Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Специальная психология и педагогика Практическое занятие 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Дисциплина: Специальная психология и педагогика
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Романенко Наталья Александровна
Преподаватель:
Гриднева Ольга Валериевна
Пермь 2023
Тема 1.1. Предмет специальной психологии и педагогики.
Тема 1.2. Понятия нормы и отклонения.
Цель занятия: закрепление знаний об основных понятиях специальной педагогики и психологии, видах и типах дизонтогенеза; формирование умений идентификации нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза.
Задание 1. Используя предложенную литературу, приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
а) общие для нормального и нарушенного развития;
б) свойственные только детям с нарушениями развития.
Задание 2. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу, составьте схему связи специальной психологии и педагогики с другими науками (отраслями наук).
Задание 1.
Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
а) общие для нормального и нарушенного развития;
б) свойственные только детям с нарушениями развития.
а) Наиболее обще закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками.
К таким закономерностям прежде всего относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.
Основные закономерности развития восприятия, представлений, памяти, мышления, деятельности, установленные при изучении нормально развивающегося ребенка, распространяются и на глухого, и на умственно отсталого.
б). Особенностью детского мозга является то, что любое его поражение, в отличие от поражений в периоде взрослости, не остается частичным, изолированным и негативно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Из этого следует, что ребенок с любой аномалией (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата) при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий будет неизбежно отставать в психическом развитии.
Следует помнить, что развитие психики аномальных детей, подчиняясь тем же закономерностям, что и развитие нормального ребёнка (по Л.С. Выготскому) имеет и свои закономерности, общие для всех типов аномального развития: снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации, замедление процесса формирования понятий, трудность словесного опосредствования. Кроме того, существуют специфические закономерности, характерные для нарушений физического и сенсорного развития (например, незавершенность формирования психических функций данного периода (ретардация) при УО, общем недоразвитии, ЗПР и закономерности, характерные для конкретного вида нарушения (например, компоненты психики при нарушении слуха у детей развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих в той же возрастной группе).
У детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме. Нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения.
Характерно для них и затруднение во взаимодействии с социальной средой, в нарушениях связей с окружающим миром.
Иммунология
Физиология
Генетика
Анотомия
Отоларингология
Биология
педиатрия
Социология
Философия
(логика,эстетика)
Общая психология
педагогика
Социология
Философия
(логика,этика)
Психология(во всех её разновидностях) и др
Физиология
анатомия
неврология
психиотрия
офтолмология и др
Общ.педагогика
Методика прподавания различныхпредметов и др
Спец.педагогика
Спец.психология
Взаимосвязаны и неразрывны
Сурдопедагогика
Тифлопедагогика
Олигафренопедагогика
логопедия
Сурдопсихологиятифлопсихология
Олигафренопсихология
Психология детейс НР
Психология детей с ЗПР логопедия
дефектология
педология
Рис.1 Схема связи спец педагогики и психологии с др. науками.
Примечание.
Специальная психология ориентирована на нужды дефектологии и обслуживает ее теоретические и практические потребности.
Взаимосвязь специальной психологии и специальной педагогики взаимообусловлена и неразрывна.
Связь специальной психологии и педагогики с медициной диктуется тем, что они имеют общий объект изучения: ребёнок с врожденными и приобретенными нарушениями психического развития, но отличаются по предмету изучения. Наиболее тесно специальная психология связана с разделами неврологии, психиатрии и физиологии. Интеграция специальной психологии, неврологии и физиологии позволяет качественно ново оценить состояние психического развития аномальных детей.
Взаимосвязь специальной психологии и психиатрии обусловливает более глубокое понимание сущности нарушений отражательной деятельности мозга.
Таким образом, специальная психология, являясь отраслью общей психологии, имеет широкие связи со многими науками. Фундаментальной основой этих связей является общность объекта изучения (человек) и его деятельность.
Литература:
1. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07973-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474782 (дата обращения: 03.04.2022).
2. Предмет специальной психологии и педагогики. Электронный ресурс: https://sdo.i-college.ru/mod/gbooks/view.php?id=34650&pid=3812
Тема 2.1 Современная система специальных образовательных услуг
Цель занятия: закрепление знаний о системе специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, видах специальных образовательных учреждений; формирование навыков применения программ ранней диагностики и педагогической помощи детям с ОВЗ.
Задание 3.Используя предложенную литературу, сравните модели интегрированного и инклюзивного образования. Заполните таблицу:
Таблица 1. Модели интегрированного и инклюзивного образования
| Цель | Категории обучающихся | Формы организации обучения | Условия обучения |
Интеграция | Возвращение детей с ОВЗ в систему общего образования. | Дети с психофизическим и речевым развитием, приближенным к возрастной норме. | Комбинированное; частичное; временное; полное; | Ребёнок должен адаптироваться к образовательной системе. Обычный образовательный класс: нет спец. Оборудования и зон для работы и отдыха; дополнительные занятия; поддержка на разных этапах подготовки. |
Инклюзия | Удовлетворение особых потребностей ребёнка с ОВЗ. | Все дети вне зависимости от психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых и др. особенностей. | Групповая работа, индивидуальная форма, индивидуально-групповая форма, фронтальная форма, классно-урочная форма, комбинированные уроки; Дополнительныеформы: экскурсии, самоподготовка; дополнительные занятия и др. Вспомогательные формы: факультативы, кружки, дополнительные занятия и др. Класс полной интеграции (из 25 учащихся 3-4 с ОВЗ); спец. (коррекцион.) класс частичной интеграции; семейное (домашнее) обучение, экстернат | Важным условием инклюзивного образования является создание безбарьерной адаптивной образовательной среды, предполагающей техническое оснащение УО, дополнительную подготовку педагогов, разработку спец. Программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ и др. |
-
Комбинированное – ребенок с ОВЗ способен обучаться в классе здоровых сверстников, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога; -
Частичное – ребенок не способен на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спец. Классах, а часть дня – в обычных классах; -
Временное – дети с ОВЗ, обучающиеся в спец. Классах и учащиеся обычных классов объединяются для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий; -
Полное – 1-2 ребёнка с отклонениями в развитии вливаются в обычные классы (слабовидящие, с кохлеарным имплантантом, …); эти дети по уровню психофизического, речевого развития близки к возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения.
Литература:
Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475134 (дата обращения: 03.04.2022).
Тема 2.2 Специальное образование лиц с нарушениями интеллектуального развития.
Цель занятия: закрепление знаний о развитии ребенка по типу общего стойкого недоразвития, задержанного и поврежденного развития, развитие навыков дифференциации общего и специфического в развитии детей с данными формами дизонтогенеза.
Задание 4. Проанализируйте педагогические ситуации и ответьте на вопросы:
Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцев, ходить — в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10. При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп 23 сенсомоторики медленный. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные — невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса. Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.
Вопросы:
1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?
2. Возможно ли обучение в обычной школе?
3. К какому специалисту следует направить ребенка?
Ответ: 1. Вышеописанное состояние, поведение характерно для детей с нарушением интеллекта, а именно – дебильность. В этом случае обучение в обычной школе невозможно. Необходима помощь психиатра, направление на ПМПК.
Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1 год и 3 месяца, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика и до 7 лет воспитывалась дома. Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с