Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 92477
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Сувенир к пасхе. Пасхальное яйцо», технология, 4 класс, подготовила учитель начальных классов Мишина Елена Владимировна.
Цель: научиться выкраивать овальные тканые лоскутки для оклеивания сферы;
ознакомиться с особенностями наклеивания тканых деталей на сферу, овладеть
приемами отделки изделия сутажом и тесьмой; ознакомить учащихся с историей
возникновения праздника. Оборудование для учителя: таблицы 6 штук, сувенирные яйца.
Оборудование для учащихся: салфетка, карандаш, линейка, сантиметровая лента,
ножницы, 8 полосок набивной ткани 3x10см, клей, стразы, сутаж, тесьма, палетки, бисер, пустое яйцо, клеенка, тряпочка для рук.
На первом уроке благодаря таблицам учащиеся сделали заготовки из ткани — овалы, которые будут наклеиваться на сферу — яичную скорлупу.
Урок №2. Продолжение.
План урока:
-
Организационный момент. (1 мин)
-
Вводная беседа. (5 мин) -
Литмонтаж. (7 мин) -
Сообщение темы урока. (1 мин) -
Повторение этапов предыдущего урока. (3 мин) -
Сообщение цели урока. (1 мин) -
Вводный инструктаж. (2 мин) -
Творческая работа. (20 мин) -
Текущий инструктаж. (В течение творческой работы.) -
Выставка работ. (2 мин) -
Подведение итогов. (3 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как к нам пришли гости, которые очень хотят узнать, какое интересное изделие вы сегодня будете изготавливать. И конечно они хотят поучиться у вас. А я вам желаю успеха в работе, пусть навыки, умения, которые вы приобрели на уроках труда, а также полет мысли помогут вам.
II. Вводная беседа
-
Скажите, какой праздник (религиозный) приближается? Что люди собираются праздновать? -
Что такое Пасха? (Пасха — светлое Христово воскресенье.) Слово пасха обозначает и избавление, освобождение. Иудеи праздновали Пасху задолго до рождения Иисуса Христа, так как они праздновали освобождение от египетского гнета. А православные христиане празднуют Пасху как освобождение от злого духа через смерть И. X., который пролил кровь за людей, взяв на себя грехи людские. -
А в какой день празднуется Пасха? (В воскресенье.) -
В любое воскресенье? (Нет.) -
Что такое календарь и для чего он нужен? Какие календари вы знаете?
Но существует еще и православный календарь, который называется Пасхалий. Он составляется по лунному календарю. 22 марта - день весеннего равноденствия. И праздник Пасхи выпадает на ближайшее воскресенье после первого новолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия.
-
Как готовятся ваши родственники к Пасхе, Что они делают, чтобы встретить этот праздник. (Убирают помещения, красят яйца, готовят пасху из творога, пекут куличи и т.д.) -
Что православные христиане дарят друг другу на Пасху? (Крашеные яйца, куличи.)
-Знаете ли вы, откуда взялась традиция красить яйца и дарить их? Хотите узнать? Послушаем наших ребят, они нам обо всем расскажут.
III. Литмонтаж.
1обучающийся. По одной из существующих версий обычай красить яйца и дарить их ведет свое начало со времен римского императора Тиберия. По преданию такое яйцо Мария Магдалина подарила Тиберию. Оно было красного цвета - цвета крови Христа.
Учитель. Но Мария Магдалина не просто подарила это яйцо. В те далекие времена М.М. была очень богатая женщина, которая имела возможность входить в палаты императора Тиберия. Но, приняв веру Христову, она оставила свое «ремесло» и стала бедной. К императору она могла принести только то, что у нее было - яйцо. Протянув его императору, она сказала: «Христос воскресъе». На что император ответил, что он поверит в Христа только тогда, когда это яйцо станет красного цвета. И произошло чудо. У всех на глазах яйцо окрасилось в красный цвет.Вы можете верить в это, а можете и не верить. Верующие в Бога и Иисуса люди, верят в это чудо. А поверите ли вы в такое чудо, это вы должны решать сами.
2 обучающийся. Красят яйца только куриные. С давних времен и до сегодняшних дней существует обычай хранить, освещенные в церкви яйца, целый год. Говорят, что такое яйцо не портится. В зависимости от окраски, яйца называли: расписные - писанками, крашеные — крашенками, деревянные — яйчатами. Для писанок брали сырые и оплодотворенные яйца. Они выполняли роль оберега.
Для крашенок брали только вареные яйца, которые потом съедали. При рождении ребенка, девочке-дочке дарили писанку с одной звездочкой, а мальчику—сыну — писанку с дубовым листочком.
Учитель. Намного позже появились яйца из драгоценных металлов, фарфора, которые украшались драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, бисером. (Рассматривание иллюстраций яиц Фаберже.)
3 обучающийся. При росписи яиц использовали знаки-символы, которые имели свое значение. (Рассматривание знаков-символов на таблице и яиц-сувениров из дерева.)
- Пасха - праздник из праздников, торжество из торжеств. Как вы думаете, что за изделие мы сегодня будем изготавливать?
IV. Сообщение темы.
V. Повторение этапов предыдущего урока.
Цель и план первого урока: Вы знаете, что на изготовление нашего изделия требуется два урока. Целью первого урока было - научиться выкраивать овальные лоскутки дляоклеивания сферы.Я предлагаю вам вспомнить и рассказать гостям, чем мы занимались на первом уроке.
Перечисление этапов работы на первом уроке (рассматривание таблиц):
-
Измерение «роста» и «объема талии» яйца.
-
1/8 «объема талии» - ширина полоски. -
Вычерчивание прямоугольника — деталь на салфетке. -
Вырезывание. -
Сгибание и округление концов. -
Перенос выкройки на тканые заготовки. -
Вырезывание из ткани. -
Нарезка тесьмы и сутажа - 7 штук по «росту» яйца.
VI.Сообщение цели урока.
Цель нашего урока - ознакомиться с особенностями наклеивания тканых деталей на сферу, овладеть приемами отделки изделия сутажом и тесьмой.
VII. Вводный инструктаж. (Рассматривание таблиц.)
-
Нанесения клея на тканые овалы и наклеивание овалов на яйцо, чередуя темные и светлые полоски, состыковывая края ткани.
-
Приклеивание тесьмы и сутажа на стыки между кусочками ткани, скрывая погрешности в приклеивании или форме деталей. -
Отделка стразами или палетками, бисером и т.д.
VIII. Творческая работа.
-
Пусть ваши сувениры будут очень красивыми. Их можно будет хранить всю жизнь и передать а наследство. Кому нужна помощь, поднимите руку, я помогу.
IX.Текущий инструктаж.
X.Выставка работ.
- Ребята, покажите друг другу свои работы. Какие они нарядные! (Размещение работ на выставке.)
XI.Подведение итогов.
Системный анализ урока
| ||
1 | Правильность и обоснованность целей урока с учетом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся, возможностей самого учителя, прогноза на конечный результат | Цели урока правильны и обоснованы с учетом требований программного содержания, уровня знаний и умений обучающихся |
2 | Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. Насколько точно и доходчиво они доведены до учащихся? | Используются разнообразные формы и методы, которые точно и доходчиво доводят до учащихся тему урока. |
3 | Привлекались ли учащиеся к постановке цели урока? | Учащиеся привлекались к постановке темы урока. |
4 | Стали ли цели личностно значимыми для учеников? | Цели стали личностно значимыми для обучающихся |
5 | Степень достижения поставленной цели. | Поставленные цели достигнуты полностью |
| ||
1 | Соответствие урока его цели и типу. | Соответствует |
2 | Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. | Все этапы взаимосвязаны, урок логически последователен. |
3 | Целесообразность распределения времени по этапам урока | Время распределено по этапам целесообразно и эффективно. |
4 | Организация начала и конца урока. | В начале урока оргмомент, в конце урока подведение итогов и рефлексия. Организация урока составлена верно. |
5 | Готовность кабинета к уроку. | Кабинет к уроку готов. Имеются все необходимые учебно-методические, дидактические и наглядные пособия и материалы. |
| ||
1 | Соответствие содержания урока требованиям программы. | Соответствует. |
2 | Научность изложения (уровень сложности) | Уровень сложности соответствует возрастным особенностям и уровню знаний учеников. |
3 | Выделение ключевых, ведущих идей по данной теме. | Ключевые идеи выделены, прошло обсуждение с обучающимися. |
4 | Связь содержания урока с жизнью, с потребностями и интересами учеников. | Содержание урока связано с жизненным опытом детей, их интересами и потребностями. |
5 | Наличие работы с понятиями | По мере необходимости. |
| ||
1 | Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы. | Методы, приемы и средства обучения подобраны правильно. |
2 | Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке, их целесообразность. | Методы, приемы и средства обучения разнообразны и постоянно сменяют друг друга. |
3 | Актуализация опорных знаний | Опорные знания актуализированы. |
4 | Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход, инструктаж). | Самостоятельная работа учащихся включила в себя: Работу над сувениром к Пасхе. Степень сложности одинакова для всех детей. |
5 | Педагогическая техника учителя (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, личностное общение). | Темп речи умеренный, не замедленный. Изложение материала достаточно эмоционально. Специальная терминология используется уместно. Личностное общение присутствует на всех этапах урока. |
| ||
1 | Активность и работоспособность учащихся на различных этапах урока. | Учащиеся активны и работоспособны благодаря правильной организации и мастерству учителя. |
2 | Интерес к теме и уроку | Проявляется. |
3 | Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке? Культура труда на уроке. | Владеют. Культура труда сформирована. |
4 | Выполнение учащимися единых требований. | Учащиеся выполняют единые требования. |
5 | Наличие навыков самоконтроля у младших школьников. | Навыки самоконтроля сформированы в достаточном объеме. |
6 | Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений. | Присутствует. |
7 | Культура межличностных отношений. | Удовлетворительная. |
8 | Реакция на оценку учителя. | Адекватная. |
| ||
1 | Стали ли предметом оценочных суждений учителя правильность ответа ученика, его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения задания? | Да. |
2 | Проводилась ли в заключение урока рефлексия деятельности учащихся, в какой форме? | Да, проводилась. |
3 | Удалось ли достичь целей урока, в какой степени? | Цели урока достигнуты в полном объеме. |
Тема: «Природа и музыка», урок музыки, 2 класс, разработала учитель музыки, МБОУ СОШ №5, г. Курчатова, Лукъянчикова Наталья Юрьевна.
Цель: Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно-образную речь.
Задачи:
Личностные:
• познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе;
• эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.
Познавательные:
• расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;
• овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;
• формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку.
Регулятивные:
• постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;
• музицирование на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;
• оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.
Коммуникативные:
• расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке;
• осуществление контроля, оценки действий партнера в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании;
• воспитание любви к своей культуре, своему народу.
Материально-техническое оснащение (оборудование):
-
программы по музыке, -
аудиозаписи, -
фонохрестоматии по музыке, -
медиапроектор, -
презентация, -
иллюстрации с изображением: солнышко, река, береза, ромашка, облака, трава, цветы, -
персональный компьютер, -
фортепиано, -
дидактический раздаточный материал, -
карточки.
Ход урока:
Этап урока, музыкальный материал | Организация художественно-педагогического процесса (формы и методы работы, задания и виды деятельности) | Планируемые результаты | Образовательные ресурсы |
1. Организационный этап (2 мин.) 2. Мотивация, постановка цели урока. (3 мин.) 3. Актуализация знаний (3 мин.) 4. Первичное усвоение новых знаний (17 мин.) 5. Первичное закрепление (6 мин.) 6. Первичная проверка понимания (7 мин.) 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.) 8. Рефлексия (5 мин.) | Музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель». Мобилизация на работу. Беседа, объявление темы урока Послушайте стихотворение. Природа и музыка рядом живут Снежинки – танцуют, сосульки – поют. Ветер играет на листьях слегка. И в такт этим звукам плывут облака То дождь запоет, забасит вдруг пурга. То звонкая песня несет нас в луга. А мы будем слушать и подпевать, А может быть просто стоять и молчать. – О чем оно? Правильно о природе и музыке. Тема урока так и называется «Природа и музыка». Что такое природа? Какие музыкальные произведения о природе вы помните? Почему они вам запомнились? Мы подведем итог ваших знаний о природе, а помогать нам в этом будут музыкальные произведения. – Прослушайте произведение. (Звучит «Песня о России». Муз. В.Локтева сл. О.Высотской ) – В каком жанре написано произведение? – Что помогло вам определить? – Выберите и назовите слова, которые характеризуют темп этой песни, динамику, ритм, характер. (Слова написаны на слайде 2) – А если бы это произведение прозвучало громко, быстро, ярко, резко соответствовало бы это данному тексту? – Давайте мы с вами все, о чем слышали в песне, отобразим картинками на доске. (Дети выбирают картинки соответствующие тексту песни и прикрепляют их к ватману, расположенному на доске: солнце, ромашку, дерево, реку, облака, детей и т. д.) – Какое название к этой картине мы можем придумать? – Какой бывает природа? – Чем живая природа отличается от неживой? – Что на нашей картине относится к живой природе, а что к неживой? – Ребята, а хотели бы вы побывать на лужайке, которая у нас получилась? – Давайте отправимся на прогулку прямо сейчас, но не по-настоящему – виртуально. – Мы с вами знаем два произведения под названием «Прогулка». Кто назовет их авторов? – Эти произведения вокальные или инструментальные? – Для какого инструмента они написаны? – Пьеса какого автора нам поможет ярче ощутить красоту природы? Почему? – Давайте внимательно прослушаем пьесу С.С.Прокофьева. Подумайте, какое настроение передает музыка? – Как музыка передает веселое, радостное, настроение? – Ребята, мы с вами знаем и вокальное произведение, которое помогает шагать дружно с веселым настроением. Но сначала мы распоемся. (Распевание на словах солнышко, бабочка, дерево, травушка) – Давайте споем песню «Вместе весело шагать» и покажем, как умеем шагать. (Исполнение песни с движением) Ну-ка, друзья, вокруг посмотрите, Что еще рассказать вы хотите? Вот река, вот лес, вот луг, Что про них ты знаешь, друг? Какие водоемы бывают? Кто в реке обитает? В чем особенность рыб? В водоёме растёт гриб? – Смотрите, бабочка – Где можно встретить бабочек? – Каких других насекомых можно встретить на лугу? – Назовите особенности насекомых? – Ребята, а можно музыкой изобразить кузнечика, его движения? – Каким будет ритм, движение мелодии, характер? – Мы сегодня слушали пьесу «Прогулка» С.С.Прокофьева, а сейчас послушаем пьесу «Шествие кузнечиков». Интересно, как изобразит кузнечиков автор? Совпадут ли ваши предположения с представлением композитора? (Слушание «Шествие кузнечиков») – Понравилась пьеса? Какие были кузнечики в пьесе? Получилось ли у вас правильно догадаться о характере пьесы «Шествие кузнечиков»? – Теперь для вас у меня есть загадка, отгадайте ее, ребятки. Город этот не простой, Он дремучий и густой. В нём найдут приют и птицы, Зайки, волки и лисицы. – Догадались что это за город? – Про какие особенности леса вы услышали в загадке? – Какие отличия птиц и зверей можете назвать? – Почему лес густой и дремучий? – Какие знаете деревья? – Мелодия какой песни звучит? (Учитель наигрывает мелодию) – О каком дереве поется в этой песне? – С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? Русский народ всегда с любовью относился к березе. О ней сочиняли стихи, песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами сейчас исполним элементы хоровода под всеми любимую и известную песню «Во поле береза стояла» (Танцевальные движения под исполнение песни) – Ребята, послушайте стихотворение. В каких словах заключена главная мысль? В. Степанов Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы... Что такое луг? Ковёр травы вокруг. Цветов нарядных венчики, Звонкие кузнечики. Что такое река? На воде облака. Окуни, ерши. Кувшинки, камыши. Все, что есть вокруг нас, Все, что радует глаз, Что не создал человек Зовут природой из века в век – Ребята, что надо делать, чтобы природа сохранилась на многие годы? – Давайте познакомимся с песней, которая называется «Давайте сохраним» и разучим 1 куплет. Быстро пролетел урок Подведем теперь итог Чем сегодня занимались В чем с охотой упражнялись Что узнали и познали Почему умней вы стали!? Привести пример музыкального произведения о природе или нарисовать иллюстрацию к песням, прозвучавшим на уроке. Оценка работы класса. Самооценка. Как работали в целом. С каким настроением уходите с урока. – Чтобы выразить свое настроение к уроку, прикрепите цветочки на нашей картине. Если понравился – цветочек с улыбкой, а если нет, то грустный цветочек. | Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс. Проявлять интерес к объектам окружающего мира Обучающиеся выявляют уровень знаний по данной теме Воспроизведение знаний, полученных ранее на уроке и адаптирование их на художественный язык искусства. Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в музыкальных жанрах, обучающиеся выявляют уровень знаний по музыкально-выразительным средствам. Обучающиеся учатся понимать музыкальные произведения, откликаться на них эмоционально и интеллектуально. Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения. Владение вокально-хоровыми навыками. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости. Снятие умственной перегрузки . Закрепление пройденного материала, темы урока. Адекватно оценивать свои достижения. Обосновать трудности, Искать их причины и пути преодоления. | Учебно-практическое оборудование (фортепиано). Печатные средства обучения (учебники; учебные плакаты; справочник; карточки заданий; учебные презентации). Цифровые образовательные ресурсы. Звуковые средства обучения: записи музыки на СD. Цифровые образовательные ресурсы. Печатные средства обучения Учебно-практическое оборудование (фортепиано). Цифровые образовательные ресурсы. Звуковые средства обучения: записи музыки на СD. Учебно-практическое оборудование (фортепиано). Учебно-практическое оборудование (фортепиано). Учебно-практическое оборудование (фортепиано). |