Файл: Огэ2022 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 608
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример 2: «Пётр сравнил себя со своим одноклассником: «Матвей хорошо решает примеры, а я нет». Мальчик задумался над этим и стал внимательно изучать данный вопрос с разных сторон, искать причины, в надежде дойти до истины».
Осуществляемые действия: на первом этапе основной метод такого самопознания – самонаблюдение. На втором этапе - углублённое самоисследование.
24. 1)
человек, когда познаёт себя, раскрывает лучшие стороны своей личности и это может помочь ему в выборе профессии или рода деятельности; 2) человек изучает свои недостатки и пытается их исправить.
21. 1)
Понятие «общество». 2) Термин «общество» с точки зрения социолога. 3) Термин «общество» с точки зрения экономистов.
22. 1) ответ на первый вопрос: о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. 2) ответ на второй вопрос: «социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность.» 3) ответ на третий вопрос: а) Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей; б) «Общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.
23. 1) базовая проблема: процессы, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные;
2)
экономисты – изучают данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения недостаточного количества товаров и услуг; социологи - интересуют человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах; 3) политолог - противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти.
24. 1)
Любые социальные процессы можно рассматривать с различных позиций, представителям различных наук интересен свой спектр вопросов. 2) Сложность социальных процессов можно объяснить только в совокупности данных различных наук.
21. 1)
Научные достижения наших учёных. 2) Возможности современного человека в борьбе с болезнями, улучшение быта.
3) Изобретение компьютера, исследование Солнечной системы. 4) Изменение позиции человека в отношениях с Природой.
22. 1) с оборонительных позиций человек стремительно перешёл на позиции властелина и диктатора;
2) роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою собственную жизнь; 3) а) общая теория относительности; б) теория расширяющейся Вселенной; в) открытие секрета происхождения элементов; г) победа над многими болезнями; д) изобретение компьютера; е) освоение ядерной энергии.
23. 1) позитивные последствия: а) строительство дорог, городов способствует развитию территории, улучшает качество жизни населения; б) строительство дорог привело к облегчению связей между различными районами, люди получили больше возможностей общаться; 2) негативные последствия: а) строительство городов привело к высокой концентрации населения в одном месте, что сказывается на здоровье людей, экологической ситуации в целом; б) строительство дорог и городов может оказывать негативное влияние на исторические, культурные и природные памятники.
24. 1) человек уже обладает огромным арсеналом средств для уничтожения всякой жизни на Земле, он должен осознавать возможные негативные последствия своих действий; 2) развивая науку и технику, человек должен прогнозировать риски своих открытий и достижений, чтобы не наносить вреда обществу и природе.
Человек живёт в определённой…
У каждого человека, помимо…
Общество в определённой мере…
Психическое и физиологическое…
21. 1) борьба человечества с загрязнением природной среды; 2) важность сохранения культурной среды
(проблема нравственной экологии); 3) знание истории — условие развития человека (значение культурной среды для человека).
22. 1)
Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. 2) а) человек воспитывается в определённой культурной среде, усваивает нормы и образцы поведения; б) только в культурной среде человек может выработать жизненные принципы, ценности, идеалы; в) благодаря культурной среде человек вбирает прошлое своих предков. 3) природа необходима человеку для его биологической жизни.
23. 1)
нравственная экология подразумевает сохранность моральных ценностей, степень соблюдения членами общества моральных норм. 2) а) соблюдение и уважение моральных норм обеспечивает взаимопонимание членов общества, помогая в определённых ситуациях предотвращать конфликты; б) моральные нормы и ценности влияют на формирование личности человека, определение им жизненных принципов и целей.
24.
Согласен(-на). а) культурная среда столь же необходима для развития и существования человечества, как и природная среда; б) потеря социальности человека равносильна, по сути, его уничтожению как вида.
21. 1)
Значение большой личностной цели; 2) Отношение к маленьким целям; 3) Надличностная цель;
4)
Любовь в жизни человека.
22. 1)
Для того, чтобы риск неудач был сведён до минимума. 2) Их нужно осознавать, как «попутные»,
«небольшие», чтобы в случае чего даже не очень обратить внимание на свои «неудачи»; 3) приносить как можно больше пользы людям.
23. 1) пример непосредственной помощи: Мэр города встретился с талантливыми учениками школы и подарил им планшеты 2) пример «издали», не видя их», допустим: организация перечислила деньги на строительство детского онкологического центра; 3) объяснение, например: оказывающий помощь не всегда знает, дойдет ли помощь, нет ответной благодарности.
24.
Не согласен(-на). 1) Человек существо не только материальное, но и духовное. Развитие только материальной сферы препятствует полноценному, гармоничному развитию личности. (любовь, дружба)
2) важную роль в жизни человека играют эмоции и чувства. Не всё можно купить или продать. Патриотизм, чувство собственного достоинства и правоту не пересчитать в материальные блага. В любой войне можно было бы "откупиться" от агрессора, но он свои идеи ставит выше денег, как и народ ставит выше денег свою свободу и право выбора.
21. 1)
Противоречивость воздействия общества на природу. 2) Сопротивление природы воздействию человека 3) Результаты материальной деятельности человека в ХХ в.
22. 1)
Масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу, усугубили экологическую ситуацию; 2) представляет собой единство созидания и разрушения; 3) По мнению автора, в нарастании сопротивления природы кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.
23. 1)
Два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость.
2) если не будет меры в вырубке леса, возможно такое последствие, как исчезновение определенных видов фауны и флоры.
24. 1)
Человечество должно отказаться от практики хищнического, несогласованного использования богатств природы; 2) Перейти к практике возобновления и сохранения природных ресурсов: сажать леса, строить водоемы, обустраивать туристические маршруты, лечить больные деревья, убирать мусор, участвовать в очистке водоемов. 3) Разработка государственных мер по охране окружающей среды.
21. 1) различия в социальных статусах подростков и родителей; 2) экономический статус тинэйджеров;
3) причины жизненных ошибок тинэйджеров.
22. 1) они не имеют значительных прав, но многое уже могут осуществлять сами по психологическим, физиологическим, физическим основаниям; 2) а) подростки чаще взрослых начинают употреблять наркотики; б) подростки, стремясь казаться взрослее, начинают употреблять алкоголь и курить; в) подростки рано начинают половую жизнь; г) подростки втягиваются в криминальную среду; д) подростки бросают школу; 3) подростки имеют меньший объем прав и обязанностей по сравнению со взрослыми, их ролевой диапазон ограничен.
23. 1) подросток уже в 14 лет получает общегражданский паспорт; 2) подросток может наследовать имущество; 3) подросток может устраиваться на временную работу; 4) подросток может выступать в качестве потребителя.
24. 1) школа ассоциируется у подростков с детством, так как им объясняют жизнь учителя, подростки полагают, что их считают незрелыми, не готовыми к самостоятельной жизни, что их только готовят к вступлению во взрослую жизнь; 2) а) недополучает необходимые ему знания и опыт; б) сужает для себя поле дальнейшей профессиональной деятельности; в) может быть втянут в криминальную среду.
Можно заметить некоторую условность…
Под угрозой сейчас находится…
Природа выступает для человека…
Начнём с вопроса: как личность развивается?
21. 1)
Признаки и виды глобальных проблем; 2) Опасность неочевидных для общества глобальных проблем.
22. 1) ответ на первый вопрос: «Есть вопросы, постоянно волнующие человечество во всех концах планеты
(«глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными»; 2) ответ на второй вопрос: «…к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества»;
3) проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема.
23. 1) о минерально-сырьевом кризисе: общественное производство пока удовлетворяет большинство материальных потребностей людей, многие из которых пока не столкнулись ни с какими ограничениями;
2)
о проблеме демографического взрыва: во многих регионах мира наблюдается обратная тенденция - сокращение численности населения; 3) о проблеме материального и культурного разрыва между развитыми и развивающимися странами: многие люди, как в развитых, так и в развивающихся странах, никогда не сталкивались с иным уровнем жизни и не могут себе представить масштабов разрыва.
24. 1) автор понимает остроту и опасность глобальных проблем для судеб человечества, он обеспокоен тем, что общество не осознает глубину и опасность ряда глобальных проблем; 2) общество должно последовательно осуществлять практику мирного сосуществования и разоружения государств, природоохранную деятельность; наиболее развитые страны должны помогать менее развитым странам преодолевать их технико-экономическую отсталость и т.п.
21. 1)
Угроза нарушения экологического равновесия (Современный экологический кризис) 2) Последствия неконтролируемого роста производства и потребления 3) Научно-техническая революция
22. 1) производить как можно больше пищи и сырья; 2) потому что он нарушает экологическое равновесие и непоправимо сокращает жизнеобеспечивающую ёмкость планеты; 3) причина возникновения: человек понял, что может «эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире»
23. 1) освоение космического пространства (это расширило представления человечества о Вселенной, позволило укрепить веру в возможности человека); 2) появление и широкое распространение компьютеров
(расширились возможности научных исследований, коммуникации, обработки и сохранения информации);
3) появление Интернета (весь мир связан системой коммуникации).
24. 1)
Дикая природа является традиционным источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов; их произведения – важный элемент духовной культуры общества и духовной жизни человека.
2)
Дикая природа необходима человеку для духовной жизни, так как от нее он получает эстетическое наслаждение. 3) Общение с дикой природой помогает человеку ощутить свое единство с ней и развить в себе такие качества, как гуманизм и ответственность. 4) Для современных людей, многие из которых проживают в крупных городах, общение с дикой природой – возможность отдохнуть, обрести гармонию.
Осуществляемые действия: на первом этапе основной метод такого самопознания – самонаблюдение. На втором этапе - углублённое самоисследование.
24. 1)
человек, когда познаёт себя, раскрывает лучшие стороны своей личности и это может помочь ему в выборе профессии или рода деятельности; 2) человек изучает свои недостатки и пытается их исправить.
21. 1)
Понятие «общество». 2) Термин «общество» с точки зрения социолога. 3) Термин «общество» с точки зрения экономистов.
22. 1) ответ на первый вопрос: о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. 2) ответ на второй вопрос: «социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность.» 3) ответ на третий вопрос: а) Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей; б) «Общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.
23. 1) базовая проблема: процессы, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные;
2)
экономисты – изучают данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения недостаточного количества товаров и услуг; социологи - интересуют человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах; 3) политолог - противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти.
24. 1)
Любые социальные процессы можно рассматривать с различных позиций, представителям различных наук интересен свой спектр вопросов. 2) Сложность социальных процессов можно объяснить только в совокупности данных различных наук.
21. 1)
Научные достижения наших учёных. 2) Возможности современного человека в борьбе с болезнями, улучшение быта.
3) Изобретение компьютера, исследование Солнечной системы. 4) Изменение позиции человека в отношениях с Природой.
22. 1) с оборонительных позиций человек стремительно перешёл на позиции властелина и диктатора;
2) роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою собственную жизнь; 3) а) общая теория относительности; б) теория расширяющейся Вселенной; в) открытие секрета происхождения элементов; г) победа над многими болезнями; д) изобретение компьютера; е) освоение ядерной энергии.
23. 1) позитивные последствия: а) строительство дорог, городов способствует развитию территории, улучшает качество жизни населения; б) строительство дорог привело к облегчению связей между различными районами, люди получили больше возможностей общаться; 2) негативные последствия: а) строительство городов привело к высокой концентрации населения в одном месте, что сказывается на здоровье людей, экологической ситуации в целом; б) строительство дорог и городов может оказывать негативное влияние на исторические, культурные и природные памятники.
24. 1) человек уже обладает огромным арсеналом средств для уничтожения всякой жизни на Земле, он должен осознавать возможные негативные последствия своих действий; 2) развивая науку и технику, человек должен прогнозировать риски своих открытий и достижений, чтобы не наносить вреда обществу и природе.
Человек живёт в определённой…
У каждого человека, помимо…
Общество в определённой мере…
Психическое и физиологическое…
21. 1) борьба человечества с загрязнением природной среды; 2) важность сохранения культурной среды
(проблема нравственной экологии); 3) знание истории — условие развития человека (значение культурной среды для человека).
22. 1)
Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. 2) а) человек воспитывается в определённой культурной среде, усваивает нормы и образцы поведения; б) только в культурной среде человек может выработать жизненные принципы, ценности, идеалы; в) благодаря культурной среде человек вбирает прошлое своих предков. 3) природа необходима человеку для его биологической жизни.
23. 1)
нравственная экология подразумевает сохранность моральных ценностей, степень соблюдения членами общества моральных норм. 2) а) соблюдение и уважение моральных норм обеспечивает взаимопонимание членов общества, помогая в определённых ситуациях предотвращать конфликты; б) моральные нормы и ценности влияют на формирование личности человека, определение им жизненных принципов и целей.
24.
Согласен(-на). а) культурная среда столь же необходима для развития и существования человечества, как и природная среда; б) потеря социальности человека равносильна, по сути, его уничтожению как вида.
21. 1)
Значение большой личностной цели; 2) Отношение к маленьким целям; 3) Надличностная цель;
4)
Любовь в жизни человека.
22. 1)
Для того, чтобы риск неудач был сведён до минимума. 2) Их нужно осознавать, как «попутные»,
«небольшие», чтобы в случае чего даже не очень обратить внимание на свои «неудачи»; 3) приносить как можно больше пользы людям.
23. 1) пример непосредственной помощи: Мэр города встретился с талантливыми учениками школы и подарил им планшеты 2) пример «издали», не видя их», допустим: организация перечислила деньги на строительство детского онкологического центра; 3) объяснение, например: оказывающий помощь не всегда знает, дойдет ли помощь, нет ответной благодарности.
24.
Не согласен(-на). 1) Человек существо не только материальное, но и духовное. Развитие только материальной сферы препятствует полноценному, гармоничному развитию личности. (любовь, дружба)
2) важную роль в жизни человека играют эмоции и чувства. Не всё можно купить или продать. Патриотизм, чувство собственного достоинства и правоту не пересчитать в материальные блага. В любой войне можно было бы "откупиться" от агрессора, но он свои идеи ставит выше денег, как и народ ставит выше денег свою свободу и право выбора.
21. 1)
Противоречивость воздействия общества на природу. 2) Сопротивление природы воздействию человека 3) Результаты материальной деятельности человека в ХХ в.
22. 1)
Масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу, усугубили экологическую ситуацию; 2) представляет собой единство созидания и разрушения; 3) По мнению автора, в нарастании сопротивления природы кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.
23. 1)
Два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость.
2) если не будет меры в вырубке леса, возможно такое последствие, как исчезновение определенных видов фауны и флоры.
24. 1)
Человечество должно отказаться от практики хищнического, несогласованного использования богатств природы; 2) Перейти к практике возобновления и сохранения природных ресурсов: сажать леса, строить водоемы, обустраивать туристические маршруты, лечить больные деревья, убирать мусор, участвовать в очистке водоемов. 3) Разработка государственных мер по охране окружающей среды.
21. 1) различия в социальных статусах подростков и родителей; 2) экономический статус тинэйджеров;
3) причины жизненных ошибок тинэйджеров.
22. 1) они не имеют значительных прав, но многое уже могут осуществлять сами по психологическим, физиологическим, физическим основаниям; 2) а) подростки чаще взрослых начинают употреблять наркотики; б) подростки, стремясь казаться взрослее, начинают употреблять алкоголь и курить; в) подростки рано начинают половую жизнь; г) подростки втягиваются в криминальную среду; д) подростки бросают школу; 3) подростки имеют меньший объем прав и обязанностей по сравнению со взрослыми, их ролевой диапазон ограничен.
23. 1) подросток уже в 14 лет получает общегражданский паспорт; 2) подросток может наследовать имущество; 3) подросток может устраиваться на временную работу; 4) подросток может выступать в качестве потребителя.
24. 1) школа ассоциируется у подростков с детством, так как им объясняют жизнь учителя, подростки полагают, что их считают незрелыми, не готовыми к самостоятельной жизни, что их только готовят к вступлению во взрослую жизнь; 2) а) недополучает необходимые ему знания и опыт; б) сужает для себя поле дальнейшей профессиональной деятельности; в) может быть втянут в криминальную среду.
Можно заметить некоторую условность…
Под угрозой сейчас находится…
Природа выступает для человека…
Начнём с вопроса: как личность развивается?
21. 1)
Признаки и виды глобальных проблем; 2) Опасность неочевидных для общества глобальных проблем.
22. 1) ответ на первый вопрос: «Есть вопросы, постоянно волнующие человечество во всех концах планеты
(«глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными»; 2) ответ на второй вопрос: «…к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества»;
3) проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема.
23. 1) о минерально-сырьевом кризисе: общественное производство пока удовлетворяет большинство материальных потребностей людей, многие из которых пока не столкнулись ни с какими ограничениями;
2)
о проблеме демографического взрыва: во многих регионах мира наблюдается обратная тенденция - сокращение численности населения; 3) о проблеме материального и культурного разрыва между развитыми и развивающимися странами: многие люди, как в развитых, так и в развивающихся странах, никогда не сталкивались с иным уровнем жизни и не могут себе представить масштабов разрыва.
24. 1) автор понимает остроту и опасность глобальных проблем для судеб человечества, он обеспокоен тем, что общество не осознает глубину и опасность ряда глобальных проблем; 2) общество должно последовательно осуществлять практику мирного сосуществования и разоружения государств, природоохранную деятельность; наиболее развитые страны должны помогать менее развитым странам преодолевать их технико-экономическую отсталость и т.п.
21. 1)
Угроза нарушения экологического равновесия (Современный экологический кризис) 2) Последствия неконтролируемого роста производства и потребления 3) Научно-техническая революция
22. 1) производить как можно больше пищи и сырья; 2) потому что он нарушает экологическое равновесие и непоправимо сокращает жизнеобеспечивающую ёмкость планеты; 3) причина возникновения: человек понял, что может «эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире»
23. 1) освоение космического пространства (это расширило представления человечества о Вселенной, позволило укрепить веру в возможности человека); 2) появление и широкое распространение компьютеров
(расширились возможности научных исследований, коммуникации, обработки и сохранения информации);
3) появление Интернета (весь мир связан системой коммуникации).
24. 1)
Дикая природа является традиционным источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов; их произведения – важный элемент духовной культуры общества и духовной жизни человека.
2)
Дикая природа необходима человеку для духовной жизни, так как от нее он получает эстетическое наслаждение. 3) Общение с дикой природой помогает человеку ощутить свое единство с ней и развить в себе такие качества, как гуманизм и ответственность. 4) Для современных людей, многие из которых проживают в крупных городах, общение с дикой природой – возможность отдохнуть, обрести гармонию.