Файл: Огэ2023 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 892
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22. 1)
Граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). 2) Налоги выполняют уникальную роль привлечения финансовых средств в казну государства. 3) Финансирование образования, страховой медицины, культуры, армии, деятельности аппарата чиновников.
23.
Бывают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относится НДФЛ (налог для физических лиц), который влияет на размер трудовой пенсии каждого конкретного гражданина. К косвенным налогам относится акциз, который определяет фиксированную сумму для конкретного количества товара: одного литра, одной единицы и т.п. В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива.
24. 1)
Косвенные налоги влияют как на спрос, так и на предложение, то есть на факторы экономического роста. Это – те налоги, которые включаются в стоимость товаров, работ и услуг. 2) В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное – доходы от экспорта энергоносителей, причём поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа.
21. 1.
Определение ценности товара, исходя из полезности (для потребителя). 2) Определение ценности товара, удовлетворяющих производственные потребности. 3) От чего зависит цена товара (с точки зрения потребителя и производителя). 4) Рыночное равновесие.
22. 1) жизненно важные и те, без которых можно обойтись; 2) С точки зрения потребителя цена товара зависит от его полезности; 3) совпадение интересов продавцов и покупателей.
23. 1) потребительские вкусы и предпочтения (например, жители региона Z предпочитают покупать автомобили определённой марки); 2) мода (например, в осеннем сезоне были представлены коллекции одежды ярко-красного цвета, что привело к росту продаж одежды соответствующей расцветки); 3) доходы потребителей (например, повышение заработной платы привело к увеличению спроса на высококачественные товары).
24. 1) количество продаваемой продукции при повышении цены сильно уменьшается, т.е. продукт характеризуется эластичным спросом. Например, если вы производите мыло с вишнёвым ароматом, и повышаете на него цену, то покупатели могут начать покупать вместо вашего мыла мыло другого производителя с ароматом персика, на которое цена повышена не была.
2) вместе с ценой повысились издержки. Например, если цена на ваше мыло увеличилась на 10 рублей, а затраты на материалы на 15 рублей, то прибыли будет на 5 рублей меньше. Или же после повышения цены ваше мыло перешло в категорию элитных товаров, облагаемую значительно большим налогом, что опять-таки уменьшило прибыль.
21. 1)
Экономика как совокупность отношений между людьми. 2) Экономика как хозяйственный комплекс.
3)
Макро- и микроэкономика. 4) Экономика как состояние хозяйствующего субъекта. 5) Экономика как наука.
22. 1)
Экономика – это хозяйственный комплекс, включающий в себя различные отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. 2) Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства, регионов, мира в целом. 3) экономика – это наука о том, как общество использует определённые ограниченные ресурсы для производства продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
23. 1) производство (фабрика выпускает детские игрушки); 2) распределение (работникам фабрики начисляется зарплата); 3) обмен (Виталий, получив зарплату, идёт в магазин и покупает продукты);
4) потребление (Маша играет с куклой).
24. 1) это более «показательный» критерий экономического развития потому, что этот критерий связан не просто с производством, а с распределением и потреблением произведённых экономических благ; 2) этот показатель связан также со степенью удовлетворённости людьми своей жизнью, что в конечном счёте влияет на качество труда, предпринимательскую активность, тем самым обеспечивая перспективы экономического процветания государства.
21. 1) ограниченность экономических ресурсов; 2) проблема экономического выбора; 3) стимулы для производителей; 4) альтернативная стоимость «бесплатных» благ.
22. 1) человечество испытывает и будет испытывать дефицит; 2) потребительский спрос и издержки производства; 3) использование ресурсов для производства какого-либо одного товара вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации.
23. 1)
Труд. Заместитель руководителя компании Р получил заработную плату в конце месяца.
2)
Капитал. Бизнесмен Антон приобрёл здание для открытия ресторана и сдал его в аренду.
3)
Земля. Поставщик овощей и фруктов продал 5 кг яблок, 10 кг огурцов и получил Ренту.
24.
Согласен(-на). а) производство «бесплатных» благ обременительно для государственного бюджета и отвлекает средства, которые могли бы
использоваться для развития экономики; б) производство
«бесплатных» благ оплачивается налогоплательщиками и отвлекает часть сбережений граждан и прибыли фирм, которые могли бы напрямую инвестироваться в экономику.
Прибыль – это конечный результат…
В древности люди обменивались…
Экономическая теория изучает проблемы…
21. 1.
Расчет прибыли (Что такое прибыль?); 2. Убытки предприятия; 3. Разделение прибыли.
22. 1) из полученного дохода вычитается себестоимость;
2) продажа/аренда неиспользуемого оборудования, участие в других предприятиях; 3) Фонд накопления предприятие оставляет «про запас».
Именно на эти деньги, накапливаемые из года в год, расширяется бизнес, покупается новое оборудование, ведутся разработки новой технологии, то есть происходит развитие предприятия.
23. 1) а) снизив себестоимость продукции, у предприятия Z сократились издержки на производство единицы товара; б) в результате снижения себестоимости продукции, у фирмы Z упростился/сократился по времени производственный цикл, что позволило выпускать больший объем продукции при прежнем расходе ресурсов и времени; 2) а) у предприятия Z существенно ухудшилось качество товара; б) фирма Z потеряла завоеванный уже сегмент рынка и не может приобрести новый, столкнулось с еще большей конкуренцией.
24. 1)
Стабильно работающие предприятия дают рабочие мест и заработок для большого числа людей, развитие предприятий нередко связано с увеличением числа рабочих мест; 2) Предприятия производят продукцию, востребованную обществом; 3) Предприятия отчисляют налоги, которые в дальнейшем обеспечивают определенные потребности общества.
21. 1)
Неудобство бартерного обмена и товарных денег; 2) Какими свойствами должны обладать деньги;
3)
Достоинства и недостатки металлических денег. Появление бумажных денег. 4) Удобство безналичных расчётов, прежде всего электронных денег.
22. 1) а) деньги должны быть постоянными (однородность); б) они не должны портиться (износостойкость); в) легко делимы на части (делимость); г) их удобно носить с собой (портативность) д) постоянная ценность
(стабильность стоимости); 2) Основное преимущество металлических денег: можно чеканить монеты любой стоимости; 3) Недостаток: тяжёлые и занимают много места.
23. 1) сбережения (например, Пётр Ильич ежемесячно часть зарплаты вносит на депозит в банк, с целью накопить на автомобиль); 2) средство платежа (например, Антон Павлович заплатил штраф за превышение скорости); 3) мера стоимости (например, пачка овсяного печенья стоит 60 рублей); 4) средств обращения
(например, Иван Петрович купил в магазине персональный компьютер за 30 000 рублей).
24.
Я согласен с тем, что удобны безналичные расчёты с использованием электронной техники, т.е. так называемые электронные деньги.
1) экономия времени при оплате товаров и услуг (оплатить товар можно не выходя из дома и не теряя время в очередях); 2) безопасность (защищённость от подделки, хищения);
3)
портативность (не нужно таскать с собой крупные суммы при оплате дорогих покупок).
21. 1) законы природы и законы экономики; 2) основные вопросы экономической теории; 3) ограниченность экономических ресурсов; 4) бесконечность потребностей человечества; 5) основная задача экономической теории.
22. 1)
Экономическая теория изучает проблемы, которые касаются всех людей без исключения, поскольку взаимоотношения между отдельными людьми и группами людей в процессе хозяйствования давно стали неотъемлемой частью жизни, так же, как и взаимоотношения человека с природой; 2) на смену одним потребностям рождаются другие; 3) как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества.
23. 1)
Что нужно производить? (например, предприниматель решил открыть фабрику по производству мягкой мебели.) 2) Как будут производиться товары? (например, для фабрики предприниматель закупил современное оборудование.) 3) Для кого предназначаются производимые товары? (например, мягкая мебель, производимая фабрикой, ориентирована на всех жителей города, независимо от уровня их дохода.)
24. 1) товары, не относящиеся к предметам первой необходимости, также удовлетворяют значимые потребности людей; 2) в производстве таких товаров в большей степени проявляется мастерство людей, происходит совершенствование технологий; 3) производство таких товаров обеспечивает занятость и достойное существование огромного количества людей.
Осознание связи между доходом…
«Реклама – двигатель торговли!»…
Деньги всегда выполняли…
Натуральный обмен (бартер) вызывает…
21. 1)
Связь между доходом и производством; 2) рабочие места и экономический прогресс; 3) влияние технологического прогресса на положение рабочих; 4) высвобождение людских ресурсов. 5) факторы роста реального национального дохода.
22. 1) создание рабочих мест; 2) создание рабочих мест способствует ускорению экономического прогресса, только когда оно ведёт к росту производства; 3) передовая технология даёт рабочим возможность производить больше и за счёт этого больше зарабатывать.
23. 1) сезонность (например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок);
2) уровень доходов потребителей (например, из-за экономического кризиса покупательная способность населения страны Х. упала, что привело к сокращению спроса на украшения из драгоценных металлов);
3) изменение вкусов и предпочтений (например, в стране Х. появилась мода на юбки клеш у девушек, что привело к росту спроса на них).
24. 1) предоставление работникам гибкого графика (это позволит работнику более рационально планировать своё время, увеличивая производительность труда); 2) создание условий для профессионального роста, карьеры (зная о возможных перспективах, работник будет лучше работать);
3) организация соревнования между работниками (для многих людей конкуренция является стимулом к эффективной работе).
21. 1)
Роль рекламы в условиях рынка; 2) Влияние рекламы на цену товара; 3) Положительные свойства рекламного бизнеса.
22. 1) убедить покупателя приобрести данный товар; 2) на рынке представлено огромное множество разнообразных товаров; 3) а) информирует покупателей о свойствах товаров; б) пополняет государственный бюджет через налоговые отчисления; в) способствует созданию новых рабочих мест; г) делает некоторые товары более дешевыми.
23. 1) ответ на вопрос: реклама производимого товара (услуг) является одной из статей затрат фирмы;
2) объяснение: эффективная реклама может способствовать увеличению потребительского спроса на производимый фирмой товар (услуги) и, соответственно, увеличению прибыли фирмы; 3) пример, иллюстрирующий предположение: сеть фитнес-клубов провела рекламную кампанию своих услуг, объявила о снижении цен и вручении различных подарков покупателям абонементов; в результате было привлечено значительное количество новых клиентов, и прибыль сети клубов увеличилась.
24.
Согласен(-на). 1) из рекламы мы получаем значительную часть информации о товарах и услугах;
2)
в нашу речь прочно вошли фразы из рекламных роликов; 3) существует категория населения, которая покупает преимущественно те товары, которые активно рекламируются фирмами-производителями.
21. 1)
Функции денег; 2) Что такое «инфляция» и в каких ситуациях она имеет место; 3) Открытая и подавленная инфляция; 4) Политика государства в ситуации инфляции.
22. 1)
Инфляция – а) процесс, когда количество денег превышает действительную потребность экономики в них; б) обесценивание бумажных денег; 2) Открытая и подавленная; 3) уменьшения расходов на социальные программы, ограничение роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепенное уменьшение количества денег в обращении.
23. 1) мера стоимости (например, пачка овсяного печенья стоит 60 рублей); 2) средства обращения
(например, Иван Петрович купил в магазине персональный компьютер за 30 000 рублей); 3) средство платежа (например, Антон Павлович заплатил штраф за превышение скорости).
24. 1) наличные (Видимые деньги проще контролировать; Вы не зависите от интернета, банкоматов;
Технология безналичного расчета присутствует еще не везде, а наличными всегда можно расплатиться;);
2) безналичные (Удобство. Нет нужды носить с собой размен и крупные суммы денег; Возможность дистанционных оплат. Например, коммунальных платежей, покупок или же денежных переводов.
Некоторые банки предлагают определенный % кешбека покупок или начисления на остаток, которые возвращаются Вам деньгами или бонусными баллами, которые можно потратить в магазинах - партнерах).
21. 1)
Переход от натурального обмена (бартера) к обмену с помощью денег. 2) Значение формы обмена - торговли - для экономического прогресса. 3) Важность поддержания правительством страны порядка в денежном хозяйстве.
22. 1)
Натуральный обмен (бартер) вызывает процесс, при котором наиболее желанные товары становятся заменителями денег – денежными товарами; 2) торговля; 3) а) улучшаются условия для торговли; б) возможно организовать учёт доходов и расходов граждан и фирм в единой системе измерения; в) облегчается организация производственно-коммерческой деятельности; г) улучшается деятельность государственных органов.
23. 1) а) для сборки автомобиля в Китае производится вся основная механика, а в Италии салон автомобиля; б) на автомобильном предприятии Антон изготавливает 12 деталей в смену.
2) а) разделение труда способствует повышению производительности труда; б) разделение труда привело к развитию денежного обмена.
24.
Правительство должно регулировать денежное обращение, иначе: 1) может возникнуть инфляция, люди потеряют доверие к деньгам и перейдут на бартер; 2) усугубятся экономические трудности государства: замедлится рост производительности труда, уменьшатся поступления доходов в бюджет, снизятся доходы населения
В повседневной жизни мы…
Бюджет состоит из двух частей…
Современному человеку сложно…
Налоги — обязательные платежи…
21. 1.
Деньги — наличные и безналичные. 2. Понятие «чек». 3. Безналичные деньги и пластиковые карты.
22. 1)
Наличная и безналичная формы расчётов. 2) Пластиковая карта – вариант расчёта владельца банковского счёта за покупки, не требующий передачи наличных денег. 3) После покупки с помощью чековой книжки или пластиковой карты продавец предъявляет банку чек к оплате.
23. 1) потребителю нет необходимости носить с собой крупные суммы банкнот (например, гражданин С легко оплатил картой покупку автомобиля за большую сумму денег, а не пачками купюр, создающих ряд неудобств при их доставке в место покупки); 2) с помощью безналичных денег можно оплатить заказ в интернет-магазине (гражданин Р заказал букет для возлюбленной и оплатил курьерскую доставку, не выходя из дома)
24. 1)
На карте можно зарегистрировать определённый лимит/номинал, выше которого средства будет израсходовать невозможно. 2) Деньги можно обналичить и, разложив их по секторам расходов и инвестиций в отдельные конверты/файлы, хранить дома. Тогда не будет возникать иллюзии о том, что денег слишком много.
21. 1.
Элементы бюджета: 1.1. Доходы. 1.2. Расходы. 2. Перераспределение средств как миссия бюджета.
3.
Разновидности государственных расходов: 3.1. Социальные расходы (наука, образование, пенсии, стипендии и т.д.). 3.2. Расходы на управление (обеспечение работы ветвей власти). 3.3. Расходы в сфере экономики. 4. Налоги как доходная часть бюджета. 5. Прямые и косвенные налоги.
22. 1)
Доходы и расходы. 2) Перераспределение финансовых средств. 3) Социальные расходы (наука, образование, пенсии, стипендии и т.д.). Расходы на управление (обеспечение работы ветвей власти).
Расходы на оборону и общественную безопасность. Расходы в сфере экономики.
23. 1)
Прямые и косвенные налоги. 2) Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути дела, косвенные налоги – это налоги на потребление.
3)
Пример прямого налога – налог на прибыль, пример косвенного – таможенная пошлина.
24.
Осваивание природных ресурсов: разработка месторождений полезных ископаемых, добыча нефти и газа. Доходность можно увеличить с помощью повышения цен на сырьевые и обработанные продукты, а также за счёт увеличения уровня качества маркетинга.
21. 1)
Невозможно представить современную жизнь без денег. (Значение денег в современной жизни);
2)
Экономические функции денег.
22. 1)
Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением; 2) в процессе купли-продажи, работы налоговой системы, социальной системы; 3) А) деньги как измеритель ценности товаров; Б) деньги как посредник при обмене; В) деньги как средство накопления.
23. 1)
государство Z предоставило кредит государству Y; 2) государство Z продало вооружение государству Y; 3) резкое падение курса валюты в государстве Y вызвало панику на биржах и снижение курсов валют соседних государств.
24. 1)
Преимущество безналичных денег: безналичные расчёты безопаснее, так как человеку нет необходимости носить с собой значительные суммы денег; 2) Недостаток безналичных денег: не все торговые точки оснащены необходимым для проведения безналичных расчётов оборудованием.
21. 1)
Смысл понятия «налог»; 2) Функции налогов; 3) Виды налогов; 4) Системы налогообложения.
22. 1) физические и юридические лица; 2) Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета; 3) государство стремится сдерживать потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги.
23. 1) объяснение: допустим, прямые налоги взимаются с налогоплательщиков за доходы от использования факторов производства; косвенные — налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включённые в тариф; 2) а) прямых налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.; б) косвенных налогов: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, экологический налог и др.
24. 1) сторонников: например, прогрессивная шкала налогообложения позволяет собрать больше налогов с обеспеченных категорий граждан, крупных фирм; 2) противников: например, прогрессивная шкала налогообложения, безусловно, позволяет быстро увеличить бюджетные доходы, но позже, как правило, наблюдается постепенное снижение налоговых сборов за счёт того, что обеспеченные люди, крупные фирмы выводят свои доходы, прибыль за границу.
Взаимная выгода есть основа…
В экономике государства обычно
(ориентировка по №24)
…
Потребителя не интересуют затраты…
Люди, которые занимаются управлением…
21. 1)
Сущность торговли; 2) Увеличение благосостояния людей с помощью торговли; 3) Преимущества разделения труда и массового производства.
22. 1) всякий добровольный обмен; 2) При отсутствии обмена производственная деятельность была бы ограничена натуральным хозяйством; 3) предоставление товаров и услуг тем, кто их больше ценит; б) торгующие партнеры выигрывают от продажи товаров и услуг, которые они делают лучше остальных; в) разделение труда и массовое производство позволяют извлекать максимальную выгоду.
23. 1)
«Ассоциации людей, регионы или целые страны способны производить больше, когда они специализируются на товарах и услугах, производимых ими с низкими издержками, а выручку от их продажи используют для покупки товаров, в производстве которых их затраты высоки»; 2) а) государство, располагающееся в тропическом поясе, активно развивает туризм, а на полученные деньги покупает энергоносители; б) государство, богатое полезными ископаемыми, но с плохими почвами, продает сырье, а на полученные деньги закупает продовольствие.
24.
Активная (и, разумеется, честная) торговля необходима для благополучия государства по той причине, что позволяет конкретным людям и трудовым коллективам производить, а далее – обменивать, именно то, что создаёт для них минимальные издержки. Параллельно же они способны по адекватной для них цене приобретать те товары и/или услуги, в которых их издержки на производство были бы максимальны и крайне невыгодны. С другой стороны, активная и разумная торговля помогает получать те или иные блага именно тем людям, которые наибольшим образом в них нуждаются, в наибольшей степени их ценят.
21. 1) макро- и микроэкономика; 2) взаимосвязь макро- и микроэкономики; 3) показатели экономического развития: а) отраслевая структура; б) ВВП (ВНП); в) уровень и качество жизни; г) показатели общей экономической эффективности.
22. 1) макроэкономика и микроэкономика; 2) сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год; 3) производительность труда и отдача основных фондов.
23. 1) правительство государства может использовать эту информацию для определения или корректировки основных направлений экономической политики государства, регулирования налоговой системы и тому подобное; 2) производители могут использовать эту информацию для эффективного распоряжения свободными средствами предприятия, определения собственной кредитной стратегии, составления бизнес-плана на следующие годы и тому подобное; 3) потребители могут использовать эту информацию для решения вопроса о приобретении/продаже дорогостоящих товаров или недвижимости, инвестировании сбережений, при планировании бюджета, продаже собственных трудовых услуг и т.п.
24
(Некий известный политик…). Нет, не согласен. Аргументы: а) экономически-развитые страны могут вкладывать деньги в социальное обеспечение, инфраструктуру — это обеспечивает высокие стандарты качества жизни. Бедные страны не имеют на это средств; б) качество жизни населения зависит от количества производимых товаров и услуг. В свою очередь государство получает от этого налоги, а значит экономическое развитие страны будет высоким по всем показателям.
21. 1) виды потребностей человека; 2) влияние потребностей на выбор потребителя; 3) формирование производителями новых потребностей; 4) факторы успешности бизнеса.
22. 1) ответ на первый вопрос: Подобные знания помогают производителю лучше продавать товар, нацеливаясь на определенный контингент людей. Например, если пекарь продает хлеб, ему важно знать, что в 99% случаев хлеб помогает утолить голод. Тогда продавая, он будет делать акцент на то, что хлеб превосходно утоляет голод; 2) ответ на второй вопрос: без хотя бы частичного удовлетворения физиологических потребностей человек не будет думать об удовлетворении других потребностей; 3) Чем важнее для потребителя удовлетворить именно эту потребность, тем выше полезность товара, тем больше шансов, что он будет продан.
23. 1)
Уникальное месторасположение (Руководитель открыл компанию рядом с «пучком» мест сбыта продукции, что в свою очередь сказалось на снижении лишних затрат, связанных с логистикой);
2)
Уникальный кадровый состав (Руководитель компании принял в штат сотрудников зарубежных специалистов, обладающих международным опытом в компетентной сфере деятельности); 3) «Вирусная реклама» (Создание такой рекламы позволит компании Х сделать свой бренд узнаваемым и востребованным на рынке; часть клиентов конкурентов перебрались в компанию Х, клиентская база выросла на 15%)
24. 1) в поддержку: потребитель не ощущал недостатка в чём-либо, и сформированные фирмой новые потребности искусственно навязаны потребителю с целью получить от него деньги; 2) в опровержение: деятельность производителей по формированию новых потребностей и продвижению удовлетворяющих их товаров позволяет сделать жизнь потребителей более комфортной, безопасной.
21. 1.
Специфика деятельности менеджеров на предприятии. 2. Классификация уровней управления:
2.1. Менеджеры высшего управленческого звена. 2.2. Менеджеры среднего управленческого звена.
2.3. Менеджеры младшего звена управления. 3. Классификация функций менеджеров: 3.1. Определение стратегии, инструментария и перспектив развития компании. 3.2. Руководство людьми. 3.3. Управление ресурсами. 4. Универсальные функции менеджмента: 4.1. Планирование. 4.2. Организация. 4.3. Мотивация.
4.4. Контроль
22. 1)
Менеджер – это человек, занимающийся управлением на предприятии. 2) организовать подчинённых таким образом, чтобы каждый из них своевременно и качественно выполнял порученную ему работу.
3)
На основе имеющейся информации принимаются стратегические решения.
23. 1)
Контроль (Руководитель магазина К осуществил контроль рабочего времени и качества работы продавцов, количества товаров на складе, а также объёмов продаж); 2) Организация (Руководитель магазина К распределил обязанности между консультантами, а также отчётность кассиров перед старшим кассиром); 3) Планирование (Руководитель магазина К осуществил планирование времени поставки товаров).
24. 1)
Основные преимущества положения руководителя компании состоят в максимальной капитализации своего рабочего режима. К примеру, средний заработок российского топ-менеджера в час составляет
173 тысячи рублей. 2) Основные недостатки положения руководителя компании состоят в повышенном уровне моральной и правовой ответственности за функционирование предприятия целиком – ответственности перед работниками, государством, инвесторами (в случае чего руководство ждёт большое количество проверок, бесед, как следствие, переживания, расстройства).
В основе экономики лежит…
Национальная экономика складывается…
Просто поразительно, какие грандиозные…
Конкуренция оказывает давление…
21. 1)
Понятие «факторы производства»; 2) Четыре группы факторов производства; 3) Сущность права собственности; 4) Какая может быть собственность? 5) Как собственник может получать доход?
22. 1) ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства материальных благ; 2) труд, капитал, земля, предпринимательская способность; 3) а) он может использовать свои ресурсы самостоятельно; б) собственник может получать доход от своих ресурсов, давая их кому-нибудь «взаймы», сдавая в наём и получая плату за их использование.
23. 1)
Сергей Петрович владеет парком автомобилей, сдаёт их в аренду частным лицам и фирмам, получая арендную плату; 2) Владелец участка земли получает ренту от её сдачи; 3) предприниматель Суворов вкладывает свои способности в заключение торговых сделок и получает прибыль.
24.
Согласен(-на). 1) каждый человек должен трудиться, принося пользу обществу; 2) в труде формируются многие общественно значимые качества человека.
21. 1) понятие национальной экономики; 2) показатели экономического состояния (развития) государства: а) отраслевая структура национальной экономики как показатель экономического состояния государства; б) общая характеристика ВВП; в) уровень и качество жизни населения как показатель экономического развития государства.
22. 1)
Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы; 2) сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год; 3) ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан.
23. 1) принятие законодательства, благоприятствующего развитию малого бизнеса (увеличится количество производимых товаров и услуг); 2) введение налоговых льгот, льготное кредитование для предприятий
(рост производства, и, соответственно, ВВП); 3) поощрение создания, развития и внедрения новых технологий (удешевление себестоимости и рост выпуска товаров).
24. 1) развитие наукоёмких производств и современных технологий, снижение зависимости экономического развития от экспорта сырья (в настоящее время значительная часть доходов государства поступает от экспорта энергоносителей, но необходимо развитие наукоёмких производств, проведение научных исследований и внедрение их результатов; только так экономика России модернизируется); 2) повышение уровня и качества жизни (необходимо развитие коммуникаций, модернизация ЖКХ, медицины, образования); 3) модернизация сельского хозяйства (необходимо существенно сократить объём импорта за счёт роста отечественного производства; это позволит также повысить уровень жизни сельчан, снизить остроту демографических проблем).
21. 1)
Масштабы специализации. 2) Влияние специализации на рост общественной производительности.
3)
Географическая специализация.
22. 1)
"Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят...
Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность.";
2) региональная и международная; 3) а) специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, вытекающими из различий в их способностях и навыках; б) отдавая всё свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретёт более совершенные технологические приёмы, чем если бы он делил своё время между различными видами работ; в) постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечёт за собой смена одного вида труда другим.
23. 1)
Ответ на первый вопрос: специализация позволяет людям заниматься той деятельностью и производить те товары и услуги, которые им выгодно и удобно производить. Посредством обмена человек может обменять свои товары/услуги на деньги (то есть получить плату), а затем обменять деньги на необходимые товары/услуги (оплатить что-либо). 2) а) Марина - парикмахер, за смену она делает 10 стрижек и 5 укладок, заработанные деньги Марина потратила на покупку продуктов питания и канцелярию для дочери. б) РФ специализируется на добыче нефти, нефть является важнейшей статьей российского экспорта, а 50% машин и оборудования приобретаются у иностранных компаний.
24. 1)
В странах с высоким уровнем образования развиты наукоёмкие технологии и производятся новейшие машины и оборудование, развиваются IT-технологии, разрабатываются новейшие программы. Это обеспечивает эффективное использование интеллектуальный ресурсов. 2) В странах с благоприятным климатом развивается сельское хозяйство. Это позволяет максимально эффективно использовать земельные ресурсы.
21. 1) роль конкуренции в рыночной экономике; 2) способы соперничества; 3) конкуренция как стимул для создания продуктов улучшенного качества; 4) отличие рыночной экономики от других экономических систем.
22. 1) самостоятельный выбор новых продуктов или перспективных технологий; 2) а) конкуренция побуждает фирмы эффективно вести дела; б) конкуренция побуждает учитывать запросы потребителей; в) конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества; г) конкуренция заставляет внедрять более дешёвые способы производства; 3) издержки производства товара или услуги должны быть покрыты.
23. 1) высокое качество выпускаемой продукции (тепличное хозяйство поставляет в супермаркеты города овощи и выигрывает у конкурентов за счёт свежести своей продукции, привычного для потребителей вкуса овощей, отсутствия обработки овощей консервантами); 2) привлекательность внешнего вида продукции
(женщины в стране Z предпочитают мобильные телефоны ярких расцветок с различными украшениями телефонам «стандартных» цветов, поэтому производители ярких телефонов выигрывают у своих конкурентов); 3) отличный сервис (компания по изготовлению металлических дверей, в отличие от конкурентов, предлагает клиентам сервисные услуги на всё время эксплуатации двери).
24. 1) юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные или заёмные средства в различные проекты в целях получения прибыли; 2) за счёт вложения средств (в строительство и реконструкцию зданий, в новое оборудование и обучение сотрудников, в разработку и использование новых технологий производства, в повышение качества продукции) происходит развитие производства.
Поначалу в качестве денег выступали…
Давайте попытаемся разобраться…
Рынок труда – рынок, на котором…
В экономике государства обычно
(ориентировка по №24)
…
21. 1.
История происхождения и эксплуатации денег. 2. Факторы релятивности, относительности денег:
2.1. Прямая практическая польза (продукты питания, одежда и т.п.). 2.2. Абстрагированные значения
(драгоценные металлы). 3. Смена парадигм общественного сознания. 3.1. Ввод благородных металлов в промышленное производство денег. 3.2. Обесценивание прямой полезности старых денег. 4. Назначение и специфика денег: 4.1. Деньги как эквивалент стоимости товара. 4.2. Коммуникативный посредник.
4.3. Обеспеченность реальными материальными ценностями. 5. Эксклюзивные права государства на эмиссию денег.
22. 1)
Изначально в качестве денег люди использовали наиболее незаменимые продукты, имея которые, они могли приобрести все остальные товары. В разное время у разных народов такую роль исполняли шкуры, зерно, соль, вино и др. 2) Товарные деньги, к примеру, соль, имели два полезных свойства: удовлетворяли потребности человека как товар, то есть были ценны сами по себе, и являлись эквивалентом, позволяющим приобрести другой товар. 3) Роль денег в экономической жизни общества состоит в том, что они являются эквивалентом стоимости конкретного товара, промежуточным звеном в процессе товарообмена, дающим возможность уравнять между собой различные товары. Деньги ценны, прежде всего, тем, что за ними стоят материальные ценности, товары, которые можно на эти деньги приобрести.
23.
В современной экономической жизни используются как материальные деньги, так и виртуальные/цифровые. В первом случае деньги являются эквивалентом совершенно иных материальных ценностей, даже если себестоимость их производства крайне низка (к примеру, производство автомобиля может обходиться гораздо дороже, чем штамповка целого мешка купюр). Во втором случае деньги вообще неосязаемы, то есть для того, чтобы их обменять на нужные товары или услуги потребителю не обязательно их даже обналичивать.
24.
От так называемой стабильности курса национальной денежной единицы (к примеру, рубля в условиях жизни в России) зависит стрессоустойчивость конкретных граждан, которые, в отличие от ситуации галопирующей или иной инфляции, не будут решаться на безрассудные, в том числе криминальные, поступки. С другой стороны, указанная стабильность даёт людям веру и надежду на лучшее, позволяет формулировать долгосрочные планы, в том числе создание семьи, рождение и достойное обеспечение детей.
21. 1.
Основные манипуляции с получаемыми деньгами: 1.1. Расходы. 1.2. Накопление. 1.3. Инвестиции.
2.
Инфляция как главный враг накоплений. 3. Специфика приобретения реальных ценностей.
3.1. Разновидности ценностей: драгоценные металлы, украшения, произведения искусства, антиквариат.
3.2. Перспективы перепродажи по более высокой цене. 3.3. Медленные темпы продажи. 4. Другие виды инвестирования: 4.1. Банковские вклады. 4.2. Приобретение акций предприятий. 5. Финансовые пирамиды как фактор финансового краха граждан.
22. 1)
В тексте рассмотрена обогатительная функция денег: деньги должны приносить ещё бóльшие деньги.
2)
Реальными ценностями называются драгоценные металлы, предметы искусства и антиквариата, украшения. 3) Их преимущество состоит в том, что они почти не подвержены инфляции, а недостаток – в том, что их сложно продать с большой скоростью, для таких сделок требуется немалое время.
23. 1)
Человек, увидев слишком хорошую инвестицию (красивые слоганы про неё), без какого-либо анализа вложился в неё. Это может являться опасностью, так как человека завлекли слоганами наподобие
«огромного потенциала роста без риска» или «невероятной выгоды», что говорит о прямых сигналах, предупреждающих о возможном инвестиционном мошенничестве и том, что человек совершил плохую инвестицию. 2) Покупка активов, в которых человек не разбирается. Без понимания того, как устроен бизнес, на чем компания зарабатывает и куда идет, человек может совершить ошибку, которая будет стоить ему денег. 3) Человеку советуют немедленно расстаться с деньгами, то есть вложить их, ибо в будущем такая возможность может быть упущена. В такой ситуации высок риск нарваться на очередных мошенников.
Горячиться не стоит. Необходимо придерживаться долгосрочных, фундаментально обоснованных решений, принятых с холодным расчётом.
24.
Накопления (тем более в их активном – инвестиционном – виде) являются защитным буфером обмена в рыночных коммуникациях. Имея накопления, люди рискуют их потерять в результате инфляции. Не имея накоплений, они точно обречены на крах, если вовремя не озадачатся этим вопросом. Неправомерно жить одним днём, потому что экономическая ситуация как в конкретной стране, так и во всём мире меняется каждые сутки. Исходя из этого, следует иметь определённые стратегию и тактику обогащения.
1)
Это позволит дать детям образование, не прибегая к взятию кредита, долгов;
2)
С помощью накопленных средств семья может организовать досуг, то есть отправиться, к примеру, отдыхать на море.
21. 1.
Дефиниция рынка труда. 2. Специфика взаимоотношений нанимателей и рабочей силы. 3. Факторы регуляции трудовых взаимоотношений: 3.1. Цена соглашения. 3.2. МРОТ, установленный государством.
3.3. Добровольность заключения контракта. 4. Диалектика рыночного спроса и рыночного предложения.
5.
Факторы спроса на трудвые услуги: 5.1. Уровень цен на трудовые услуги. 5.2. Спрос на продукцию, произведённую при помощи трудовых услуг. 6. Причины появления безработицы. 7. Риски безработицы для развития общества.
22. 1) а) спрос на труд, б) предложение трудовых услуг, в) цена на трудовые ресурсы. 2) Рыночным предложением услуг труда автор обозначает совокупный объём предложения этих услуг при определённой цене всеми работниками. 3) Безработица появляется в результате превышения предложения трудовых ресурсов над спросом.
23. 1) а) уровень цен на трудовые услуги; б) спрос на продукцию, произведённую при помощи трудовых услуг. 2) а) В качестве первого примера можно привести ситуацию, при которой цены на трудовые услуги, определённые самими работниками или специалистами в условиях рыночной экономики, являются либо завышенными, на взгляд потенциальных нанимателей (и в таком случае они наймут меньшее количество рабочей силы), либо заниженными при огромной конкуренции кадров друг с другом (и в таком случае услуги даже высококвалифицированных специалистов будут, условно говоря, скупаться оптом за копейки). б) В качестве второго примера можно отметить реальную, а не воображаемую, востребованность той или иной продукции. Иначе говоря, трудовой коллектив способен производить замечательную, высококлассную продукцию, но далеко не факт, что население в конкретном сегменте рынка понимает эту ценность или способно приобрести (ценность продуктов осознаваема, но уровень доходов не позволяет её освоить).
24.
Солидарен с точкой зрения автора. 1) Несмотря на то, что все люди разные, растут и воспитываются в разных семьях, у них есть общие потребности – как минимум, биологические. Всем нужно кушать, где-то жить и отдыхать, а также удовлетворять интимные потребности. Что касается удовлетворения социальных и культурных потребностей, то это – ещё одни статьи расходов. В условиях современной социальной среды даже в сельской местности человеку практически не выжить и не сохранить свой человеческий облик без эксплуатации финансовых ресурсов, поскольку ни один человек не способен воспроизводить полный экономический цикл. Токарь может не уметь делать одежду для себя, пекарь – транспорт, врач – гаджеты и т.д. Несомненно, люди более высококультурные, чем примитивные, могут сдерживать себя в различных деструктивных порывах гораздо дольше, даже ценой собственного самоотречения, но это в большинстве случаев, за крайне редкими исключениями (когда дело касается уже фатального исхода), не может продолжаться до бесконечности. Таким образом, неудовлетворённость потребностей конкретной личности приведёт к её озлобленности и делинквентному, а, возможно, и девиантному поведению. 2) Второй аргумент состоит в том, что не только природа, но и общество не терпит пустоты. Если кому-то не хватает ресурсов для полноценной жизни, то в подавляющем большинстве случаев это означает, что у кого-то другого их в избытке: друг друга могут эксплуатировать и «обдирать как липку» и конкретные люди, и социальные группы, и целые государства. Раньше или позже это приводит к определённым криминальным действиям, революционным или военным потрясениям общества.
21. 1) макро- и микроэкономика; 2) взаимосвязь макро- и микроэкономики; 3) показатели экономического развития: а) отраслевая структура; б) ВВП (ВНП); в) уровень и качество жизни; г) показатели общей экономической эффективности.
22. 1) уровни экономики государства: макро- и микроуровень (макроэкономика и микроэкономика);
2)
Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия. 3) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год.
23. 1) правительство государства может использовать эту информацию для определения или корректировки основных направлений экономической политики государства, регулирования налоговой системы и тому подобное; 2) производители могут использовать эту информацию для эффективного распоряжения свободными средствами предприятия, определения собственной кредитной стратегии, составления бизнес-плана на следующие годы и тому подобное; 3) потребители могут использовать эту информацию для решения вопроса о приобретении/продаже дорогостоящих товаров или недвижимости, инвестировании сбережений, при планировании бюджета, продаже собственных трудовых услуг и т.п.
24
(Известный политик…). Нет, не согласен(-на). Аргументы: а) Аргумент (объяснение) в защиту своей позиции 1: Данный политик в корне неправ, поскольку, согласно официальному определению, макроэкономические показатели представляют собою такие числовые индикаторы, которые отображают экономическое состояние страны. На самых первых позициях в числе макроэкономических показателей, которые признаны во всём цивилизованном мире, стоят рынок благ и рынок труда, а они практически
НАПРЯМУЮ связаны с уровнем и качеством жизни населения. б) Аргумент (объяснение) в защиту своей позиции 2: Если мысленно применить так называемый «метод от противного/обратного», то становится понятно, что если вычесть уровень и качество жизни из числа макроэкономических показателей (если признавать, что они являются таковыми помимо прочих) или из числа факторов, влияющих на макроэкономические показатели, то все экономические процессы становятся попросту бессмысленными, поскольку люди трудятся не просто так, а ради того, чтобы как раз и повышать свои уровень и качество жизни. Даже если отталкиваться от того факта, что часть людей уже материально и финансово очень хорошо обеспечена (то есть ей как будто бы уже и не нужно работать для удовлетворения своих витальных потребностей), то есть ведь ещё и социальные, и духовные/культурные потребности. К примеру, кто-то из пенсионеров продолжает регулярно ходить на работу для того, чтобы поддерживать общение с интересными коллегами, чтобы делиться опытом с новыми поколениями, чтобы чувствовать себя важной и нужной частью полезного для общества трудового коллектива и т.д. Если уровень жизни измеряется цифрами, то качество отвечает именно за качество того, что на заработанные цифры можно приобрести или с их помощью.