Файл: Извлечения из фоп до возраст детей 13 года ii. Целевой раздел Федеральной программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ФОП ДО
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 1-3 года
II. Целевой раздел Федеральной программы
15. Планируемые результаты реализации Федеральной программы.
15.2. Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
ребенок с удовольствием слушает музыку
, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").
III. Содержательный раздел Федеральной программы
18. Социально-коммуникативное развитие.
18.2. От 1 года до 2 лет.
18.2.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;
создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.
18.2.2. Содержание образовательной деятельности.
Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе; побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику.
Педагог поощряет проявление ребенком инициативы в общении со взрослыми и сверстниками; хвалит ребенка, вызывая радость, поддерживает активность ребенка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.
Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.
Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует элементарные представления ребенка о себе, своем имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении.
Педагог создает условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).
18.3. От 2 лет до 3 лет.
18.3.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО;
развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;
формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО;
формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи.
18.3.2. Содержание образовательной деятельности.
Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребенку основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание ребенка называть и различать основные действия взрослых.
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на картинках.
Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.
Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать вход в группу, ее расположение на этаже, педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям ориентироваться в пространстве группы.
Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения ("можно", "нельзя"). Личным показом демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит "спасибо", "пожалуйста", напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка при использовании "вежливых слов".
Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребенка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх.
Педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное).
19. Познавательное развитие.
19.2. От 1 года до 2 лет.
19.2.1. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;
2) формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;
3) формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
4) развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
5) развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
19.2.2. Содержание образовательной деятельности.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает интерес к знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия ребенка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами; создает условия для многократного повторения освоенных действий, вносит новые элементы в игры-манипуляции. Демонстрирует разнообразные действия со сборноразборными игрушками, дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах. Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала развития предметно-орудийных действий;
педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: "кирпичик", "крыша", "огурчик", "яичко" и тому подобное. Развивает умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивает их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями с ними.
2) Окружающий мир:
педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении - игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни.
3) Природа:
педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.
19.3. От 2 лет до 3 лет.
19.3.1. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
2) развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
3) совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;