Файл: Протокол гэк Председатель гэк 20 г. Допущена к защите.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль [17, с. 22].
Так как основную часть прибыли организации получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения качества, объема, ассортимента, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, эффективности использования производственных ресурсов, уровня цен.
Кроме того, на так же оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между покупателями и поставщиками и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности организации. Это обозначено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат организации, связанных с реализацией и производством своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться стоимость изделия. Увеличение прибыли в условиях постоянства оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат организации на реализацию и производство продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, отраженного в сфере материального производства чистого дохода между организациями и государством, различными отраслями народного хозяйства и фирмами одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между организациями и его сотрудниками.
Деятельность фирмы в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве базового оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность организации в увеличении не сколько общей суммы прибыли, а особенно той ее части, которая остается в распоряжении организации и используется в качестве главного и основного источника средств, направляемых на социальное и производственное развитие, а также на материальное поощрение сотрудников в соответствии с качеством затраченного труда.
Следовательно, прибыль играет основную и решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности сотрудников в достижении высоких результатов работы своей организации. Дальнейшее увеличение стимулирующей и распределительной роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Таким образом, прибыль не рассматриваться в качестве универсального и единственного показателя эффективности производства.
Рисунок 5 – Факторы, влияющие на прибыль
Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу данного полезного эффекта. Находит выражение и в повышении трудоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы отдельных видов продукции в натуральных измерениях. В темпах роста и величине прибыли достаточно неполно отражается изменение эффективности и объема использования оборотных средств и основных фондов.
Дополнительная прибыль должна быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их пользования.
Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Выделяют внутренние и внешние показатели. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самой организации, но многие из них могут оказывать существенное влияние на рентабельность производства и темпы роста прибыли3. К внутренним относятся показатели, которые зависят от трудовой деятельности организации и характеризуют различные стороны работы данной фирмы.
В свою очередь внутренние показатели подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности организации, а производственные показатели отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это предметы труда, средства труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности сотрудников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности трудового дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (потери из-за отходов, затраты материалов на брак).
К интенсивным относятся показатели, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение специализации сотрудников, внедрение прогрессивных технологий, производительности оборудования).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти показатели находятся в тесной зависимости и взаимосвязи.
Начальные показатели производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторов более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, эффективность использования их потребленной части и объем, участвующей в формировании себестоимости.
Следовательно, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно предметы труда, средства труда и сам труд, оцениваются, с одной стороны, как основные начальные показатели увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как базовые первичные, определяющие издержки производства.
Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех начальных показателей производства, которые влияют на прибыль через систему факторов издержек производства и объема промышленной продукции.
1.4 Сравнительная характеристика методик анализа формирования финансовых результатов
В процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
При изучении динамики прибыли для получения более точных и достоверных данных следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Следует отметить, что величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов; как факторов первого уровня (объема продаж, структуры товарной продукции, цен реализации, себестоимости), так и факторов нижних уровней соподчиненности (изменение остатков готовой продукции, качество товарной продукции, рынки сбыта и т.д.). Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии.
В первую очередь необходимо проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (при отсутствии плановых показателей их можно заменить на показатели прошлых (базисных) лет). При изучении динамики прибыли для получения более точных и достоверных данных следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Следует отметить, что величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов; как факторов первого уровня (объема продаж, структуры товарной продукции, цен реализации, себестоимости), так и факторов нижних уровней соподчиненности (изменение остатков готовой продукции, качество товарной продукции, рынки сбыта и т.д.). Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии [19, с. 34].
Закон «О бухгалтерском учете» и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Более подробно этот вопрос освещается во второй главе данной работы. Таким образом, учетная политика, формируется администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (работ, услуг). В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли (факторного анализа прибыли), которая применяется на отечественных предприятиях, методика маржинального анализа позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
Доказать это можно с помощью сравнительного анализа. В нашей стране при анализе прибыли обычно используют модель зависимости суммы прибыли от объема реализации, цены и себестоимости единицы продукции. При этом предполагается, что все факторы изменяются не в общей совокупности, в по отдельности, независимо друг от друга. Этот подход является не совсем точным и неполно учитывающим взаимосвязи между факторами, тогда как при изменении объемов производства (реализации) продукции изменяется всегда в обратную сторону себестоимость единицы продукции. Эта взаимосвязь не была учтена в российской модели факторного анализа прибыли.
Таким образом, можно сказать о некотором преимуществе методики маржинального анализа, позволяющей исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости.
Использование ее в финансовом менеджменте отечественных предприятий даст возможность более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это возможно только при условии деления затрат на постоянные и переменные, т.е. на основе учета издержек предприятий по системе директ-костинг. Пожалуй, самым изящным и эффективным методом решения взаимосвязанных задач, а если брать шире - финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемый также анализом безубыточности или анализом «издержки-объем-прибыль» (CVP), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объема производства (сбыта).
Данная методика базируется на изучении соотношения между тремя вышеперечисленными группами важнейших экономических показателей и прогнозирования величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Анализ CVP служит для ответа на важные вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех основных этапах его денежного оборота. Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Следует отметить, что методика операционного анализа тесно связана с методикой маржинального анализа, так как в основу данной методики положено деление затрат на постоянные и переменные и также используется категория маржинального дохода (валовой маржи). Использование механизма производственного левериджа (операционного рычага), целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.