Файл: Содержание введение 3 1Государственночастное партнерство в транспортной сфере 5 1Современное состояние транспортной системы России 5 2Роль государственночастного .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Роль государственно-частного партнерства в транспортной сфере

На сегодняшний день развитие транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач государственного управления — подъём и рост экономики напрямую зависит от стабильности в работе всех видов путей сообщения — автомобильных трасс и железных дорог, воздушных и водных портов, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий и сооружений [2, c. 103]. Однако требования к качеству и спрос на транспортные услуги в нынешних экономических условиях постоянно растут, в то время как отрасль не в состоянии обеспечивать данные потребности в полном объёме и сталкивается с рядом проблем, возникающих, как правило, в следствии нехватки бюджетных средств. Рассмотрим характерные проблемы, возникающие в транспортной инфраструктуре, более подробно. В настоящий момент транспортные сети испытывают колоссальное давление со стороны текущих грузовых и пассажирского потоков, постоянно находясь в режиме сверх нагрузки, качество предоставления транспортных услуг не соответствуют логистическим требованиям бизнеса и социальным запросам общества, при этом показатели безопасности не отвечают мировым стандартам. Используемые технологии устаревают, а темп развития дорожных сетей сильно отстаёт от темпов автомобилизации населения. Так, например, транспортные компании города Ростова-на-Дону при постоянном росте цен на пассажирские перевозки сокращают количество общественного транспорта, увеличивая интервал движения машин, что затрудняет перевозки и становится причиной недовольства населения. Из-за ухудшения ситуации с общественным транспортом многие люди приобретают личные автомобили, что в свою очередь и способствует развитию другой проблемы — повышению трафика и возникновению заторов на дорогах. Существенная часть сельских населённых пунктов и вовсе не имеет дорог с твёрдым покрытием и связи с опорной автотранспортной сетью. Также отдельно следует рассмотреть текущую ситуацию в авиационной отрасли. Вопреки стремительному росту пассажиропотоков, в большинстве своём, данная инфраструктура также испытывает недостаток финансирования. Исключение составляют лишь некоторые, наиболее крупные аэропорты. Немалое количество аэропортов закрывается или же находится крайне близко к банкротству, что вызывает волнения в регионах, которые не имеют возможности найти реальную замену воздушному транспорту. [4, c. 66] Многие инфраструктурные объекты морально и физически устарели, достигнув предельного срока эксплуатации став практически непригодными. Таким образом, уровень развития и качество функционирования критически отстает от темпов роста экономического и общественного спроса на данный вид услуг и основной причиной, по мнению исследователей, можно назвать пробелы в законодательной базе, слабый бизнес менеджмент плюс нехватку средств в бюджетах всех уровней. Полная приватизация частным сектором данной отрасли, очевидно, не стала бы решением её проблем — частные предприниматели осуществляют деятельность исключительно в своих интересах, не стараясь сохранить общественную направленность приватизированного предприятия. В связи с этим, можно сделать вывод о необходимости объединения государственных частных инвестиций и к ряду основных задач органов власти отнести продолжение процесса развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) в Российской Федерации. Государственно-частное партнерство — это прежде всего сотрудничество, выгодное как частному сектору, так и государству, благодаря чему оно даёт возможность решать политические и общественно значимые задачи на всех уровнях.


Важной особенностью при реализации инфраструктурных проектов на основе принципов ГЧП является то, государство оставляет право собственности за собой. Частный партнёр получает возможность пользоваться инфраструктурными объектами для получения экономической выгоды, в то время как государство гарантирует осуществление общественных интересов и обеспечивает пополнение бюджетов через налоги и сборы.

Немаловажным фактором является то, что при этом государство берёт на себя контроль качества предоставляемых услуг и ценообразование. Для развития транспортной инфраструктуры в качестве основной формы ГЧП можно рассматривать концессионное соглашение. Концессия даёт возможность оптимальным образом распределить все обязанности и риски, сделать проекты более привлекательными для инвестирования, а также значительно сократить нагрузку на бюджет при создании объектов и их последующем содержании.

Безусловно, что решение данной задачи лежит в плоскости конструктивного подхода в создании безупречной правовой базы. Для стабилизации и развития экономики государства в целом, ГЧП позволяет добиться существенных результатов, повышая качество и доступность множества различных государственных услуг для общества и, таким образом, выполняя функции, имеющие высокую социальную значимость для населения страны, что является главной задачей органов власти. Высокий уровень изношенности транспортной инфраструктуры и нехватка финансовых средств в бюджетах делает невозможным достижение целей, поставленных в транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года без привлечения ГЧП. В связи с этим, объединение частного бизнеса и государства не теряет своей актуальности для транспортной инфраструктуры. В качестве удачного примера использования механизмов ГЧП в рамках концессии можно назвать строительство скоростной федеральной трассы М1 «Беларусь». Данный проект является первым в своём роде и к его реализации были привлечены как российские, так и западные строительные компании. Благодаря этому важнейшие технологии создания подобных инфраструктурных объектов были переданы российским производителям для дальнейшего использования в целях содержания и ремонта трассы в течение всего срока действия соглашения.

Успешный опыт исполнения концессионных соглашений доказывает их эффективность и указывает на необходимость дальнейшего использования принципов ГЧП в Российской Федерации. Для этого необходимо повышать инвестиционную привлекательность проектов для предпринимателей. Отдельное внимание

стоит уделить процедуре проведения конкурсов, сделав их более открытыми и доступными общественному контролю. Исследователи отмечают в качестве одной из возможных проблем низкую заинтересованность частного сектора в заключении концессионных соглашений, возникающую из-за недоверия к политике властей и трудностях, с которыми приходится сталкиваться при участии в конкурсах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственно-частному партнёрству отводится важная роль в решении характерных проблем транспортной инфраструктуры. Использование механизмов ГЧП даёт возможность снижать нагрузку на бюджет, благодаря сокращению государственных расходов. В связи с этим можно утверждать, что ГЧП является одним из эффективных инструментов выведения экономики из состояния кризиса и средством привлечения инновационных идей, способных привести к прорывным решениям в отрасли. Транспортная инфраструктура в свою очередь остается одной из основных сфер для использования моделей ГЧП, так как здесь они показывают максимальную результативность.

Транспортная инфраструктура является лидером среди других отраслей по объему инвестиций в ГЧП проекты. На данную отрасль приходится около 60% от общего объема инвестиций.

Если снижается или отсутствует иностранное инвестирование, необходимо увеличение внутреннего национального инвестирования, да и по определению партнером может быть только российское юридическое лицо. «Как показывает мировой опыт, использование государственно частного партнерства (ГЧП) значительно активизирует потенциал регионов. Реализуется порядка 3000 проектов с объемом инвестиций более 2,6 трлн. руб., из которых ¾ — это частные инвестиции в региональные и муниципальные проекты».

Соглашение о государственно-частном партнерстве — это отношения, основанные на принципе равноправия. Соглашения о ГЧП очень востребованы в сфере модернизации и строительства транспортной инфраструктуры. Во многих странах регулированию на основе ГЧП предшествует широкое использование концессии. В настоящих условиях, концессия является видом ГЧП. В транспортной сфере из моделей ГЧП чаще всего используется модель концессии. Механизм по инвестированию указанных проектов состоит в следующем: проектной кампании выделяется участок для строительства транспортных коммуникаций или их реконструкции. Проектная компания должна привлечь частного партнера (инвестора).


На объект соглашения должно быть зафиксировано право частной собственности партнера, объект находится в его собственности на весь период рефинансирования затрат. В задачи публичного партнера также входит обеспечение проектной компании заказами до окончания рефинансирования проекта. Затем право собственности вновь переходит к публичному партнеру путем приобретения полного пакета акций проектной компании. Покупная цена акций должна полностью покрывать затраты частного партнера. Либо она возвращается инвестору путем эксплуатации объекта соглашения (модель BOOT).

Рефинансирование может осуществляться за счет получаемой прибыли. При концессии объект сохраняется в собственности концедента, что может найти применение при реконструкции и строительстве транспортной инфраструктуры. При этом имущество концессионеру передается в аренду на срок соглашения. Концессионер или объединение лиц, с распределенными правами и обязанностями могут выступать от имени проектной компании. С согласия кредиторов концедент имеет право заменить концессионера. Права концессионера также используются в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами уже на начальном этапе реализации проекта.

Концедент обеспечивает гарантии реализации проекта, связанные с его окупаемостью. Может происходить увеличение гарантий и расходов концедента, сроков эксплуатации объекта, увеличение платы концедента. Концедент обязан принимать на себя обязательства по окупаемости инвестиций.

«Инфраструктурные преобразования способствуют смене вектора развития российской экономики с сырьевого на инновационный, повышению эффективности экономики, привлечению в инфраструктурные проекты частных инвестиций, в том числе на принципах ГЧП».

Проекты ГЧП могут реализовываться в особых экономических зонах, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры. ГЧП на транспорте являются приоритетной сферой. Соглашение ГЧП, как правило, предусматривает обеспечение гарантий частного партнера. В железнодорожной сфере необходимо учитывать проведенную структурную реформу в ОАО «РЖД», децентрализацию управления.

Появление множества собственников дало широкие возможности развивать государственно-частное партнерство. При этом возможен поиск более эффективных моделей ГЧП. Как правило, публичный партнер на право заключения соглашения проводит конкурс. Форма партнерства, критерии эффективности проекта, конкурсные процедуры, а также порядок и сроки возмещения расходов прописываются в данном соглашении. Модели ГЧП применяются при строительстве грузообразующих и высокоскоростных линий.


Партнерство является способом организации строительства капиталоемких объектов. В Федеральном законе № 29 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» перечислены объекты, которые могут находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта. К ним относятся: магистральные железнодорожные линии с расположенной инфраструктурой, объекты гражданской обороны и имеющие оборонное значение, информационные комплексы управления движением и иные, поименованные в законе. Они не могут быть объектом соглашения в рамках ГЧП, но могут быть объектом концессии.

На основании актов Президента, Правительства РФ, решения суда, в порядке предоставления государственной (муниципальной) помощи возможна передача имущества публичного партнера без проведения торгов. Что касается прав и обязанностей частного партнера, то по соглашению их переход не допускается. Участие на стороне публичного партнера государства в различных соотношениях позволяет сохранить контроль над транспортной системой.

Развитие механизма ГЧП в транспортной сфере расширяет возможности транспортных кампаний по инвестированию. Затраченные средства вкладываются в реальные инвестиции, создаются условия внешней и внутренней конкуренции на транспорте. Транспортная инфраструктура должна развиваться опережающими темпами, чему способствуют модели государственно-частного партнерства. Применение ГЧП усиливает мотивацию внедрения инновационных технологий, обеспечивающих интеграцию транспортных подсистем в единый транспортно-логистический комплекс. Одним из факторов, которые сдерживают инвестиции, является недостаточно качественная подготовка проектов в сфере партнерства. Транспортная стратегия до 2030 года стимулирует развитие государственно-частного партнерства. Улучшение качества инвестиционного и транспортного законодательства существенным образом повлияет на повышение инвестиционной привлекательности, как железнодорожного транспорта, так и всей транспортной отрасли Российской Федерации, что в свою очередь будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Создание, развитие и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры — дорог, мостов, тоннелей, портов, аэропортов — исторически рассматривалось как исключительная прерогатива государства. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась.