрифта, по его инициативе проводились ассамблеи, была основана новая столица с новой планировкой улиц, великолепными парка­ми и монументальными зданиями светского назначения.

Все новшества первой четверти XVIII в. можно разделить на две группы. Одни из них возникли и исподволь созревали еще в XVII сто­летии, и роль Петра здесь сводилась к тому, что он, усвоив стоявшие перед страной задачи, придал зачаткам ускоренное развитие. Другие новшества не имели глубоких корней в прошлом, и они своим проявлением были обязаны инициативе царя и его неуемной энергии в претворении их в жизнь.

Преобразования не изменили ни социального, ни политического строя России. Структура общества осталась прежней, и в ней господ­ствующее положение осталось за дворянством. Более того, позиции дворянства упрочились, во-первых, за счет устранения различий между поместным и вотчинным землевладением и провозглашения дворян безусловными собственниками земли и крестьян; во-вторых, дворянство стало более монопольным, исчезли группы, на которые делилось дворянство в XVII в. (думные чины, дворяне московские, дворяне городовые), и вместо них появилось единое сословие с одинаковыми правами и обязанностями. Оно получило наименование шляхетства, что внешние отражало его монопольность.

Дворянство стало не только монолитным, но и более образо­ванным и неизмеримо лучше подготовленным, чтобы занимать командные должности на военном и гражданском поприщах.


Изменился состав дворянства. Табель о рангах открывала доступ в ряды дворян талантливым представителям из непривилегированных сословий (кроме крепостных крестьян). Маркс отмечал: «Чем более способен господствующий класс принимать в свою среду самых выдающихся людей из угнетенных классов, тем прочнее и опаснее его господство».

Изменились и критерии служебной годности: раньше успехи дворянина в карьере определялись его происхождением, или, как тогда говорили, породой. Чем древнее род, тем больше шансов у его представителя продвинуться по службе. Теперь критерием служебной годности стали способности, подготовка к занятию долж­ности, приобретенная в процессе обучения в отечественных учебных заведениях либо за границей.

Что дали преобразования крестьянам и горожанам, т. е. трудово­му населению России?

Если коротко ответить, то преобразования несли им новые тяготы. Иного и быть не могло, ибо в классовом обществе всякий прогресс достигается за счет ужесточения эксплуатации.

В наибольшем выигрыше от преобразований оказались дворян­ство и отчасти купечество. Многочисленные льготы купцам, создавав­шим крупные промышленные предприятия, ставили мануфактури­стов в привилегированное положение.

В перспективе преобразования, несмотря на то, что они проводи­лись за счет перенапряжения сил народных масс, в конечном итоге были выгодны и им, ибо созданное в годы их проведения могучее государство обеспечило стране национальную независи­мость, а утверждение на берегах Балтики способствовало развитию внешней торговли и производительных сил, в том числе и крестьян­ского хозяйства, а также установлению более тесных экономических и культурных связей с более развитыми странами Западной Европы.

Мы вспоминаем преобразования человека, стоявшего в центре их проведения, прежде всего потому, что они сократили отставание России от передовых западноевропейских стран и возвели в ранг великих держав континента. Ф. Энгельс высоко оценивал государст­венную деятельность Петра. Он писал о нем, что это был «дей­ствительно великий человек».

Использованная литература.

1. Я. А. Гордин. История и философия России: некоторые актуальные проблемы истории нового времени. СПб.: СПбГУП, 2002 г.

2. А. А. Керсновский. История России русской армии. М., 1992 г.

3. Н. И. Павленко. Петр Первый и его время: книга для учащихся ср. и ст. классов - издание 2-е, дополненное. М.: Просвещение, 1989 и1983 г.


4. Павленко. Петр Первый и его время: Кн. для учащихся сред и ст. классов. – М.Просвещение,1989.


5.Коментарии - К.Валишвского.

6.Поурочные разработки по истории 10кл. Москва «ВАКО» 2003г .

7. Маркс К, Энгельс Ф., соч. т 25, с 150.

8.С.М.Соловьев, Москва «Правда»: чтение и рассказы.

9. Б.Н.Серов и М.В. Лескинен: поурочные разработки по истории 10 кл. Москва «Вако» 2008.