Файл: Огэ2023 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 900

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.
24. 1)
Обеспечивают порядок стабильность в обществе; 2) Являются регуляторами поведения людей в обществе; 3) Формируют общую культуру человека; 4) Формируют ценности и идеалы людей.
21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) нравственный долг; 4) достоинство личности.
22. 1)
чувство ответственности перед окружающими и самим собой; 2) а) неписаные законы (им подчиняются все как должному); б) стихийный характер формирования; в) мера требований общества к людям; г) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения; 3) осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
23. 1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним; 2) примеры: взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками детского дома.
24.
В защиту: не имеет значения, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно; В опровержение: там, где нет самостоятельного нравственного выбора, там нет и ответственности.
21. 1) понятие морали; 2) границы морали; 3) моральные нормы и их особенности; 4) специфика принятия нравственного решения; 5) мораль как социальный регулятор.
22. 1) с позиций гуманизма, добра и справедливости; 2) «не имеет четко очертанных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности; там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.»; 3) «В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения яв­ляется сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одоб­рения или общественного порицания….»
23. 1) несоблюдение моральных норм политиком или бизнесменом (недостойное поведение, оскорбления людей и т.д.) могут привести к тому, что люди перестанут поддерживать политика, перестанут пользоваться услугами бизнесмена; 2) если политик или бизнесмен не будет верен своему слову, то окружающие не будут ему доверять, а от этого в какой-то степени зависит успех в деле;
3) без личной честности и правдивости, то есть без фундамента деятельности политика и бизнесмена, не будет гармоничных отношений в делах,
«здоровой» прибыли.
24. 1) свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и злом; 2) нравственное решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора.
21. 1)
Что социологи понимают под наблюдением. 2) Невключённое и включённое наблюдение. 3) Формы включённого наблюдения. 4) Достоинства включённого наблюдения. 5) Недостаток метода наблюдения.
22. 1) наблюдение – это сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия; 2) недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя; 3) «открытое» и «скрытое» (закрытое) включённое наблюдение.
23. 1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе, общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать учащихся, их индивидуально-психологические особенности, манеру поведения, что невозможно без применения метода наблюдения); 2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы понять, насколько эффективно применение тех или иных способов лечения, лекарственных средств); 3) географ (наблюдает, например, за изменением погоды (информация, выведенная на основе этого наблюдения помогает работникам в сельском хозяйстве, работникам авиации и тд), климата, сейсмических процессов и т.д.)
24. нравственные проблемы связаны с тем, что исследователь (особенно при «скрытом» наблюдении)
невольно обманывает людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то, что, возможно, не рассказали бы чужому человеку; правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может нарушить конституционные права человека, нормы закона, требующие получить согласие испытуемых на проведение исследования.
Основным институтом современного…
Социология представляет науку, которая…
Само слово «нравственность» происходит…
Интервью – это используемый…
21. 1) роль школы; 2) принципы образовательной политики в РФ; 3) основные направления реформы образования; 4) эффективная модель образования.
22. 1) а) многообразие подготовки учащихся; б) особые технологии, используемые в процессе занятий;
2)
подготовка квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности;


3) а) гуманистический характер образования; б) приоритет общечеловеческих ценностей; в) право личности на свободное развитие; г) общедоступность образования; д) внимание системы образования к потребностям обучаемых; е) светский характер образования в государственных учреждениях.
23. 1)
Позиция автора: «эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации».
2)
Предположение: в современном мире очень важно умение человека самостоятельно работать с информацией, заниматься самообразованием. 3) Другое объяснение: эффективной является модель образования, обеспечивающая высокое качество знаний учеников, их поступление в вузы.
24. 1) от качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние; 2) в условиях современного информационного общества требуются хорошо образованные люди, без которых невозможно добиться процветания нашей страны.
21. 1)
Сущность социологии; 2) Роль деятельности в жизни людей; 3) Главная задача социологии.
22. 1)
Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности; 2) объяснить жизнь, поведение и судьбу отдельных людей и целых народов; 3) она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем, постоянно что-то делаем.
23.
Автор руководствуется такими признаками, критериями отличия людей и групп друг от друга, как: а) профессиональный (крестьянин, чиновник, купец …); б) национальный (англичане, русские, японцы …); в) статусный (уровень власти, финансовой обеспеченности …).
24.
Главная задача - объяснить жизнь, поведение и судьбу отдельных лиц, так и отдельных наций.
1)
Социологи и психологи. Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир. А вместе - проблема межличностных взаимодействий, взаимодействие личности и групп;
2) Экономисты и социологи. Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическая деятельность человека - это основные формы деятельности общества.
Экономика изучает формы материального производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях. Вместе - каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.
21. 1) понятие нравственность и предназначение нравственной культуры; 2) регламентация взаимоотношений между людьми социальными нормами; 3) обеспечение индивидуальные интересы людей моралью; 4) отличительные особенности морали; 5) элементы нравственной культуры личности.
22. 1)
Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.
2)
В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки. 3) Будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.
23. 1)
Отличие: мораль опирается на неофициальные санкции. 2) а) пассажиры сделали замечания молодому человеку, который не желая уступать место старушке, притворился спящим. б) мама отругала сына и запретила ему неделю пользоваться интернетом, после того как случайно заметала, как в разговоре с приятелем он нецензурно выражался.
24. 1)
Человек при выборе того или иного решения ориентируется часто не на одно, а на несколько моральных правил и установок. Эти правила и установки, а также их сочетание появляются у человека в ходе его собственного личного опыта. 2) Мораль могут поддерживать большие группы, но в конечном итоге выполнять или не выполнять это правило, это индивидуальное решение каждого человека. Мораль не существует пока отдельные люди не придерживаются ее, то есть реализуют ее на практике.
21. 1)
Сущность понятия «интервью»; 2) Преимущества интервью; 3) Недостатки интервью; 4) Необходимые составляющие для проведения интервью.
22. 1)
Интервью – это используемый социологами метод получения информации о состоянии общества путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента (опрашиваемого);

2)
отношение отвечающего к проблеме и предлагаемым вопросам – при необходимости социолог может изменить вопрос или задать дополнительные вопросы; опытный социолог может увидеть, насколько искренне отвечает опрашиваемый; 3) Интервьюирование не позволяет опросить значительное число людей.
23. 1) достаточно высокая общая культура (эрудированность; эрудированный интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным); 2) общительность
(позволяет успешно взаимодействовать с опрашиваемым); 3) находить выход из сложных ситуаций общения (так как они влияют на последующие коммуникативные процессы, если диалог с данным лицом будет продолжен; не доводить до конфликта)
24.
Да, я согласен(-на) с тем, что любой человек может стать успешным интервьюером. Для этого ему нужен опыт, полномасштабный мониторинг деятельности реципиента, а также он должен понимать, что будет интересным для аудитории.