ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.
Норманнская теория происхождения Древнерусского государства
Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом
Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)
Князь и вече на Руси к. X-XI вв.
Борьба князей за Киев после смерти Владимира
Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах
Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.
Город-государство в Смоленской земле
Город-государство в Галицко-Волынской земле
Начало русского летоисчисления
Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.
Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.
Войны Руси с татарами в XIV в.
Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре
Расширение территории Московского княжества в XIV вв.
Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в
Присоединение русских земель к Москве в XV в
1113 год – создание ПВЛ,
1056 год – самая древняя книга – «Остромирово евангелие»,
1185 год – «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI век), «Поучение детям» Владимира Мономаха (XII век), «Русская Правда».
В эпоху Владимира Святославича и Ярослава Мудрого открываются школы при монастырях и церквях.
Грамотность распространялась среди широких слоёв городского населения: берестяные грамоты, граффити, придорожные камни и кресты с надписями.
Жилища – полуземлянки и деревянные избы. Истопка – изба, Клеть – летнее жилое помещение, соединялось с истопкой сенями. Каменное строительство в основном связано с храмами.
Десятинная церковь – 996–1240 гг.
В 1037 году – Ярослав велел заложить Софийский собор (уникальные фрески Богородицы): 13 куполов, не раз горел, ремонт, в XVIII веке перестроен.
Дмитриевский монастырь – знаменит, изображение Дмитрия Солунского.
Были также построены Софийский собор в Новгороде и Полоцке, но они уступали Киевскому.
Успенская церковь Печерского монастыря – начало однокупольных храмов.
XII век – тенденция к упрощению и уменьшению.
Владимиро-Суздальская земля: Владимирские ворота, Успенский собор, Покрова-на Нерли, Дмитриевский собор, Боголюбовский княжеский дворец.
Новгород: церковь Спасо-Нередицы, Благовещенская на городище. Галицко-Волынская земля: Успенский собор, комплекс в Галиче.
Живопись. Фрески: роспись по сырой штукатурке водяными красками (изображение Ярослава Мудрого на стенах Софийского Собора), иконы (Владимирская богоматерь), мозаики - изображение из цветных камней, смальты или керамических фрагментов («Богоматерь» в Софийском Соборе, «Димитрий Солунский» в Михайловском соборе).
- 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 28
Начало русского летоисчисления
С древнейших времён человек рассматривал события, происходившие когда-то в истории как миф.
Многие исследователи считают, что мифы отражают конкретные исторические события.
После принятия христианства на Русь из Византии пришло летописание. Основные источники древнерусской истории – летописи, которые как правило писались в монастырях.
В летописях предпринимаются попытки объяснить конкретные исторические события и их последовательность. Летопись пишется одним монахом. Порой летописи пишутся частями. Летописи принадлежат к числу памятников, содержащих историю Сведения, следовательно, с летописью связывают возникновение исторической мысли. Когда же возникли летописи? Вопрос по-прежнему открыт.
Шахматов, Лихачев – XI век, Тихомиров, Черепнин – X век, Рыбаков – конец X века.
Но в любом случае в XI веке летописи уже существовали.
Русские летописцы сначала подражали византийским, однако потом выработали особенный подход, который стал достоянием не только Русской, но и мировой культуры.
Летописи велись духовными чинами при церкви, а также при князьях. Старые летописи были материалом для новых летописей.
Собрание летописей – свод. Киевский свод – 30-40е XI в. Новгородский свод– 50-60е, Начальный свод – 90е. На их основе была составлена ПВЛ.
Кем был летописец – беспристрастным историком или глашатаем идеи?
-Шахматов – летописец писал предвзято,
- Ерёмин – эксклюзивное мнение – летописец был в стороне от княжеских распрей, занимал независимую позицию.
- Фроянов: истина где-то посередине. Отбор фактов и событий характеризовал позицию летописца.
-
ПВЛ
В конце XIX века А.А.Шахматов, выдающийся русский филолог и историк начал изучать летописные своды и историю Древней Руси.
В 1900 году он пишет работу «Общерусский летописный свод XIV-XV веков», в котором создаёт свою схему летописания.
В 1039 году в Киево-Печёрском монастыре работает летописец, имя которого неизвестно, и ведёт летопись с 1015 по 1037 годы.
В этом же монастыре работает ещё один монах, имя которого также неизвестно
, и пишет другой летописный свод с 1061 по 1073 годы.
Причём с 1061 по 1064 годы события описываются в Киеве, с 1064 по 1069 годы в Тмутаракани, а затем снова в Киеве.
Третий летописный свод написан с 1093 по 1095 годы третьим монахом, имя которого также неизвестно, в нём повествуется о войне с половцами. Этот свод Шахматов называет «Начальный свод», а также полагает, что автором второго летописного свода был Никон.
Нестор соединил три свода вместе, дополнил их и составил «Повесть временных лет» (около 1113 года).
Нестор задаёт главный вопрос: откуда есть пошла русская земля?
ПВЛ, иначе называемая повесть Нестора.
До нас дошла в поздних летописных сводах (особенно полно в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях).
Лаврентьевская – 1377 г – известия о Южной и Северо-Восточной Руси.
До 1305 г. Ипатьевская – конец XIV– начало XV веков. Сначала повествует о Преднестровье, затем о Галицком и Волынском княжествах.
Нестор пишет в начале произведения о Ное и его сыновьях Симе, Хаме и Афете. Далее пишет о регионах, где начинается родина восточных славян (район Вислы, Дуная и Прикарпатья), предания об основании Киева, предание об ответе полян хазарским сборщикам дани.
Для сочинения использует много источников:
1) Предания: «Предание о расселении восточных славян», «Предание об обрах», «Предание об основании Киева», «Предание об ответе полян хазарским сборщикам дани», «Предание о походе Олега на Киев и убийстве Аскольда и Дира» и другие.
2) Библия (Ветхий и Новый заветы).
3) Погодные записи о военных походах, основании городов, событиях княжеской семьи, строительстве церквей и другом.
4) Византийские хроники: «Хроника Иоанна Малава», «Хроника епископа Мефодия», сочинение «Сказание об обретении грамоты славянством» и другие.
5) Агиографические записи (жития святых): житие Антония Великого, житие Саввы Освящённого, житие Василия Нового и других.
6) Русская географическая литература.
7) Авторский текст.
8) Осведомитель – Ян Вышатич. Его отец водил новгородскую дружину на Византию в 1041 году. Его дед Остромир сочинил и написал труд – «Остромирово Евангелие». Сам Ян Вышатич подавил языческое восстание в Поволжье в 1071 году.
9) Подлинные договоры с греками (договор 911 года, договор 944 года, договор 971 года).
Автор ПВЛ: В Лаврентьевской летописи не указан, в Ипатьевской летописи – Нестор – киевопечерский монах.
Также Поликарп – инок в послании Симону указывает его имя как летописца.
Нестор был автором еще двух произведений – «О Борисе и Глебе» и «О Феодосии».
При их сопоставлении находят противоречия (некоторые историки оправдывает это, что он часть заимствовал). Учитывая это противоречие, некоторые историки сомневаются в авторстве Нестора. То есть мы называем его как автора условно.
Также Нестор говорит о себе в 1106 г – умер старик Ян, который много говорил Нестору, а тот записывал. По всем этим данным можно составить жизнь Нестора.
В детстве он жил в Киеве, а затем в монастыре писал летопись. Довел до 1110 г. Затем – текст 1116 г – приписка Сильвестра, что эту летопись надо дико читать. Дело в том, что В. Мономах, придя к власти, отнял летопись и приказал Сильвестру «исправить ее под себя». Летопись, вышедшая из-под пера Нестора, не сохранилась, сохранилась только от Сильвестра.
ПВЛ стали изучать в начале XVIII века, изучение проводил Татищев, Шлёцер.
В 30- 40-е годы XIX века возникло некоторое скептическое настроение в русской исторической науке. Беляев, Струев и Бестужев-Рюмин писали, что ПВЛ является сводом, но не смогли доказать эту гипотезу. Её развил Шахматов, однако Истрин выразил сомнение в схеме Шахматова.
По его мнение летописание началось не в 30-е годы XI века, а в 50-е годы.
В поддержку схемы Шахматова выступил его ученик – Присёлков, основываясь на том, что в летописях содержатся сведения о возведении Софийского собора в Киеве в 1037 году, а также основываясь на факте, что часть ПВЛ составляет Никон, под которым подразумевает митрополита Иллариона.
М.Н. Тихомиров считает, что начало летописания на рубеже X-начале XI веков. В 90-е годы профессор Зигоров составил новую схему летописания. Он говорит о так называемых летописях: «Устюжский летописный свод», «Владимирский летописный свод» и другие. Он объединяет все своды и получает текст намного больше, чем у Нестора.
В ПВЛ помимо исторических, содержится много автобиографических сведений. Зиборов считает, что Нестор пришёл в монастырь в период 1074-1078 годов, когда настоятелем монастыря был Никон.
Перед взором летописца – происхождение и становление Русской земли. Автор за единство. Вначале – сведения о разделе земли на страны. Сначала все говорили на одном языке – решили построить «столб до бога». Бог сделал 72 страны с разными языками. Начиная с повествования мировых событий, автор вводит Русь в мировую историю, устанавливает причастность славян к мировой истории. Далее автор повествует о славянах. «Они распались, но язык славянский един». Такой взгляд должен был способствовать подъему авторитета Руси.
Хронологические указатели – только с 852 года – начало правления Византийского императора Михаила III. Много уделено возвеличению мощи Руси. Клич к объединению. Летопись сосредоточена на социальнополитических событиях. В этом специфика всех летописей. Идея борьбы добра и зла.
Позиция автора – это позиция моралиста, расценивающего жизнь человека как борьбу добра и зла.
- 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 28