ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.
Норманнская теория происхождения Древнерусского государства
Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом
Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)
Князь и вече на Руси к. X-XI вв.
Борьба князей за Киев после смерти Владимира
Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах
Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.
Город-государство в Смоленской земле
Город-государство в Галицко-Волынской земле
Начало русского летоисчисления
Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.
Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.
Войны Руси с татарами в XIV в.
Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре
Расширение территории Московского княжества в XIV вв.
Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в
Присоединение русских земель к Москве в XV в
Куликовская битва
После битвы на Воже, где ордынцы были разбиты Московско-Рязанским войском, Мамай стал готовиться к огромному походу на Русь.
Как пишет Лаврентьевская летопись, по своим масштабам это должен был быть второй поход Батыя.
Дмитрий Донской стал собирать войско. Ему удалось собрать воинов со многих городов Северо-Восточной Руси (Коломна, Звенигород, Можайск, Волока, Серпухов, Переяславль, Владимир, Юрьев, Кострома, Углич, Галич, Вологда, Торжок, Белоозёрск, Ярославль, Ростов и другие).
Количество воинов – вопрос дискуссионный, однако большинство современных историков сходятся на цифре в 50-60 тысяч, а летописи и «Сказание о мамаевом побоище» завышают цифры, говоря о 100-150 и даже более тысячах.
О.В. Двуреченский вообще считает, что в битве принимало участие всего 10-20 тысяч всадников с обеих сторон, без пехоты.
Мамай же смог собрать войско около 90 тысяч, в которое входили, помимо монгольской конницы, бесермены, армяне, черкесы, ясы (осетины) и другие, то есть тоже народы с подчиненных ему территорий.
Источники также сообщают об участии фрягов – генуэзцев из Крыма, однако это также спорный вопрос.
Если придерживаться классической версии о ходе Куликовской битвы, то, выдвинувшись из Коломны в августе и перейдя Оку, к 6 сентября русское войско подошло к Дону, в месте, где в него впадает Непрядва. 8 сентября была совершена переправа на правый берег Непрядвы, мосты сожжены, чтобы русские воины стояли до конца. Перед началом битвы состоялся поединок между Пересветом и Челубеем, в ходе которого они одновременно сразили друг друга.
Дмитрий Иванович, проявив свой полководческий талант, во-первых, правильно выбрал место битвы, ведь Куликово поле было ограничено лесом и реками, что делало невозможным излюбленную монгольскую тактику по стремительному окружению сил противника и последующему их разгрому.
Во-вторых, Дмитрий Донской разделил своё войско на полки: Большой полк, полки левой и правой руки, передовой и сторожевой, засадный. Сам Дмитрий поменялся своими доспехами с Михаилом Бренко и под видом обычного воина сражался в передовом полку.
Ход битвы состоял из трёх этапов:
-на первом монгольская конница стремительно сокрушила передовой и сторожевой полки и ударила в центр.
-на втором этапе ордынцы стали теснить полк правой руки, а затем переметнулись на левый фланг русского войска, почти зайдя в тыл.
-третий этап битвы стал ключевым: когда войско Мамая повернулось спиной к Засадному полку, то он неожиданно вышел из Зелёной Дубравы, где прятался, и сокрушил противника, после чего победа осталась за русскими землями.
Однако такая трактовка Куликовский битвы – лишь один из вариантов, и в современной историографии вокруг неё ведутся споры.
Выше было отмечено, что состав и численность обеих войск являются дискуссионными. Это связано с тем, что источники по Куликовский битве были созданы намного позже самой битвы (то же Сказание датируется 1530-ми годами), к тому же в самих источниках есть много противоречий (у Сказания есть более ста версий).
Более того, дискуссионным является построение русских войск – понятие передового полка появилось лишь при Иване III, а «засадный» (как скрытый от противника) – в XVI-XVII веках.
Историк Кучкин считает, что битва проходила на левом берегу Непрядвы, вопреки официальной версии с правым берегом.
Остаётся неясной роль Ягайло и Олега Рязанского в битве (Н.С. Борисов считает, что Ягайло был больше занят междоусобицей с Кейстутом), некоторые также сомневаются в том, получал ли благословение Дмитрий от Сергия Радонежского перед битвой, или же это произошло ранее, перед Вожей.
Ещё одной проблемой является наличие крайне малого количества археологических находок на предполагаемом месте битвы.
Но, как говорит Двуреченский, это норма, ведь в ту пору оружие и доспехи были слишком дорогими, чтобы так просто оставить их на поле боя, поэтому всё, что только можно было собрать, уносили с собой.
Таким образом, наши знания о Куликовской битвы крайне неполны и противоречивы, однако ясным остаётся одно: войско Мамая было разгромлено.
Эта победа закрепила за Москвой статус лидера Северо-восточных земель и способствовала их сплочению, что сыграет немаловажную роль в последующим объединении русских земель под началом Москвы.
Более того, Куликовская битва стала началом конца для Мамаевской Орды, потому как, потеряв значительные силы, Мамай в 1382 году был разгромлен войсками Тохтамыша, хана из чингизидов, что вынудило его бежать в Крым, где он был убит.
- 1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 28
Войны Руси с татарами в XV в.
После Куликовской битвы, несмотря на последующее разорение Москвы ханом Тохтамышем, русские земли почувствовали себя свободнее.
Зависимость от Орды становится всё более условной: при любом удобном случае приостанавливается выплата дани, князья перестают ездить на поклон в орду.
Так, Василий I Дмитриевич стал первым князем, который получил великое княжение Владимирское в наследство от отца без того, чтобы съездить за ярлыком в Орду.
В 1385 году Тимур разгромил Тохтамыша, и тот был вынужден бежать в Литву. Власть в Орде захватил эмир Едигей, будучи фактически правителем при Тимур-Кутлуке.
В ноябре 1408 г. Едигей внезапно двинулся на Москву. Подойдя к столице 1 декабря, Едигей распустил войско по великокняжеским владениям.
Были взяты Коломна, Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород, Городец. Едигей простоял у Москвы 20 дней, не предпринимая штурма.
На этот раз город был лучше подготовлен к осаде, чем в 1382 году, в городе остался Владимир Серпуховской. Продолжить осаду Едигею помешала обострившаяся политическая ситуация в Орде, и он был вынужден отступить, потребовав, правда, от москвичей 3000 рублей.
Учитывая, что к этому моменту Василий не платил дань уже 13 лет, и что размер этого «платежа» был в два раза меньше ежегодной дани с великого княжества Владимирского, говорить о прежних зависимых отношений русских земель от Орды не приходится (по Горскому А.А.).
Василий I продолжал политику отца, но действовал осторожнее (видимо, под впечатлениями от разорения Москвы Тохтамышем и нахождения в Орде три года в детстве в качестве заложника), поэтому, когда правителем Орды стал законный хан, Василий поехал в Орду и возобновил выплату дани.
Тем не менее, при незаконном правителе Едигее Василий вел себя как самостоятельный правитель.
Тем не менее, на русские княжества периодически совершались набеги, но это были отдельные отряды татар, которые не подчинялись центральной власти в Орде, понимая, что она больше не может контролировать местные группировки.
В середине XV века прочно укоренились противоположные тенденции в развитии Руси и Орды: Русь – к объединению, Орда – к распаду.
Орда распалась на Большую Орду, Ногайскую Орду, а также на Казахское, Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское и другие ханства.
Если раньше замятни в Орде в конечном итоге приводили к консолидации всех территорий под властью нового авторитетного хана, то при Василии II новые междоусобицы стали причиной появления новых политических образований.
Важным моментом является и тот факт, что после падения Константинополя возникла новая идея о царском характере власти великого князя Московского, что было несовместимым с признанием сюзеренитета от ордынского царя (после монгольского завоевания ханов именовали именно царями и воспринимали их как законную власть, если это не были нечингизиды)
При Василии II (1425-1462) обострились отношения с Большой Ордой. Хан Сеид-Ахмед, поняв, что Василий II не собирается выплачивать ему дань, в 1449 году послал «скорые татарове Седяд-ахматовы» (скорая татарщина) на южные московские земли, но они были разбиты. Военные столкновения продолжались вплоть до конца 1950-х, но результата для Орды не принесли.
При Иване III (1462-1505) отношения с Большой Ордой и продолжают находиться в состоянии конфликта.
В 1372 году хан Ахмат совершил свой первый поход против Ивана III.
Причины кроются либо в разграблении вятчанамм (Вятская земля) Сарая, либо в подстрекательстве Ахмата Казимиром IV (по А.А. Горскому).
Целью Ахмата была Москва, однако для него это обернулось поражением. В отличие от 1480 года, Иван III действовал решительнее и вступил в сражение с войском Ахмата, поэтому в летописях сохранилось описание об этом событии не просто как об избавлении от Ордынцев (как в 1480), но и как о победе (чего не было в 1480 из-за отсутствия битвы).
Последствием этой победы стало прекращение выплаты дани (уже навсегда)
В 70-х годах зарождаются новые явления в общественной мысли: в русском летописании появляются уничижительные эпитеты по отношению к ордынским ханам, «царям», чего прежде не допускалось (за исключением незаконных узурпаторов-нечингизидов, как Мамай).