Файл: Огэ2022 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 600
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) профессиональные группы устанавливают определённые нормы и стандарты в своей сфере; 3) профессиональные группы популяризируют свою профессию, добиваясь общественного признания и повышения престижа профессии.
21. 1) понятие «этнос»; 2) влияние природной среды на материальные стороны жизни народа; 3) влияние природной среды на духовную жизнь этноса; 4) влияние среды на этническое самосознание; 5) споры ученых о роли природной среды в развитии этноса.
22. 1) поведение, речь, традиции; 2) осознание людьми своей принадлежности к данному народу;
3) в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.
23. 1) представители российского этноса расселяются на обширной территории Среднерусской равнины,
Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. (общность территории); 2) для всех народов, входящих в состав российского этноса, общим является русский язык (общность языка); 3) только в ХХ веке население указанных территорий пережило войны, революции, коренные изменения социально-экономической и политической модели развития (общность исторической судьбы); 4) говорят об особенностях сознания и мировосприятия россиян, им присуще чувство национального достоинства (этническое самосознание).
24.
Выбор первой точки зрения (об определяющем влиянии природы на развитие этносов). 1) природная среда (климат, наличие или отсутствие полезных ископаемых) прямо влияет на хозяйственную жизнь народа, от которой зависит процветание общества; 2) в зависимости от географических особенностей территории проживания этноса развиваются (на морском побережье, в центре материка) развиваются те или иные пути сообщения, связи с другими народами; 3) географические факторы оказывают влияние на сам ход исторического развития народа (климатические условия, особенности ландшафта повлияли на исход многих битв); 4) нынешнее неблагоприятное состояние окружающей среды непосредственно влияет на развитие народов.
Люди, говорящие на одном…
В семье ребёнок усваивает…
Каждое общество ценит…
Социальный конфликт – это столкновение…
21. 1) близость между людьми, говорящими на одном языке; 2) несовпадение языковой, государственной и расовых групп; 3) корпоративная солидарность людей одной профессии;
4) расслоение по степени богатства.
22. 1)
Названы следующие 5 видов расслоения общества: а) языковое; б) государственное; в) расовое; г) профессиональное; д) имущественное. 2) Ответ на первый вопрос: «Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования». 3) Ответ на второй вопрос: «Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы».
23. а) у русскоязычных людей общее построение фраз и общие шутки, они понимают юмор друг друга, легко синхронизируются, следовательно, они чувствуют себя более близкими, чем если бы это был русскоязычный подросток и англоязычный, у которых разное построение фраз, разное мышление, они будут чувствовать себя менее близкими; б) россияне говорят на русском, а немцы на немецком;
в) на английском языке говорят и белые американцы, и афроамериканцы.
24.
Согласен(-на). 1) различные профессии имеют различную общественную ценность. Поэтому чем выше общественная ценность, тем выше имущественное положение человека. Например, профессия финансиста или программиста; 2) некоторые профессии требуют от человека достаточно редких способностей, которыми большинство людей не обладает, естественно овладев такой профессией человек имеет довольно высокое имущественное положение (актер, спортсмен).
21. 1) ребенок и моральные ценности; 2) факторы неблагополучной семейной жизни; 3) отклоняющееся поведение в семье; 4) изменения системы норм и правил.
22. 1) развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся; 2) сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье; 3) «В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу.»
23. 1)
Армия. Например, пройдя срочную службу в рядах ВС РФ Иван стал более дисциплинированным, ответственным, научился обращаться с огнестрельным оружием; 2) Школа. Например, Федор закончил обучение в школе, в ходе которого он освоил базовые знания по основным наукам, сформировал необходимые в жизни умения — писать, считать, рассуждать и т.д.;
3) Спортивная секция. Иван посещает секцию по волейболу, благодаря которой у него сформировались важнейшие коммуникативные умения — работа в команде, быстрое понимание партнеров, кроме того, он развил в себе такие качества как упорство, уверенность в своих силах, стремление к победе.
24. 1)
Отклоняющееся поведение заразительно и может найти поклонников и последователей. Например, если отклоняющееся поведение положительного характера, то оно впоследствии окажет влияние на стабильное положение общества. 2) Отклоняющееся поведение в семье можно вызвать психологическую нестабильность ребенка, а затем и личности, что будет опасно для безопасности в обществе.
21. 1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе; 2) социальные нормы и ожидания окружающих; 3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;
4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.
22. 1) автор характеризует социализацию как двусторонний, разнонаправленный процесс, в ходе которого усваиваются и развиваются определённые качества личности. 2) методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше. 3) ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей.
23. 1)
Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля. 2) Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры
«Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
24. 1) патриотизм (важно, чтобы человек любил своё Отечество, гордился его традициями, работал на его процветание); 2) ответственность за свои поступки (необходимо, чтобы граждане уважали законы страны и соблюдали их, осознанно относились к своим действиям, понимали и оценивали их последствия).
21. 1.
Сущность и причины социальных конфликтов. 2. Этапы развития конфликта: 2.1. Возникновение конфликтной ситуации. 2.2. Разрастание конфликта. 2.3. Завершение конфликта. 3. Значение конфликтов для людей и общества в целом: 3.1. Разрядка психологической напряжённости в противоборствах.
3.2. Лучшая диагностика своих и чужих интересов. 3.3. Профилактика застоя, стимуляция развития личности. 4. Негативные последствия конфликта: 4.1. Психологический дискомфорт и разрушение личности. 4.2. Нарушение системы социальных связей. 4.3. Разрушение социальных общностей и группового единства.
22. 1)
Социальный конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, взглядов противоборствующих сторон. 2) Социальные конфликты, как правило, вызваны несовпадением экономических, политических, духовных интересов общественных сил, а также социальным неравенством.
3)
Разрядка психологической напряжённости в противоборствах. Лучшая диагностика своих и чужих интересов. Профилактика застоя, стимуляция развития личности.
23. 1)
Установление конкретных причин проявившейся напряжённости в отношениях сторон. 2) Честная диагностика своих и чужих интересов, ценностей, целей. 3) Переведение энергии участников их состояния соперничества в состояние сотрудничества. 4) Установление границ поведения, дозволенного сторонам.
24. 1)
Конфликт интенсифицирует развитие личности, служит профилактике застоя. 2) Конфликт обнажает теневые стороны развития, которых раньше не хотели признавать.
Жители Земли разделены…
Одной из наиболее примечательных…
Разделение властей предполагает…
Ключевой элемент демократии –
полноправие…
21. 1)
Люди прошлого. 2) Люди настоящего. 3) Люди будущего. 4) Особенности людей будущего.
5)
Проблемы быстрого темпа жизни.
22. 1) три группы населения Земли: люди прошлого, настоящего и будущего; 2) признак: образ жизни, доминирующий характер деятельности (основное занятие); 3) Люди будущего: а) богаче; б) лучше образованы; в) более мобильны; г) дольше живут; д) «живут быстрее», чем люди вокруг них.
23. 1)
«Люди будущего» способны гораздо быстрее передвигаться. К примеру, перелёт на высокотехнологичном самолёте через океан в другую страну может осуществляться в течение всего лишь одних суток. 2) Современный интернет даёт возможность скачивать за считанные часы целые электронные библиотеки, а затем массово распространять их заинтересованным пользователям. 3) Проводить деловые видеоконференции (вплоть до международного уровня) можно, не выходя из дома или офиса, и тем самым экономить массу времени на передвижениях.
24. 1) большинству людей необходимо ощущение определённой стабильности в жизни, уверенности в завтрашнем дне, а при быстром темпе жизни всё постоянно меняется и ощущение стабильности отсутствует; 2) люди психологически устают от ритма большого города, шума, движения, частой смены видов деятельности; 3) человеку приходится всё время меняться, подстраиваясь под меняющуюся среду, что для многих психологически некомфортно.
21. 1)
Рост доли работающих женщин как новая черта времени. 2) Перемены в использовании времени и покупательских привычках женщин.
21. 1) понятие «этнос»; 2) влияние природной среды на материальные стороны жизни народа; 3) влияние природной среды на духовную жизнь этноса; 4) влияние среды на этническое самосознание; 5) споры ученых о роли природной среды в развитии этноса.
22. 1) поведение, речь, традиции; 2) осознание людьми своей принадлежности к данному народу;
3) в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.
23. 1) представители российского этноса расселяются на обширной территории Среднерусской равнины,
Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. (общность территории); 2) для всех народов, входящих в состав российского этноса, общим является русский язык (общность языка); 3) только в ХХ веке население указанных территорий пережило войны, революции, коренные изменения социально-экономической и политической модели развития (общность исторической судьбы); 4) говорят об особенностях сознания и мировосприятия россиян, им присуще чувство национального достоинства (этническое самосознание).
24.
Выбор первой точки зрения (об определяющем влиянии природы на развитие этносов). 1) природная среда (климат, наличие или отсутствие полезных ископаемых) прямо влияет на хозяйственную жизнь народа, от которой зависит процветание общества; 2) в зависимости от географических особенностей территории проживания этноса развиваются (на морском побережье, в центре материка) развиваются те или иные пути сообщения, связи с другими народами; 3) географические факторы оказывают влияние на сам ход исторического развития народа (климатические условия, особенности ландшафта повлияли на исход многих битв); 4) нынешнее неблагоприятное состояние окружающей среды непосредственно влияет на развитие народов.
Люди, говорящие на одном…
В семье ребёнок усваивает…
Каждое общество ценит…
Социальный конфликт – это столкновение…
21. 1) близость между людьми, говорящими на одном языке; 2) несовпадение языковой, государственной и расовых групп; 3) корпоративная солидарность людей одной профессии;
4) расслоение по степени богатства.
22. 1)
Названы следующие 5 видов расслоения общества: а) языковое; б) государственное; в) расовое; г) профессиональное; д) имущественное. 2) Ответ на первый вопрос: «Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования». 3) Ответ на второй вопрос: «Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы».
23. а) у русскоязычных людей общее построение фраз и общие шутки, они понимают юмор друг друга, легко синхронизируются, следовательно, они чувствуют себя более близкими, чем если бы это был русскоязычный подросток и англоязычный, у которых разное построение фраз, разное мышление, они будут чувствовать себя менее близкими; б) россияне говорят на русском, а немцы на немецком;
в) на английском языке говорят и белые американцы, и афроамериканцы.
24.
Согласен(-на). 1) различные профессии имеют различную общественную ценность. Поэтому чем выше общественная ценность, тем выше имущественное положение человека. Например, профессия финансиста или программиста; 2) некоторые профессии требуют от человека достаточно редких способностей, которыми большинство людей не обладает, естественно овладев такой профессией человек имеет довольно высокое имущественное положение (актер, спортсмен).
21. 1) ребенок и моральные ценности; 2) факторы неблагополучной семейной жизни; 3) отклоняющееся поведение в семье; 4) изменения системы норм и правил.
22. 1) развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся; 2) сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье; 3) «В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу.»
23. 1)
Армия. Например, пройдя срочную службу в рядах ВС РФ Иван стал более дисциплинированным, ответственным, научился обращаться с огнестрельным оружием; 2) Школа. Например, Федор закончил обучение в школе, в ходе которого он освоил базовые знания по основным наукам, сформировал необходимые в жизни умения — писать, считать, рассуждать и т.д.;
3) Спортивная секция. Иван посещает секцию по волейболу, благодаря которой у него сформировались важнейшие коммуникативные умения — работа в команде, быстрое понимание партнеров, кроме того, он развил в себе такие качества как упорство, уверенность в своих силах, стремление к победе.
24. 1)
Отклоняющееся поведение заразительно и может найти поклонников и последователей. Например, если отклоняющееся поведение положительного характера, то оно впоследствии окажет влияние на стабильное положение общества. 2) Отклоняющееся поведение в семье можно вызвать психологическую нестабильность ребенка, а затем и личности, что будет опасно для безопасности в обществе.
21. 1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе; 2) социальные нормы и ожидания окружающих; 3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;
4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.
22. 1) автор характеризует социализацию как двусторонний, разнонаправленный процесс, в ходе которого усваиваются и развиваются определённые качества личности. 2) методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше. 3) ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей.
23. 1)
Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля. 2) Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры
«Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
24. 1) патриотизм (важно, чтобы человек любил своё Отечество, гордился его традициями, работал на его процветание); 2) ответственность за свои поступки (необходимо, чтобы граждане уважали законы страны и соблюдали их, осознанно относились к своим действиям, понимали и оценивали их последствия).
21. 1.
Сущность и причины социальных конфликтов. 2. Этапы развития конфликта: 2.1. Возникновение конфликтной ситуации. 2.2. Разрастание конфликта. 2.3. Завершение конфликта. 3. Значение конфликтов для людей и общества в целом: 3.1. Разрядка психологической напряжённости в противоборствах.
3.2. Лучшая диагностика своих и чужих интересов. 3.3. Профилактика застоя, стимуляция развития личности. 4. Негативные последствия конфликта: 4.1. Психологический дискомфорт и разрушение личности. 4.2. Нарушение системы социальных связей. 4.3. Разрушение социальных общностей и группового единства.
22. 1)
Социальный конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, взглядов противоборствующих сторон. 2) Социальные конфликты, как правило, вызваны несовпадением экономических, политических, духовных интересов общественных сил, а также социальным неравенством.
3)
Разрядка психологической напряжённости в противоборствах. Лучшая диагностика своих и чужих интересов. Профилактика застоя, стимуляция развития личности.
23. 1)
Установление конкретных причин проявившейся напряжённости в отношениях сторон. 2) Честная диагностика своих и чужих интересов, ценностей, целей. 3) Переведение энергии участников их состояния соперничества в состояние сотрудничества. 4) Установление границ поведения, дозволенного сторонам.
24. 1)
Конфликт интенсифицирует развитие личности, служит профилактике застоя. 2) Конфликт обнажает теневые стороны развития, которых раньше не хотели признавать.
Жители Земли разделены…
Одной из наиболее примечательных…
Разделение властей предполагает…
Ключевой элемент демократии –
полноправие…
21. 1)
Люди прошлого. 2) Люди настоящего. 3) Люди будущего. 4) Особенности людей будущего.
5)
Проблемы быстрого темпа жизни.
22. 1) три группы населения Земли: люди прошлого, настоящего и будущего; 2) признак: образ жизни, доминирующий характер деятельности (основное занятие); 3) Люди будущего: а) богаче; б) лучше образованы; в) более мобильны; г) дольше живут; д) «живут быстрее», чем люди вокруг них.
23. 1)
«Люди будущего» способны гораздо быстрее передвигаться. К примеру, перелёт на высокотехнологичном самолёте через океан в другую страну может осуществляться в течение всего лишь одних суток. 2) Современный интернет даёт возможность скачивать за считанные часы целые электронные библиотеки, а затем массово распространять их заинтересованным пользователям. 3) Проводить деловые видеоконференции (вплоть до международного уровня) можно, не выходя из дома или офиса, и тем самым экономить массу времени на передвижениях.
24. 1) большинству людей необходимо ощущение определённой стабильности в жизни, уверенности в завтрашнем дне, а при быстром темпе жизни всё постоянно меняется и ощущение стабильности отсутствует; 2) люди психологически устают от ритма большого города, шума, движения, частой смены видов деятельности; 3) человеку приходится всё время меняться, подстраиваясь под меняющуюся среду, что для многих психологически некомфортно.
21. 1)
Рост доли работающих женщин как новая черта времени. 2) Перемены в использовании времени и покупательских привычках женщин.