ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проинструктировать не имеющих опыта членов команды об эффективных и безопасных способах выполнения задания;
отметить руководителей групп и членов команды, обеспечивших высокую производительность и качество работ;
организовать оказание первой медицинской помощи лицам, получившим незначительные травмы (ожоги, царапины и т.п.);
установить порядок (график) отдыха, питания и другого обслуживания работающих;
инструктировать работающих об их действиях при перевозках на машинах, вертолетах и поведении при тушении с воздуха;
систематически проверять ход выполнения задания на месте работ;
докладывать руководителю тушением (штаб по тушению, руководитель тушения высшего ранга) о всех нарушениях, происшедших по вине членов команды, и необходимых мерах по их устранению.
Особое внимание руководитель команды должен обращать на работу новых членов команды, работу группы в светлое время суток, на крутых склонах, в условиях непредвиденного поведения пожара.
Руководитель команды, спецкоманды, выполняющей определенный вид работ, отвечает за выполнение предусмотренного вида и объема работ, безопасность и поведение команды на работе, отдыхе и практически постоянно находится с командой.
Примечание. В практике работ команда имеет численность 12... 16 человек, группа- 6...8 человек. Численность тушильщиков на кромке пожара на одного руководителя не может превышать 10 человек.
Последовательность действий руководителя при организации тушения лесного пожара в начальной стадии развития:
до выезда на место работ - получить всю имеющуюся информацию о лесном пожаре (месте возникновения, виде пожара, его интенсивности, типе ЛГМ, других имеющихся характеристиках);
проверить наличие у членов команды (группы) спецобмундирования, средств тушения и жизнеобеспечения и обеспечить безопасную доставку их к месту работы.
по прибытии на место работ - провести разведку лесного пожара с целью определения его площади, наиболее опасных направлений развития фронта пожаpa, преград на пути распространения огня, лесорастительных, метеорологических и других факторов, оказывающих влияние на возможность развития или прекращения горения;
наметить первоначальный план тушения - место начала тушения, способы и средства тушения на отдельных участках, расстановку людей и технических средств и другие меры по обеспечению тушения;
провести краткий инструктаж по безопасности выполнения работ и разъяснить порядок выполнения задачи, наметить пути отхода в необходимых случаях в безопасные места;
приступить к непосредственному тушению: расставить людей и технику для непосредственного тушения кромки пожара и прокладки заградительных минерализованных полос;
контролировать ход работ по остановке распространения огня, локализации пожара и окончательного тушения (ликвидации) пожара, а также вносить изменения в первоначальный план тушения.
Тушение начинающихся лесных пожаров должно быть быстрым и эффективным, чтобы не допустить распространения пожара на значительную площадь.
5.2. Руководство тушением лесных пожаров, развившихся
до категории средних и крупных
Руководитель такого уровня должен иметь соответствующую подготовку.
До прибытия на место руководитель тушения среднего или крупного лесного пожара должен ознакомиться:
со всей имеющейся информацией о пожаре;
с состоянием погоды и ее прогнозом на ближайшие дни;
с данными об имеющихся на пожаре силах и средствах пожаротушения;
с картографическими и таксационными материалами района пожара.
Для разработки плана тушения пожара необходимо определить:
характеристику лесного пожара: вид пожара (низовой, верховой, подземный), величина и площадь (га), конфигурация пройденной огнем площади (округлая, эллиптическая, неправильная), расположение (низина, равнина, холмистость, склоны);
лесорастительные особенности массива: основная лесообразующая порода, состав, возраст, полнота, наличие подроста, распределение лесопокрытых и лесонепокрытых земель, вид горючих материалов (легковоспламеняющиеся, медленно горимые, сдерживающие горение), состояние влажности горючих материалов (КПО);
топографию: топография местности и наличие картографических материалов, экспозиция склонов, на которых действует пожар, их крутизна и другие характеристики, влияющие на развитие пожара;
водные источники и возможность их использования для самолетов-танкеров, вертолетов с ВСУ, мотопомп, ручных огнетушителей;
структуру почв: песок, суглинок, скелетные почвы;
метеоусловия: ветер (сила и направление), влажность (точка росы), температура;
подход к пожару; вертолет, самолет, машина, катер и т.д.;
угроза: жизни людей, материальным и другим ценностям;
естественные и искусственные преграды: реки, ручьи,
тропы, дороги, разрывы и др.;
наличие сил и средств пожаротушения и резервы.
При организации тушения крупных лесных пожаров по прибытии к месту работ руководитель должен:
совершить облет (если имеется такая возможность) пожара с целью выяснения общей обстановки;
по результатам аэровизуальной разведки, информации прибывших ранее на пожар должностных лиц, изучения картографических и таксационных материалов района пожара выработать план тушения;
если данных для принятия решения недостаточно, организовать наземную разведку по всему периметру (или наиболее опасной части) пожара;
до окончательной разведки и принятия решения о плане тушения имеющиеся на пожаре силы и средства активно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасных
его направлениях вблизи места нахождения этих сил и средств;
получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, сформировать группу управления тушением пожара, организовать расстановку имеющихся сил и средств пожаро-
тушения согласно этому плану;
определить потребность в дополнительных силах и средствах пожаротушения и, в случае необходимости, запросить дополнительные ресурсы;
определить места высадки людей, размещения лагерей и организовать их подготовку;
обеспечить встречу прибывающих на пожар лесопожарных подразделений и постановку им тактических задач;
организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением, оперативным районным штабом или подразделением министерства по чрезвычайным ситуациям;
контролировать ход работ по тушению, обращая особое внимание на эффективность тушения огня на стыках участков структурных подразделений и опасных направлениях;
обеспечить своевременность учета выполненных работ;
следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха;
принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала, занятого на пожаре, и соблюдению им правил техники безопасности, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
предусмотреть пути выхода людей с пожара в полевой лагерь и создания нормальных условий отдыха;
непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и оперативно принимать соответствующие решения;
информировать оперативный лесопожарный штаб 6 месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;
запрашивать необходимые дополнительные силы и средства пожаротушения;
использовать все местные средства связи для оперативного решения вопросов, связанных с тушением пожара;
ставить перед подразделением министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) вопросы, касающиеся обеспечения задействованных на пожаре сил и средств продовольствием, таборным
имуществом, медицинской помощью, средствами связи, горючесмазочным материалом, а также участия десантников-пожарных в проведении работ по прокладке заградительных полос при помощи взрывчатых веществ и руководства бригадами привлеченных рабочих, если не хватает квалифицированных работников наземной охраны.
Необходимым условием успешной борьбы с лесными пожарами, особенно крупными, является правильная структурная организация сил пожаротушения, которая может меняться в зависимости от размера пожара и его сложности, наличия сил и средств тушения. Она должна удовлетворять ряду требований: обеспечивать надежную управляемость и эффективное использование сил и средств борьбы, надлежащий контроль за своевременным выполнением поставленных задач и высокую персональную ответственность на всех уровнях руководства и производства работ, а также соблюдение принципа единоначалия и твердой дисциплины. Желательно придерживаться принципиальных схем организации пожаротушения (рис. 4 и 5).
6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ И КАТАСТРОФИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Нестандартные (непредвиденные) ситуации возникают при организации тушения лесного пожара в сложных лесорастительных, рельефных и погодных условиях.
6.1. Действия руководителя
по предвидению нестандартных ситуаций
Руководитель тушения, обеспечивающий организацию работ, может предвидеть условия, при которых вероятно возникновение нестандартных и катастрофических ситуаций. Для этого он
должен:
иметь информацию о метеорологических условиях и прогнозе пожарной опасности;
предвидеть поведение пожара в любой момент;
обоснованно предпринимать действия, исходя из текущего и ожидаемого поведения пожара;
обеспечить наблюдение за развитием пожара при наличии опасности для работающих;
быть бдительным, сохранять спокойствие, принимать решения и осуществлять решительные действия;
знать пути отхода работающих;
поддерживать оперативную связь между всеми работающими, руководителем и соседними группами;
отдавать четкие указания и быть уверенным, что они поняты;
осуществлять постоянный контроль за работой персонала;
обеспечить энергичные, эффективные и безопасные действия.
6.2. Возникновение нестандартных ситуаций
Нестандартные ситуации могут возникнуть:
при устройстве минерализованной заградительной полосы на склоне, по которому движется огонь;
при тушении пожара на склоне горы, когда скатывающиеся горящие материалы могут привести к загоранию располсженного ниже линии тушения горючего материала;
при тушении почвенного (подземного) пожара, когда не просматривается горящая кромка;
при внезапном усилении ветра или изменении его направления;
при нахождении людей под пологом леса с наличием хвойного подроста, когда между людьми и фронтом огня имеется значительное количество горючего материала;
при движении к месту работ, когда условия местности и растительный покров затрудняют или замедляют движение;
при нахождении в незнакомой местности на необследованном участке пожара, когда неизвестны факторы, влияющие на поведение пожара;
при переходе огня через минерализованную полосу или образование новых мелких очагов за заградительной минерализованной полосой;
при отсутствии видимости фронта пожара и связи с соседями, которые могут наблюдать развитие пожара;