Файл: Протокол гэк Председатель гэк 20 г. Допущена к защите.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
Распределение прибыли – это составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизам и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, – представляет собой форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль. Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого, а результате производственно – хозяйственной деятельности предприятия [9, с. 22].
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитее его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов по лучшему их использованию. Финансовые результаты о прочей реализации показывают доходы (расходы) от операций, связанных с движением имущества, списанием основных средств с баланса по причине морального износа, сдачей имущества в аренду, аннулирование договоров, прекращением производства и т.п. Прочие внереализационные доходы и расходы включают финансовые результаты, не отражены в предыдущих составляющих прибыли. Их состав достаточно специфичен: это либо случайные, непредвиденные суммы, либо полученные и уплаченные штрафы, связанные с нарушением договорных обязательств. Иными словами, внереализационные доходы компенсируют предприятию прибыль, которая могла быть получена от основной деятельности, если бы все договорные обязательства и сроки платежей соблюдались его партнерами.
Прибыль от реализации, как правило, главная составляющая прибыль отчетного периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. На ее долю приходится в настоящий момент 90-95% общей суммы прибыли до налогообложения. На многих предприятиях она является единственным источником формирования прибыли до налогообложения. В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (90-95%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и независящие от деятельности предприятия, воздействуют, главным образом, на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детального изучению и анализу.
Большую роль в управление прибыли занимает система «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (СУР) или анализ безубыточности. Данный метод еще называют маржинальным анализом, или анализом содействия доходу. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные издержки и использование категорий маржинального дохода.
Рисунок 3 – Функции прибыли
Одной из основополагающих функций, присущих прибыли, выступает функция распределения. Прибыль служит основой финансирования воспроизводственного процесса и подлежит распределению по различным фондам и резервам внутри предприятия. Она же направляется на выплату дивидендов собственникам бизнеса. Ее часть перечисляется в бюджет и обеспечивает пополнение государственной казны, как на федеральном уровне, так и на уровне федеративных субъектов.
В то же время прибыль выполняет не менее важную функцию стимулирования. Ее назначение определяется тем фактом, что прибыль одновременно выступает и в качестве конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, и в роли основного элемента финансовых ресурсов субъекта хозяйствования [13, с. 78].
Как ни крути, предприятие всегда заинтересовано в максимизации извлекаемой прибыли, поскольку от ее величины зависят уплачиваемые дивиденды, финансирование производственное деятельности, социальное развитие организации и материальное поощрение ее работников.
Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия. Необходимо усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли. Из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после уплаты налога на прибыль, предприятие уплачивает некоторые местные налоги.
Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли распределяются между собственниками (акционерами и учредителями) и самой организацией. Распределение прибыли между собственниками выражено выплатой дивидендов за данный период. Дивиденды должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит. После уплаты налогов и выплаты дивидендов распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления - на расширение производства, фонда потребления - на материальное поощрение работников предприятия и резервных фондов, либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисления вышестоящим организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др. Финансовую устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной капитал. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников.
1.3 Факторы формирования прибыли
Прибыль представляет собой конечный результат финансовой деятельности предприятия, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всей организации, то есть составляет основу экономического развития фирмы.
Рисунок 4 – Факторы формирования прибыли
Первую группу составляют те факторы, которые поддаются воздействию со стороны предприятия. Условно их можно отнести к категории внутренних.
В качестве примера подобных факторов можно привести:
-
конкурентоспособность выпускаемой продукции; -
компетентность управленческого звена; -
организация труда и его производительность; -
общий уровень хозяйствования; -
эффективность действующей системы планирования и пр.
Все эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние на величину извлекаемой в результате хозяйственной деятельности прибыли. Они воздействуют на ее величину посредством регулирования объемов и качества выпускаемой и реализуемой продукции, и также контроля уровня затрат и ресурсов, необходимых для хозяйствования.
Вторая группа представлена факторами внешней среды, неподвластными деятельности хозяйствующего субъекта. Примером таких факторов выступают:
-
общая конъюнктура рынка; -
характер потребительского спроса; -
уровень цен на топливно-энергетические и материально-сырьевые ресурсы, потребляемые предприятием в производственном процессе; -
установленные нормы амортизационных отчислений; -
налоговые ставки и пр.
Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки финансовой и производственной деятельности организации. Таким образом характеризует сметы деловой активности и финансовое благополучие фирмы.
За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, местных и региональных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, увеличение общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и расходов, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому характеризует конечный финансовый результат деятельности организации.