Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Специальная психология и педагогика Практическое занятие 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 7. Заполните таблицу «Особенности восприятия в условиях зрительной недостаточности»:
| Слепые дети | Слабовидящие дети |
Зрительное восприятие | Изначально не имеют зрительных образов, активно развивается абстрактное мышление. | Частично, не полноценно: обзор окружающей действительности сужен, замедлен и неточен. Нарушено цветоощущение. При косоглазии - бинокулярное зрение. Но имееют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, и при движении использовать остаточное зрение. |
Тактильное восприятие | обеспечивает комплекс ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определить форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. | |
Осязательное восприятие | Дети с помощью осязания могут воспринимать форму (круг, квадрат, треугольник), величину (большой, маленький), тактильные характеристики предметов (свойства поверхности предметов). Способствует этому абстрактное мышление у слепых и остаточное зрение у слабовидящих. При помощи осязания различают цвет, обучаются чтению и письму (система рельефного письма). | |
Слуховое восприятие | С помощью звуков могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем зрячие люди. |
Литература:
-
Специальное образование лиц с нарушениями речи. Электронный ресурс: https://sdo.i-college.ru/mod/gbooks/view.php?id=34654&pid=3812 -
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников. Электронный ресурс: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sbornik_uprazhnenij_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluxa_u_mladshix_shkolnikov/
Тема 2.5 Специальное образование лиц с нарушениями слуха
Цель занятия: закрепление знаний об особенностях развития детей с нарушением слуха и условиях их обучения.
Задание 8. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу.Охарактеризуйте специфические особенности организации психологического эксперимента при исследовании лиц с нарушениями слуха.
Выделяют следующие виды психологического эксперимента — лабораторный, естественный, обучающий. Какие виды используются в сурдопсихологии чаще всего? Приведите примеры, проанализировав соответствующие литературные источники. Обоснуйте свой ответ.
В исследованиях, направленных на изучение особенностей психики детей с нарушениями слуха, используются все виды психологического эксперимента. Это — лабораторный эксперимент, при котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных. Естественный эксперимент, разработанный А. Ф.Лазурским, который объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения, преднамеренности ответов, часто возникающих при лабораторном эксперименте) и обучающего эксперимента (возможность целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения).
В последние десятилетия все большее значение приобретает психологический обучающий эксперимент. С помощью этого вида эксперимента выявляется не столько состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. Разработка методики проведения обучающего эксперимента опирается на положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка, на понятия об «актуальном уровне умственного развития» и «зоне ближайшего развития», которую определяют, как способность ребенка в содружестве с взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь тем самым на более высокую ступень умственного развития. Наличие более широкой «зоны ближайшего развития» является важным диагностическим признаком успешности обучения. Оценка размера «зоны ближайшего развития» ребенка в экспериментальных условиях делается на основе анализа выполнения трудного для его возраста задания с оказанием ему помощи. Таким образом, «зона ближайшего развития» — значимый показатель перспектив развития ребенка под воздействием обучения.
Диагностический обучающий эксперимент был разработан А. Я. Ивановой, получил широкое распространение в специальной психологии. Для обследования детей с нарушениями слуха он применялся Т. В. Розановой по отношению к глухим детям, Л. И. Тиграновой при исследовании слабослышащих. Основной методический принцип обучающего эксперимента заключается в отработке поэтапной, строго дозируемой помощи, которая оказывается ребенку при выполнении задания. Помощь варьируется по таким направлениям, как степень информативности, т. е. переход от общих указаний к более конкретным и подробным, и время оказания. В качестве помощи также используется система вспомогательных заданий. Количество помощи, необходимой ребенку для достижения правильного результата, является показателем, подлежащим оценке и определяющим широту «зоны его ближайшего развития». После того как ребенок выполняет основное задание, ему
предлагается аналогичное, сходное с основным по способу выполнения. При этом никакая помощь уже не оказывается, поскольку определяются возможности переноса усвоенного способа действия.
В настоящее время за рубежом, особенно в США, для определения уровня интеллектуального развития детей и взрослых с нарушениями слуха используется тестирование, которое позволяет с известной степенью вероятности определять актуальный уровень развития знаний, умений, свойств. Тестирование основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов, имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность математической обработки результатов и их последующего сравнения.
Литература:
-
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2002. - с. 3-203
Тема 2.6 Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Цель занятия: закрепление знаний об особенностях развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и коррекционно-развивающей работе с ними.
Задание 9. Охарактеризуйте поэтапно специфику формирования первичных и вторичных отклонений при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основная масса среди них – дети с ДЦП (89%). При ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика, речь (в результате органического повреждения ЦНС). Другие категории детей с нарушениями ОДА, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют спец. Обучения и воспитания.
Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта (часто олигофрения, ЗПР). При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят мозаичный, неравномерный характер, т.е. характерна парциальность их нарушений. ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.
Для детей с ДЦП характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Литература:
Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Электронный ресурс: https://sdo.i-college.ru/mod/gbooks/view.php?id=34657&pid=3812
Тема 2.7 Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (с синдромом раннего детского аутизма).
Цель занятия: закрепление знаний о структуре дефекта при нарушениях эмоционально-волевой сферы; выработка умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми РДА (РАС).
Задание 10. Составьте психолого-педагогическую характеристику ребенка с ранним детским аутизмом по плану.
План психолого-педагогической характеристики ребенка с РДА:
-
Характерные проявления аутизма в возрасте 7-9 лет: нарушение способности к установлению эмоционального контакта; стереотипность в поведении – наличие однообразных действий (моторных, речевых, повторяющие действия с предметом); стереотипных интересов. -
Особенности поведения, учебной деятельности: характерно избегание глазного контакта, отсутствие положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности, трудность в выражении просьбы (выражение желания – ребенок берёт руку взрослого и кладет на желаемый предмет); слабая реакция на обращенную речь, очень слабое подражание;
Крайне низкий уровень активного внимания (внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд); ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно – следственные зависимости. Это ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. Многие аутичные дети могут обобщать, однако они не в состоянии перерабатывать материал самостоятельно. Хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний, поскольку именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окру У многих детей огромные трудности произвольного обучения связано с особенностями развитие мышления. Возникали сложности в символизации, а также переносе навыков из одной ситуации в другую. жающего.
3. Особенности моторики:
4. Особенности внутреннего мира (появление страхов, аутистических фантазий):
наблюдается общий тревожный фон настроения, множество необычных и долгих страхов. Дети боятся шума бытовых приборов, определенного цвета, явлений природы, всего мокрого. Известен случай, когда девочка не давала дотрагиваться до своих волос. У 40 % обследованных
детей была отмечена причудливость воображения, носящая характер патологического фантазирования, которое служило хорошей основой для проявления различных неадекватных страхов.
5. Особенности речевого развития: Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. Это:
-
– мутизм (отсутствие речи) значительной части детей; -
– эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т.е. воспроизводимые нс тотчас, а спустя некоторое время; -
– большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность ("попугайность") речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи; -
– отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); -
– автономность речи; -
– позднее появление в речи личных местоимений (особенно "я") и их неправильное употребление (о себе – "он" или "ты", о других иногда "я"); -
– нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы; -
– нарушения грамматического строя речи; -
– нарушения звукопроизношения; -
– нарушения просодических компонентов речи.
Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что накладывает весьма характерный отпечаток.
6. Особенности интеллектуального развития: главная особенность которого – неравномерность, парциальность развития. Следует отметить особый характер этой парциальности: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением: 2 + 3 = ? решается легче, чем задача: "У тебя было два яблока, мама дала еще три, сколько стало?".
Литература:
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с аутизмом – Специальная педагогика.Электронный ресурс: https://studme.org/46687/pedagogika/psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_detey_autizmom
2. Особенности моторики при аутизме. https://yandex.ru/images/search?pos=3&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2019%2F11%2F04%2Fs_5dc03affc1181%2Fimg12.jpg&text=особенности%20моторики%20при%20аутизме&lr=149520&rpt=simage&source=serp