Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Специальная психология и педагогика Практическое занятие 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дисциплина: Специальная психология и педагогика

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Романенко Наталья Александровна

Преподаватель:

Гриднева Ольга Валериевна

Пермь 2023

Тема 1.1. Предмет специальной психологии и педагогики.

Тема 1.2. Понятия нормы и отклонения.

Цель занятия: закрепление знаний об основных понятиях специальной педагогики и психологии, видах и типах дизонтогенеза; формирование умений идентификации нарушений в соответствии с видами дизонтогенеза.

 

Задание 1.  Используя предложенную литературу, приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:

а) общие для нормального и нарушенного развития;

б) свойственные только детям с нарушениями развития.

 

Задание 2. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу, составьте схему связи специальной психологии и педагогики с другими науками (отраслями наук).
Задание 1.

Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:

а) общие для нормального и нарушенного развития;

б) свойственные только детям с  нарушениями развития.
а) Наиболее обще закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками.

К таким закономерностям прежде всего относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.

Основные закономерности развития восприятия, представлений, памяти, мышления, деятельности, установленные при изучении нормально развивающегося ребенка, распространяются и на глухого, и на умственно отсталого.
 б). Особенностью детского мозга является то, что любое его поражение, в отличие от поражений в периоде взрослости, не остается частичным, изолированным и негативно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Из этого следует, что ребенок с любой аномалией (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата) при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий будет неизбежно отставать в психическом развитии.


Следует помнить, что развитие психики аномальных детей, подчиняясь тем же закономерностям, что и развитие нормального ребёнка (по Л.С. Выготскому) имеет и свои закономерности, общие для всех типов аномального развития: снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации, замедление процесса формирования понятий, трудность словесного опосредствования. Кроме того, существуют специфические закономерности, характерные для нарушений физического и сенсорного развития (например, незавершенность формирования психических функций данного периода (ретардация) при УО, общем недоразвитии, ЗПР и закономерности, характерные для конкретного вида нарушения (например, компоненты психики при нарушении слуха у детей развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих в той же возрастной группе).

У детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме. Нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения.

Характерно для них и затруднение во взаимодействии с социальной средой, в нарушениях связей с окружающим миром.

Иммунология

Физиология

Генетика

Анотомия

Отоларингология

Биология

педиатрия


Социология

Философия

(логика,эстетика)

Общая психология

педагогика

Социология

Философия

(логика,этика)

Психология(во всех её разновидностях) и др

Физиология

анатомия

неврология

психиотрия

офтолмология и др

Общ.педагогика

Методика прподавания различныхпредметов и др

Спец.педагогика

Спец.психология


Взаимосвязаны и неразрывны


Сурдопедагогика

Тифлопедагогика

Олигафренопедагогика

логопедия

Сурдопсихологиятифлопсихология

Олигафренопсихология

Психология детейс НР

Психология детей с ЗПР логопедия

дефектология

педология




Рис.1 Схема связи спец педагогики и психологии с др. науками.

Примечание.

Специальная психология ори­ентирована на нужды дефектологии и обслуживает ее теоретические и практические потреб­ности.

Взаимосвязь специальной психологии и специальной педагогики взаимообусловлена и неразрывна. 

Связь специальной психологии и педагогики с медициной ди­ктуется тем, что они имеют общий объект изучения: ребёнок с врожденными и приоб­ретенными нарушениями психического развития, но отличаются по предмету изучения. Наиболее тесно специальная психология связана с разде­лами неврологии, психиатрии и физиологии. Интеграция специальной психологии, неврологии и физиологии позволяет качественно ново оценить состояние психического развития аномальных детей.

Взаимосвязь специальной психологии и психиатрии обусловливает более глубокое понимание сущности нарушений отражательной деятель­ности мозга.

Таким образом, специальная психология, являясь отраслью общей психо­логии, имеет широкие связи со многими науками. Фундаментальной основой этих связей является общность объекта изучения (человек) и его деятельность.
 

Литература:

1. Колесникова, Г. И.  Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07973-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474782 (дата обращения: 03.04.2022).

2. Предмет специальной психологии и педагогики. Электронный ресурс: https://sdo.i-college.ru/mod/gbooks/view.php?id=34650&pid=3812

 Тема 2.1 Современная система специальных образовательных услуг

 

Цель занятия: закрепление знаний о системе специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, видах специальных образовательных учреждений; формирование навыков применения программ ранней диагностики и педагогической помощи детям с ОВЗ.

 

Задание 3.Используя предложенную литературу, сравните модели интегрированного и инклюзивного образования. Заполните таблицу:


Таблица 1. Модели интегрированного и инклюзивного образования

 

Цель

Категории обучающихся

Формы организации обучения

Условия обучения

Интеграция

Возвращение детей с ОВЗ в систему общего образования. 

Дети с психофизическим и речевым развитием, приближенным к возрастной норме. 

Комбинированное; частичное; временное; полное; 

Ребёнок должен адаптироваться к образовательной системе. Обычный образовательный класс: нет спец. Оборудования и зон для работы и отдыха; дополнительные занятия; поддержка на разных этапах подготовки.

Инклюзия

Удовлетворение особых потребностей ребёнка с ОВЗ. 

 Все дети вне зависимости от психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых и др. особенностей.

 Групповая работа, индивидуальная форма, индивидуально-групповая форма, фронтальная форма, классно-урочная форма, комбинированные уроки;

Дополнительныеформы: экскурсии, самоподготовка; дополнительные занятия и др.

Вспомогательные формы: факультативы, кружки, дополнительные занятия и др.

Класс полной интеграции (из 25 учащихся 3-4 с ОВЗ); спец. (коррекцион.) класс частичной интеграции; семейное (домашнее) обучение, экстернат

Важным условием инклюзивного образования является создание безбарьерной адаптивной образовательной среды, предполагающей техническое оснащение УО, дополнительную подготовку педагогов, разработку спец. Программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ и др.



  1. Комбинированное – ребенок с ОВЗ способен обучаться в классе здоровых сверстников, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога;

  2. Частичное – ребенок не способен на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спец. Классах, а часть дня – в обычных классах;

  3. Временное дети с ОВЗ, обучающиеся в спец. Классах и учащиеся обычных классов объединяются для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий;

  4. Полное – 1-2 ребёнка с отклонениями в развитии вливаются в обычные классы (слабовидящие, с кохлеарным имплантантом, …); эти дети по уровню психофизического, речевого развития близки к возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения.




Литература:

Глухов, В. П.  Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475134 (дата обращения: 03.04.2022).

Тема 2.2 Специальное образование лиц с нарушениями интеллектуального развития.

 

Цель занятия: закрепление знаний о развитии ребенка по типу общего стойкого недоразвития, задержанного и поврежденного развития, развитие навыков дифференциации общего и специфического в развитии детей с данными формами дизонтогенеза.

 

Задание 4. Проанализируйте педагогические ситуации и ответьте на вопросы:

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцев, ходить — в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10. При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп 23 сенсомоторики медленный. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные — невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса. Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

Вопросы:

1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

3. К какому специалисту следует направить ребенка?
Ответ: 1. Вышеописанное состояние, поведение характерно для детей с нарушением интеллекта, а именно – дебильность. В этом случае обучение в обычной школе невозможно. Необходима помощь психиатра, направление на ПМПК.
Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1 год и 3 месяца, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика и до 7 лет воспитывалась дома. Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с