Файл: Предыстория Руси кто такие индоевропейцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Распад славянского единства. Восточные славяне в VI-VII вв.

Язычество восточных славян

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства

Складывание восточнославянского межплеменного суперсоюза (к. IX-X вв.) во главе с Киевом

Первые христиане на Руси

Крещение Руси

Законодательство на Руси в нач. XI в. (правотворчество Владимира и Ярослава)

Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Борьба князей за Киев после смерти Владимира

Правда Ярославичей

Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах

Образование городов-государств на Руси XI – сер. XII вв.

Город-государство в Смоленской земле

Город-государство в Галицко-Волынской земле

Начало русского летоисчисления

Центры летописания на Руси

Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.

Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.

Войны Руси с татарами в XIV в.

Куликовская битва

Войны Руси с татарами в XV в.

Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре

Расширение территории Московского княжества в XIV вв.

Политическое соперничество Москвы с Тверью в XIV-XV в

Присоединение русских земель к Москве в XV в

Завершение образования единого Русского государства

Судебник 1497 г.

, довольно рано подчинились киевским правителям, то ветвь кривичей, заселявшая территорию современной Белоруссии (главным центром этой ветви был Полоцк) оставалась независимой.

Как уже указывалось, Владимир сумел завоевать Полоцкую землю до своего вступления на киевский стол.

Во время походов, предпринятых в 981 г., а затем в 992 г., власть Киева распространилась на население наиболее западных областей современной Украины вплоть до границы с Древнепольским государством.

Еще отец Владимира Святослав подчинил своей власти племенной союз вятичей в бассейне реки Оки, но Владимиру пришлось в 981 г. снова ходить на них, когда они отделились от Киева после очередной смены на киевском столе. В 984 г. киевский князь усмирил радимичей.

Реальное слияние всех земель в единое целое. Еще более важно, что в княжение Владимира произошли качественные перемены в отношениях между Киевом и подчиненными ему землями. Внешне перемены нашли отражение в том, что на рубеже X—XI вв. многочисленные сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. Тем самым высший суд и управление переходили здесь в руки киевских наместников, которым должна была подчиняться местная верхушка. Важно, что посылке сыновей Владимира на княжение предшествовало решение о принятии Русью новой, христианской религии. Принятие христианства также было призвано сыграть роль объединяющего начала древнерусского государства, стоит сказать, что ненадолго с этой целью оно справилось.

Места совершения языческого культа были одновременно теми местами, где в присутствии богов, гарантировавших мир между участниками, собирались племенные собрания. Здесь племенная знать приносила богам жертвы, которые должны были обеспечить племени мир и урожай. Обладание этим правом было одним из источников ее силы и могущества. Поэтому утверждение на племенных территориях новой религии должно было привести к централизации власти в руках духовного центра.
  1. Дань и полюдье в Х веке. Вопрос о реформе Ольги в исторической литературе


Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда - на целое племя или государство). Сильная держава обкладывала данью своих младших союзников - вассальные государства.


Состояние данничества – это позорное состояние, при котором покорённые племена или народы платят дань победителям.

От даней надо отличать «полюдье».

Полюдье — это объезд вождём и его приближёнными «своей» территории с экономическими, религиозными, судебными, коммуникативными и другими функциями. На Руси с древнейших времён князья ходили по весне в полюдье.

Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев. Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён.

Олег наложил дань на древлян (по чёрной кунице с дыма), северян (по шелягу), радимичей. После похода 907 года, византийцы платили Руси дань.

В 930 году византийцы перестали платить дань Руси, в ответ Игорь в 941 году совершил неудачный поход на греков. Уже в 944 поход Игоря был более удачлив, но даже несмотря на это, дань с юга стала поступать с меньшим объёмом и русским пришлось искать новые источники.

Были совершены походы на Каспий, ограблен город Берда - возглавил воевода Свенельд.

Святослав подчинил вятичей, которые стали платить дань Киеву.

Владимир Святославич подчинил ятвягов, радимичей, захватил червенские города, с которых также пошла дань.

По легенде Ольга отомстила древлянам и регламентировала сбор дани: полюдье было отменено, заменено повозом.

Теперь дань собиралась в погостах (места и округа для сбора дани, как правило крупные деревни), за сбор отвечали старцы градские. Из погостов дань шла в Киев.

Устанавливались также уроки (размер дани и сама дань в Древней Руси).

Ольга разграничила государственные и собственные доходы, часть дани шла князю на дипломатические и дворцовые расходы, а другая часть дани шла Киеву на содержание дружины, строительство храмов, хозяйственных построек и т.д.

Существует летописный текст «Установление Ольгой уставов и уроков (946-947 гг.)».

По поводу этого текста существовали дискуссии.

В 1937 году советский историк Юшков написал книгу об административной реформе княгини Ольги (установление чёткого размера дани). Юшков и его сторонники поддерживали версию проведения Ольгой административной реформы.

В 80-90-е годы И.Я. Фроянов

выдвинул другую версию, по которой Ольга не вводила ничего нового, а лишь вернулась к старому порядку сбора дани (нормированный сбор дани был и ранее).
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Первые христиане на Руси


В 988 г произошло важнейшее для истории России событие – крещение Руси. (Русь перестала быть языческой страной и стала православной)

Существует точка зрения, что первые христиане на Руси появились в начале IX века.

Это суждение подтверждает «Житие Стефана Суложского» – «в нем говорится о походе новгородского князя на Византию. Русские воины проникли в церковь и начали ее грабить. Русский князь начал биться в конвульсиях, пока всё награбленное не сложили на место. Затем князь пришел в чувство, после этого князь и его бояре крестились»

Но этому тексту также нельзя слепо доверять – возможно, это всего лишь линия удревления христианства.

Также имеется восточный источник – Ибн Хардагпих говорит, что руссы приходят на верблюдах и выдают себя за христиан.

Существует версия, что в 867 году крестились Аскольд и Дир.

Согласно сведениям ряда византийских источников (анонимный продолжатель «Хроники» Феофана), вскоре после нападения росов на Константинополь в 860 г. они обратились к императору Василию I с просьбой креститься. Тогда была крещена дружина русского князя.

В договоре с греками 911 года мы видим, что все русские воины клянутся именем Перуна и Велеса, т.е. все язычники. Так же там по тексту «русские» и «христиане» постоянно противопоставляются.

Однако во второй половине IX века в послании Константинопольского патриарха говорится, что русское племя приняло христианство.

Наличие христиан среди киевлян, соборной церкви святого Илии в Киеве, — всё это говорит нам о наличии признаков раннего христианства на Руси.

В договоре Игоря 944 г. одни приносили клятву по-христиански, другие – по-язычески. После этого о руссах-христианах заговорили и арабские источники.

Сохранилась легенда о крещении княгини Ольги (955 г.). Ольга отправилась в 955 или в 957 году в Константинополь. Её великолепно приняли византийцы, император Константин Багрянородный влюбился в неё, но не смог на ней жениться, так как Ольга была язычницей. Она приняла крещение, крёстным отцом был сам император. После крещения Константин предложил Ольге выйти за него замуж, но не мог на ней жениться, так как был её крёстным отцом. После был приём, на котором Ольге задавали вопросы, о которых мы не знаем, потом был дан званый ужин. На этот ужин были приглашены послы, священники, дружинники, переводчик, торговые люди, люди Святослава.


Существует византийский источник – история Скилицы, согласно которой Ольга приезжала в 957 году.

Возникает вопрос: где приняла крещение Ольга?

У Константина Багрянородного, у Скилицы нет никаких сведений по этому вопросу.

- Шахматов, Голублинский полагали, что Ольга крестилась в Киеве.

- Татищев и Соловьёв полагали, что Ольга крестилась в Константинополе.

Княгиню Ольгу русская православная церковь возвела в ранг святой, и она надолго осталась в памяти народной.
  1. Языческие реформы в Киеве в Х в.


Владимир очень рано начал искать не просто силовые, а и идеологические обручи, которые скрепили бы рыхлое и неустойчивое объединение разноязычных племен.

- языческая реформа (979-980) (в Киеве было устроено языческое капище с идолом Перуна).

Археологические находки свидетельствуют о том, что оно первоначально располагалось в пределах городских укреплений, а затем оно перешло в место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, стал и религиозным центром.

Вокруг Перуна размещались идолы других богов – Стрибог, Даждьбог, Мокошь, Симаргл, Хорс.

Привнесенное Владимиром с варягами язычество – по характеру изображений – пришло с южного берега Балтики.

Заимствованные в варяжском «заморье» изображения разных божеств, предполагали разные функции и должны были удовлетворить религиозные потребности разных племен. Загадкой остается, пожалуй, лишь исключение из пантеона популярного божества Велеса.

У славян отсутствовало понятие «главный бог», равный по значению Зевсу или Юпитеру, но в разные периоды эту функцию выполняли разные божества. До появления государства – Сварог, после 980 г – Перун.

Вместе с реформой языческой религии на Русь впервые пришли и человеческие жертвоприношения.