Файл: Огэ2022 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 601
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Социальный контроль» является…
Социологи используют термин…
В современном обществознании…
Семья <в России> скреплялась…
21. 1) сущность социального контроля; 2) несколько «кругов» контроля; 3) социальный контроль в профессиональной сфере; 4) социальный контроль в ближайшем окружении человека.
22. 1) различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. 2) Два круга: а) политико-юридическая система; б) мораль, обычаи и нравы. 3) Неформальный контроль осуществляют коллеги и сотрудники в целях проверки соблюдения принятого в профессиональной среде «специального кодекса поведения».
23. 1)
Особенность: лишён формальных средств принуждения. 2) Авторское обоснование: здесь индивид имеет наиболее важные социальные связи. 3) Примеры: а) родители проверяют, как сын-школьник выполнил домашнее задание по физике; б) родители узнают, как их ребёнок проводит время в течение дня, с кем он дружит, кто родители его друзей.
24. 1) в обществе существуют принятые нормы, и их выполнение необходимо контролировать; 2) контроль делает поведение людей в обществе предсказуемым.
21. 1)
Понятие «нуклеарная семья»; 2) Изменение правовых слов семейных отношений; 3) Роль семьи и экономики; 4) Кризис семьи в современном обществе.
22. 1)
Это понятие обозначает семью, состоящую только из супружеской пары и их детей; 2) патриархальная и демократическая; 3) а) Производственная; б) Образовательно-воспитательная.
23. 1)
Переход к индустриальному производству, к промышленным технологиям. 2) а) работа супругов и взрослых детей на различных предприятиях; б) возможность удовлетворять бытовые потребности вне дома через сферу общественных бытовых услуг (мастерские, прачечные и т.п.).
24.
Согласен(-на). 1) в современном обществе возрастает число молодых людей, готовых и способных вести самостоятельную внесемейную жизнь; 2) меньшее значение, чем раньше, имеет семья и в жизни пожилых людей: социальное обеспечение человека в старости все в большей степени берет на себя государство.
21. 1)
Типы семьи; 2) Изменения семьи в современном обществе; 3) Функции семьи в прошлом и современном обществе; 4) Социологическая оценка изменений.
22. 1) нуклеарная и расширенная; 2) демократический тип семьи характеризуется независимым правам каждого члена семьи, включая детей; 3) а) Производственная; б) Образовательно-воспитательная.
23. 1)
Переход к индустриальному производству, к промышленным технологиям. 2) а) работа супругов и взрослых детей на различных предприятиях; б) возможность удовлетворять бытовые потребности вне дома через сферу общественных бытовых услуг (мастерские, прачечные и т.п.).
24.
Согласен(-на). 1) в современном обществе возрастает число молодых людей, готовых и способных вести самостоятельную внесемейную жизнь; 2) меньшее значение, чем раньше, имеет семья и в жизни пожилых людей: социальное обеспечение человека в старости все в большей степени берет на себя государство.
21. 1.
Патриархальный характер семьи; 2. Роль женщины в семье; 3. Роль мужчины в семье
22. 1)
Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок;
2) в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причём открыто, при детях; 3) а) Пользовались уважением и доверием жены и детей; б) Старшинство в решении всех вопросов; в) был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, т.е. земельного общества, семьи и местной власти; г) ведал главными сельхозработами строительством.
23. 1) экономическая (например, супруги Ивановы решили поместить часть сбережений в сберегательный банк для обеспечения стабильного дохода от банковского процента); 2) репродуктивная (например, в семье
Сколовых родились близнецы); 3) рекреационная (например, супруги Кадовы с детьми любят проводить выходные на даче, проводя много времени на открытом воздухе).
24. 1)
Очень важна эмоционально-психологическая поддержка семьи; 2) Семья играет главную роль в социализации детей
Средний класс – часть общества…
Быть отцом в наше время…
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 24
Часть населения, имеющая…
Обычай – эта самая древняя…
21. 1) смысл понятия «средний класс»; 2) группы населения, относящиеся к среднему классу; 3) критерии выделения среднего класса; 4) социальные функции среднего класса.
22. 1) а) объективные; б) субъективное восприятие человеком своего положения; 2) добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения; 3) средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
23. 1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну; 2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка; 3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.
24. 1) представители среднего класса достаточно образованны, чтобы понимать значение гражданского общества; 2) представителям среднего класса необходимо защищать свою собственность и положение в обществе; 3) представители среднего класса много путешествуют, могут сравнивать жизнь в разных странах, хотят привнести лучшее, что достигнуто другими странами.
21. 1) авторитет отца в современной семье; 2) роль отца в воспитании детей; 3) положительный пример отца; 4) участие современных мужчин в семейных делах.
22. 1)
а) в настоящее время отец уже не имеет «наследственного» авторитета; б) очень велик авторитет матери; 2) а) отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка; б) он в семье свободнее, так как на труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери; 3) Тон приказа или распоряжения.
23. 1)
Совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи. (Например, Супруги К. на семейном совете приняли совместное решение, связанное с семейным бюджетом); 2) Экономическая независимость и самостоятельность супругов. (Например, оба супруга К. работают и получают заработную плату, жена экономически независима от мужа).
24. 1) значительную роль семьи подтверждает стремление определять детей-сирот не в специализированные государственные учреждения, а в приёмные семьи; 2) во многих семьях растёт внимание к воспитанию детей, родители всё чаще стремятся получить педагогические знания.
21. 1)
Понятие «социальная группа»; 2) Социальная структура — совокупность социальных групп;
3)
Взаимодействия социальных групп и их формы.
22. 1) общие интересы; сходные и устойчивые общественные условия; схожие проблемы жизнедеятельности; схожие представления; 2) совокупность социальных групп — это социальная структура; 3) Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе.
23. 1) формы, направленные на сближение интересов: партнёрства, союзы, компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива. 2) могут быть приведены следующие примеры: а) деятельность экологической организации по установке контейнеров для сортировки мусора и переработке вторичного сырья (мирная инициатива); б) разрешение конфликта между друзьями путем переговоров и мирных уступок (компромисс); в) диалог и заключение договора между работниками и работодателем для решения общей проблемы (партнерство).
24.
Согласен(-на). 1) делается упор на такой критерий различения социальных групп, как несовпадение представлений об обществе, направлениях его развития, интересов. 2) не приведены показатели различия социальных групп, связанные с собственностью и доходами
21. 1)
Характеристика обычая как формы права; 2) Причины формирования правовых обычаев; 3) Сущность понятия «деловой оборот».
22. 1) а) Обычай – эта самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой, которая придавала ей общеобязательный характер; б) неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей; 2) а) Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений; б) Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют; 3) сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг, принятых в бизнес-сообществе.
23. 1) дипломатический этикет (соблюдение правил дипломатического протокола при приеме делегаций, ведении переговоров с иностранными державами); 2) обычай делового оборота (необязательно наличие оттиска печати на фирменном бланке).
24. 1) поведение человека включает большое число различных незначительных эпизодов, действий, которое невозможно предусмотреть законами; 2) закон способен контролировать только основные, наиболее важные стороны жизни людей, то, что призвано гарантировать и обеспечить государство;
3) существует широкая сфера частной, непубличной жизни человека, которая не может быть в деталях объектом государственного регулирования.
Любому акту познания, общения…
Социальные отклонения играют…
Мы видим, что население расслаивается…
Каждый из нас несёт в себе…
21. 1)
Психологические установки и стереотипы сознания. 2) Восприятие чужих нравов и обычаев.
3)
Влияние воспитания на поведение. 4) Опасность этнических предубеждений.
22. 1) ответ на первый вопрос: стереотипом называют предвзятое мнение о качествах людей и явлений;
2) ответ на второй вопрос: человек выводит стереотип из стандартных суждений и ожиданий; 3) ответ на третий вопрос: стереотип помогает человеку ориентироваться в жизни и определённым образом направляет его поведение.
23. 1) ответ на вопрос: установка – это определённое направление личности, состояние готовности к какой- либо деятельности; 2) а) примеры ситуаций, когда установка способствует успеху деятельности человека: ученица музыкальной школы Марина принимала участие в конкурсе пианистов, у неё были достойные соперники, но Марина была уверена в своих силах и выиграла конкурс; б) обрекает деятельность на неудачу, допустим: Роман был уверен, что у него нет способностей к изучению языков, поэтому при первых же трудностях на курсах английского языка он прекратил занятия.
24. 1)
Этнические различия могут восприниматься без предубеждений, если уважительно относиться к людям, ценить их индивидуальность; 2) Этнические различия могут восприниматься без предубеждений, если знакомиться с культурой других этнических групп, пытаться понять особенности их менталитета;
3)
Этнические различия могут восприниматься без предубеждений, если интересоваться историей как своего народа, так и других.
21. 1)
Противоречивая роль социальных отклонений. 2) Условия успешного функционирования общества.
3)
Отклонения как способ адаптации культуры к изменениям общества. 4) Механизм создания новых культурных норм.
22. 1) социальный порядок и предсказуемое поведение членов общества; 2) люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка;
3) а) отклоняющееся от старых, привычных норм поведения небольшого числа людей; б) преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащие новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей; в) усвоение членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы; г) поведение на основе новых норм перестаёт быть отклоняющимся.
23. 1)
Алкоголизм. В России на душу населения производится 14,5л алкоголя, а критический индикатор 8.
Чрезмерное употребление алкоголя приводит к разрушению личности, социальному паразитизму, влияет на сокращение продолжительности жизни и т.д., что создает угрозу стабильности общества.
2)
Проституция. Из-за этого явления может измениться система ценностей общества, так как её считают наиболее простым и перспективным способом добывания средств существования. Это также может создать угрозу стабильности общества. 3) Обостренное чувство жалости. Люди занимаются социальным предпринимательством и благотворительностью, волонтерством, спасая жизни и вовлекая в это множество других людей, которые в процессе становятся более отзывчивыми к чужой беде. Как следствие этого, поддержание стабильности общества. Пример: Волонтерский поисковой отряд, например, «Лиза Алерт», который безвозмездно ищет потерявшихся людей.
24. 1) массовые акции социального протеста разрушают общественный порядок и могут привести к разрушению социального строя; 2) массовые проявления криминального поведения угрожают благополучию граждан и общества в целом.
21. 1)
Многообразие социальных групп и различие их исторической роли. 2) Признаки (критерии) определения наиболее важных групп населения. 3) Наиболее значимые группы населения. 4) Семья и её особая роль.
22. 1) не все группы имеют одинаково важную историческую роль; 2) охватывают большее число членов; наиболее организованы; наиболее солидарны внутри; 3) а) характер семейного уклада, семейной организации, в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп; б) семья формирует ум, волю, характер ребёнка.
23. 1) в государстве Z парламент запретил продажу алкогольных напитков и сигарет лицам младше 21 года; соответствующие государственные органы наказывают предпринимателей, нарушающих этот запрет;
2) в государстве Z установлено обязательное для всех детей до 18 лет среднее образование; 3) в государстве Z проводится политика поддержки семьи: при рождении детей родители получают денежные пособия и различные льготы, медицинское обслуживание и среднее образование детей бесплатны.
24. 1) представители одной профессии, объединившись в союзы (профсоюзы, ассоциации и т.п.), отстаивают свои интересы и права своей группы;