Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«Речевой этикет в деловом стиле общения»
Выполнила:
Мамоян Ася Калашовна
ученица 9 «А» класса МБОУООШ №9
Руководитель проекта:
Трубицына Мария Александровна
учитель русского языка и литературы
ст. Нефтяная
2023 г.
Содержание
Глава 1. Теоретический раздел………………………………………..……...3
1.1. Паспорт проекта………………………………………………………..…3
1.2. Введение…………………………………………………………………...5
1.3. Деловой этикет в речевом общении ……………………………….……6
1.4. Этикет делового телефонного разговора………………………….…….9
Глава 2. Практический раздел…………………………………………..…...11
2.1. Описание и ход работы……………………………………………….....11
2.2. Десять шагов для составления успешного резюме………………...….13
2.3. Заключение…………………………………………………………..…..21
Список использованной литературы……………………………………......23
Приложение………………………………………………………………..…24
Приложение 1 (Анкетирование учащихся класса)………………………………………………………………………....25
Приложение 2 (Образец резюме)…………………………………………....26
Приложение 3 (Дополнение к проекту: презентация и электронная версия буклета «Трудоустройство. Резюме.», записанные на диск)
Глава 1. Теоретический раздел
1.1. Паспорт проекта
Название | Речевой этикет в деловом стиле общения | |
Вид работы | Проект | |
Руководитель (руководители) | Трубицына Мария Александровна | |
Учебный предмет (предметы) | Русский язык | |
Участник (участники) проекта | Мамоян Ася Калашовна | |
Возраст участника (участников) | 9 «А» класс | |
Тип проекта | по характеру результата | практико-ориентированный |
по форме | исследовательский | |
по профилю знаний | предметный | |
по числу участников | индивидуальный | |
по типу объекта проектирования | социальный | |
по характеру координации | открытой координации | |
по уровню контактов | внутришкольный | |
по продолжительности | длительный | |
Заказчик | МБОУООШ №9 | |
Цель | Определить роль делового этикета в общении. | |
Задачи | Выяснить принципы делового этикета, изучить теоретическую и методическую литературу; Выяснить функции делового этикета в речевом общении; Узнать об особенностях правил речевого этикета и делового телефонного разговора; Обобщить и классифицировать материал по проблеме, сделать выводы о роли делового этикета в общении. | |
Этапы работы | - теоретический анализ литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; - метод сопоставления и обобщения материала; - проведение опроса (анкета); - изучение и составление резюме. | |
Предполагаемые продукты | - Презентация - составление буклета «Трудоустройство. Резюме» для подростков 14-16 лет. |
1.2. Введение
Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т. д.
Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности. Чем же характеризуется деловое общение?
Деловое общение должно строиться на партнерских началах, учитывать взаимные запросы и потребности его участников, исходить из интересов дела.
Деловое общение, основанное на принципах сотрудничества и взаимопонимания, повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства.
Актуальность проекта
Не каждый человек наделен даром ораторства и обладает способностью красиво и правильно произносить свою речь. Такое положение может пагубно отразиться на установлении деловых контактов или всей работе в целом, поскольку неправильная речь и незнание основ делового общения могут нанести непоправимый вред карьерному росту и установлению доверительно сотрудничества с деловыми партнерами.
В будущем я хочу выбрать профессию, связанную с деловым общением между людьми, поэтому я решил выбрать тему проекта «Речевой этикет в деловом стиле общения».
Цель проекта
Определить роль делового этикета в общении.
Задачи проекта
Выяснить принципы делового этикета, изучить теоретическую и методическую литературу;
Выяснить функции делового этикета в речевом общении;
Узнать об особенностях правил речевого этикета делового телефонного разговора;
Обобщить и классифицировать материал по проблеме, сделать выводы о роли делового этикета в общении.
В данной работе используется учебные и методические пособия Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой, Д.Э. Розенталя.
1.3. Деловой этикет в речевом общении
Речевой этикет в деловом общении играет достаточно важную роль, поскольку неправильные речевые обороты, стилистические ошибки и неэтические нормы, непринятые в деловом обществе, способны обескуражить, а иногда и обидеть разговаривающего с вами человека. Речевой этикет также подразумевает использование определенных этикетных формул, которые отражают специфику той или иной страны или национальности. К ним относятся различные фразеологические обороты и предложения, смысл которых достаточно окреп и несет в себе определенное значение.
В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - "формула поглаживания". Это словесные обороты типа: "Удачи Вам!", "Желаю успеха", известные фразы: "Большому кораблю - большое плавание", "Ни пуха, ни пера!" и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как "Салют", "Нет проблем", "О кей" и т. п. Речевой этикет базируется на некоторых принципах, игнорирование которых приводит к негативным взаимоотношениям с собеседником. К ним можно отнести:
оценка обстановки общения, которая может быть как официальной, так и неофициальной;
социальный статус собеседника, его положение в обществе и должность, а также возраст и пол;
наличие национальных речевых традиций, согласно которым в некоторых странах не принято произносить какие-нибудь фразы либо подразумевать под ними иное, нежели сказанное.
Речевой этикет в деловом общении – это всего лишь навык, а не врожденная способность, поэтому ему вполне можно научиться. Самое главное – подойти к этому делу ответственно, изучать необходимый материал поэтапно и не упускать все детали. Самостоятельно изучить всю информацию бывает достаточно сложно, поэтому лучше всего прибегнуть к помощи профессионалов..
В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т. е. оценка ума делового партнера. Не напрасно героиня популярного когда-то фильма "Старшая сестра" говорила, что ласковое слово и кошке приятно. С этой точки зрения комплимент - не механизм лести. Лесть, особенно грубая -это маска, за которой чаще всего скрывается меркантильный интерес. Комплимент, тем более, если вы имеете дело с партнером-женщиной - необходимая часть речевого этикета. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов. Они воодушевляют вашего делового партнера, придают ему уверенность, одобряют. Особенно важно помнить о комплименте, если вы имеете дело с новичком да, к примеру, потерпевшим на первых порах неудачу. Не случайно в японских фирмах запрещена открытая критика своих работников: фирме это невыгодно, так как трудовая активность и инициатива снижаются.
Любая деловая беседа преследует некоторый интерес, который в идеале должен поддерживаться некоторое время, а потому очень важно, чтобы люди комфортно себя чувствовали при решении деловых вопросов и проблем. Чтобы преуспеть в этом, необходимо придерживаться главных принципов сохранения такого типа отношений.
Рациональное общение. Не стоит эмоциям позволять доминировать, даже если собеседник «вышел из себя», т. е. ведет себя несдержанно. Это дает возможность контролировать ход разговора и в конечном итоге позволяет получить желаемое. Просто нужно понять, что бизнес – не место для проявления чувств и эмоций.
Желание понять человека. При деловых переговорах каждая сторона искренне старается донести некую информацию. Для того чтобы ее проанализировать, эту информацию нужно воспринять в полном объеме. Если один из партнеров замыкается на том, что постоянно навязывает свою точку он не получит желаемого – переговоры сорвутся.
Концентрация внимания. Человеческая психика устроена так, что внимание периодически рассеивается, как бы отдыхая в короткие промежутки времени. Нужно учиться ловить такие моменты и стараться снова его активизировать, чтобы общение было эффективным. В большинстве случаев просто достаточно фразы: «Обратите внимание…».
Правдивость общения. При деловом общении нельзя давать неправдивую информацию, даже в том случае, если точно известно, что партнер о чем-либо умалчивает или даже сознательно обманывает. При возможной временной утрате преимущества, это всегда обеспечивает стратегическую победу.
Правильное отделение собеседника от предмета переговоров. Никогда нельзя допускать, чтобы личные отношения вмешивались в предмет переговоров. Иногда очень неприятный человек может принести уникальную по своей значимости информацию, а его партнер просто проигнорирует ее. Нужно научиться абстрагироваться от подобных эмоций.
1.4. Этикет делового телефонного разговора
Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. Благодаря ему, многократно повышается оперативность решения множества вопросов и проблем, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или совершать поездки в другое учреждение, город для выяснения обстоятельств какого-либо дела. По телефону можно сделать многое: провести переговоры, отдать распоряжения, изложить просьбу и т.д. Очень часто первым шагом на пути к заключению делового договора является телефонный разговор.
У телефонного разговора по сравнению с письмом одно важное преимущество: он обеспечивает непрерывный двусторонний обмен информацией независимо от расстояния.
К деловому телефонному разговору надо тщательно готовиться. Плохая подготовка, неумение выделить в нем главное, лаконично, емко и грамотно излагать свои мысли приводит к значительным потерям рабочего времени. Психологи отмечают, что продолжительность телефонных разговоров зависит от их эмоциональной окраски. Излишняя эмоциональность создает предпосылки речевой нечеткости, неделовитости фраз, что увеличивает время телефонного разговора .
Известно также, что при телефонном разговоре наблюдается такое явление, как пресыщение общением. Оно может явиться источником напряженности между сторонами. Поэтому во время разговора надо соблюдать меру. Иначе может потеряться смысл общения и возникнуть конфликт.
Признаки пресыщения общением: возникновение и усиление беспричинного недовольства партнером, раздражительность, обидчивость и т.п. Следует вовремя выйти из контакта с партнером, чтобы сохранить деловые отношения. Кроме того, ведя длительные телефонные разговоры, вы можете получить репутацию зануды или пустомели. Подобная репутация подорвет интерес к вам и к вашим деловым предложениям. Чтобы восстановить доброе имя фирмы и свое реноме, придется затратить значительно больше усилий, чем при установлении первого контакта.
Искусство ведения телефонных разговоров состоит в том, чтобы кратко сообщить все, что следует, и получить ответ.
Основа успешного проведения делового телефонного разговора -компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему или оказать помощь в ее решении. Важно, чтобы служебный, деловой телефонный разговор велся в спокойном вежливом тоне и вызывал положительные эмоции. Вести разговор в доброжелательном тоне более важно, чем употреблять хорошие слова и располагать их в правильном порядке. Во время делового телефонного разговора необходимо создать атмосферу взаимного доверия.
Глава 2. Практический раздел.
2.1. Описание и ход работы
Сбор, анализ информации и осуществление проекта
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУООШ № 9 ст. Нефтяной в марте 2023 года в 9 классе среди моих одноклассников, где применялась анкета на элементарные понятия о речевом этикете. Анкета включала в себя семь вопросов. Нужно было выбрать один вариант ответа на поставленный вопрос. В исследовании приняло участие 22 человека из них 7 девушек и 15 юношей в возрасте 15-16 лет. Анкетирование проводилось анонимно, только указывали возраст и пол.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – подготовительный. Сначала я изучала и анализировала литературу из школьной библиотеки и библиотеки г. Апшеронска, обзор публикаций газет и литературных журналов. Сбор информации с использованием Internet-ресурсов.
2 этап – исследовательский. Проведение анкетирования среди моих одноклассников.