Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 992

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личности можно назвать потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия и потребности в сохранении благополучия, эмоциональная окраска смысла ценности. Поэтому гендерные особенности смысложизненных ценностей, вместе с пониманием смысла жизни человека и ценностных ориентаций,

формируются почти с одинаковых позиций, так как они имеют схожую структуру и выполняют схожие функции как конструкты поведения личности, потому что являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.

Изученность гендерных аспектов отношения к своему возрасту в литературе почти не освещена. Можно сказать лишь о том, что обширно изучается временная и жизненная перспективы мужчин и женщин, осмысление ими жизни и своей идентичности.

В научной литературе жизнь человека рассматривается как сложный процесс развития, становления и реализации личности. Весь процесс жизнедеятельности человека принято разделять на определенные возрастные периоды, где переход с этапа на этап сопровождается личностными кризисами развития.

Кризис «середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному, но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.

Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее
трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.

Для достижения цели исследования нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление у испытуемых самоотношения к собственному возрасту и оценки психологического возраста личности мужчин и женщин, установлению у них уровня удовлетворенности жизнью, а также определению особенностей, присущих смысложизненным ориентациям испытуемых и наличия и степени выраженности у них смыслового кризиса.

Анализ результатов показал, что среди мужчин больше тех, кто исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен, у

мужчин выше социально-психологическая оценка своего возраста. Лишь немногие среди мужчин и женщин воспринимают и относятся к своему возрасту в соответствии с его хронологическими показателями. Среди женщин больше тех, кто чувствует себя моложе, а среди мужчин больше тех, кто ощущает себя старше.

Уровень удовлетворенности жизнью выше у женщин, показатель находится в пределах среднего уровня у большинства лиц обоего пола. Среди женщин выше средние показатели по шкале «жизненная включенность». Эти значения показывают, что они ощущают насыщенность и полноту жизни, у них высока активность и желание что-то делать, они чувствуют удовольствие и радость от жизни. У мужчин данный показатель несколько снижен.

Разочарование в жизни немного выше у женщин (средний уровень), нежели у мужчин. Можно предположить, что они в большей степени чувствуют досаду, обиду, ощущают несправедливость

из-за расхождения желаемого с действительным. Интересным фактом по выявленным показателям является то, что при высокой активности и жизненной включенности, женщины более разочарованы в жизни. Это позволяет предположить, что не смотря на разочарование, женщинам свойственно сохранять более высокий уровень жизненной включенности. Мужчинам же свойственна линейная связь показателей разочарованности, беспокойства о будущем, усталости с понижением уровня жизненной включенности.

Женщины более целеустремленные люди. Они живут сегодняшним днем и получают удовольствие от процесса жизни. Они считают себя сильными личностями, ощущают свою способность контролировать свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. Особенно отличаются средние значения по шкалам локуса контроля-Жизнь и цели в жизни.

Хорошие показатели у испытуемых по осмысленности жизни. Большинство мужчин и женщин контролируют свою жизнь, позиционируют себя в качестве сильных личностей, дают высокую оценку пройденного

отрезка своей жизни и ощущают продуктивность и осмысленность прожитой ее части.

Не смотря на одинаковую тенденцию в смысложизненных ориентациях у мужчин и женщин, обнаруживается все же ряд отличий. Так, женщины склонны в большей степени считать себя сильными личностями и контролировать свою жизнь, им присуща решительность и свобода при принятии решений, а также при воплощении их в жизнь. Интересным здесь является то, что женщинам в большей степени свойственна ориентация в своей жизненной активности на результат, что говорит о рационализме и прагматичности, а также о потребности быть эффективными в достижении
поставленных целей.

Анализ смысложизненного кризиса у испытуемых показал, что женщины глубже и острее переживают кризис смысла жизни, чем мужчины. То есть, им свойственно проживание такого естественного и, более того, совершенно необходимого для нормального личностного роста, явления, как кризис развития.

Математико-статистический анализ, проведенный нами, показал, что женщины от мужчин статистически достоверно отличаются в показателях психологического возраста, цели жизни, локуса-контроля Я, локуса-контроля жизни и уровня смысложизненных ориентаций, в общем. Женщины в значительной мере иначе относятся к своему возрасту, к жизни, к смыслу жизни. Отсюда можно сделать вывод, что выявление особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в периоды возрастного нормативного кризиса «середины жизни» станет позитивным условием оказания своевременной консультативной психологической помощи в осознании целей и смыслов собственной жизни и их переориентации.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.

Список используемой литературы




  1. Абрамова Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. М.: Прометей, 2018. 384 с.

  2. Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. № 1. C. 165- 200.

  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016.

288 с.

  1. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии. М.:

Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 264 с.

  1. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.

  2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. 8-е международное издание. М.: Прайм-Еврознак, 2006. 416 с.

  3. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развитие человека. Учебник. М.: Смысл, 2019. 448 с.

  4. Ассаджиоли Р., Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. М.: Ганга, 2018. 468 с.

  5. Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-i-psihologicheskiy-aspekty-izucheniya- smyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature

  6. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. №1 (15). С. 63.

  7. Бендас Т. В. Гендерная психология. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2017. 431 с.

  8. Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 272 с.

  9. Бовуар С. Жизнь женщины. Том 2 // Второй пол. В двух томах. СПб.: Азбука, 2018. 736 с.

  10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2018. 400 с.

  11. Большая Российская Энциклопедия. В 30-ти томах. Том 5. М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006. 784 с.

  12. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.

  13. Большунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мира // Развитие человека в современном мире. 2019. 31. С. 7-17.

  14. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 912 с.

  15. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. СПб.: Корвет, 2017. 332 с.

  16. Ван Дорцен Э. Экзистенциальное консультирование и психотерапия на практике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2020, 368 с.

  17. Винокурова А. Л. Самосознание и особенности ценностно- смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. №2. С. 123-127.

  18. –Волкова Т. Г. Психология самосознания. М.: Директ-Медиа, 2013.