Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1061
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №3: «Реабилитационный процесс».
(2 занятия – 4 часа)
Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в системе оздоровления различных групп населения уделяется в современных условиях методам социально-психологического и реабилитационного воздействия, призванным оптимизировать условия жизни и предупредить проявления болезней.
Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:
иметь представление: о программах реабилитации, о правилах составления программ реабилитации.
знать: Принципы составления программ реабилитации, цели, задачи и принципы программ реабилитации; средства реабилитации; учреждения, занимающиеся реабилитацией; мероприятия, проводимые на всех этапах, особенности сестринского процесса в реабилитации.
уметь: составлять программы реабилитационных мероприятий на всех этапах; составлять план сестринского вмешательства в реабилитационной программе на всех этапах.
План:
1.Принципы составления программ реабилитации.
2.Сестринский процесс в реабилитации.
1. Принципы составления программ реабилитации.
Научно доказано, что при правильно разработанной программе реабилитации к активной жизни можно возвратить до 50% тяжелобольных.
На всех этапах реабилитационной программы предусматривается, обращение к личности больного, сочетание биологических и психосоциальных форм лечебного восстановительного воздействия. Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и следовать следующим правилам:
• партнерство лечащего врача, врача – реабилитолога, среднего медицинского персонала и пациента;
• определение реабилитационного потенциала больного, особенно его двигательных возможностей;
• разносторонность воздействий, т.е. учет всех сторон реабилитации для каждого больного;
• комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;
• поэтапное назначение восстановительных мероприятий, с учетом динамики функционального состояния больного.
Определение реабилитационного потенциала больного, является существенным моментом при подготовке программы и требует решения нескольких основных
задач:
• Выяснение характера двигательных нарушений и степени ограничения двигательной функции.
• Определение возможности полного или частичного морфологического и функционального восстановления у больного поврежденного звена ОДА, либо нарушенной функции поврежденного органа или системы.
• Дальнейший прогноз развития адаптационных и компенсаторных возможностей организма больного при данном заболевании.
Оценка физической работоспособности организма в целом и функциональной способности отдельных органов и систем, проводится с учетом определения переносимости различных по характеру, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе реабилитации.
Результаты оценки реабилитационного потенциала, следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность реабилитационной программы и отдельных занятий, с целью их последующей коррекции.
2. Этапы сестринского процесса в реабилитации.
Все этапы сестринского процесса взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей.
I этап - обследование пациента
Происходит сбор данных о пациенте, который включает субъективные и объективные методы обследования.
Субъективные данные.
-
Жалобы пациента в настоящее время.
Объективные данные.
-
Антропометрическое исследование: ЖЕЛ, окружности грудной клетки, конечностей, определение ЧДД, динамометрия и др. -
Соматоскопическое исследование: определение формы грудной клетки, живота, нарушение осанки. -
Расчет индексов: жизненного, пропорциональности, силового, весоростового. -
Проведение функциональных проб: проба Мартине с 20 приседаниями, проба Штанге, проба Генче, ортостатическая и клиностатическая. -
Осмотр и пальпация передней брюшной стенки и органов брюшной полости, области спины (проводится с целью выявления особенностей массируемой области, повреждений кожных покровов, уплотнений, болезненных участков). -
Особенности психо-эмоционального состояния.
II этап - сестринский диагноз
На основе обследования пациента, медицинская сестра устанавливает сестринский диагноз.
Сестринский диагноз -
это настоящая или потенциальная проблема пациента связанная с заболеванием, решение которой входит в компетенцию медицинской сестры (ограничение движения, боль, нарушение ритма, частота и глубины дыхания).
III этап - планирование
Во время планирования медицинская сестра формирует цели и план сестринского вмешательства. По срокам различают 2 вида целей:
-
краткосрочные (до 1 недели); -
долгосрочные (недели, месяцы, после выписки);
В зависимости от поставленных целей и задач, а также сроков их исполнения определяются особенности выполнения гигиенической гимнастики, массажа и физиотерапевтических процедур. Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональному состоянию пациента, и стимулировать деятельность органов дыхания.
IV этап - реализация
Сестринские вмешательства представляют собой категорию сестринского поведения, в котором производятся различные действия необходимые для достижения целей сестринского вмешательства, вплоть до их завершения.
Различают 3 типа сестринских вмешательств:
-
Зависимые. Это действия медицинской сестры, которые выполняются по назначению врача. -
Взаимозависимые. Это медицинской сестры, которые выполняются совместно с врачом или другими специалистами. -
Независимые. Это действия медицинской сестры, которые выполняются по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями.
Применение сестринского вмешательства, направленно на удовлетворение потребностей пациента. Например: совет и обучение больного навыкам самообслуживания, совет и обучение больного правильному построению двигательного режима дня с учетом проводимой терапии, выполнение самостоятельных занятий гигиенической гимнастики и самомассажа, адаптация некоторых физиопроцедур к амбулаторным условиям.
V этап — оценка эффективности проведенной реабилитации
1. Оценка реакции пациента на проводимые вмешательства -
учитывается мнение пациента о проводимом сестринском вмешательстве.
2.Оценка достижения поставленных целей - насколько были достигнуты цели, поставленные в процессе ухода.
3.Оценка качества проводимых вмешательств - оценивается сама техники выполнения процедур ЛФК, массажа и физиопроцедур.
Для реализации всех этих направлений, важное значение имеет материально-техническая и штатная обеспеченность реабилитационных учреждений. Структура и оснащенность отдельных кабинетов и подразделений определяется мощностью учреждения и составом больных, проходящих реабилитацию.
Вопросы:
-
Объясните принципы составления реабилитационных программ. -
Поясните, для чего нужно анализировать результаты реабилитационных мероприятий. -
Перечислите все этапы сестринского процесса в реабилитации. -
Перечислите 3 типа сестринских вмешательств на IV этапе сестринского процесса в реабилитации.
Ситуационная задача.
Пациентка Б., 50 лет, жалуется на боли в правом боку, невозможность лежать на нем во время ночного сна. Из беседы мед.сестра выяснила, что неделю назад Б. болела Гриппом, провела курс лечения, но не полностью, а через несколько дней наступило ухудшение самочувствия, появился кашель и боль при вдохе.
Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, температура 37,3, ЧДД – 20 в мин, кашель редкий, без выделения мокроты, АД – 130/80 мм.ст., пульс – 80 уд. в мин.
Задание:
Осуществить этапы сестринского процесса:
1. ОК2, ОК4, ОК5, ОК11; ПК2.2, ПК2.6. Установите приоритетную проблему пациента.
2. ОК3; ПК2.1. Составьте план сестринского вмешательства.
3. ОК9; ПК2.3, ПК2.4, ПК2.5, ПК2.7. Осуществите реализацию плана сестринского вмешательства.
4. ОК7; ПК2.8. Оцените эффективность сестринского процесса.
Лекция №4: «Средства реабилитации».
(2 часа)
Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в реабилитации инвалидов уделяется методам реконструктивной хирургии, психологическим компонентам реабилитации, физиотерапии и ЛФК, которые призваны оптимизировать условия жизни инвалидов и предупредить проявления болезней.
Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:
иметь представление: о реконструктивной хирургии, о психологической реабилитации, о физиотерапии и ЛФК, об общих правилах техники безопасности в ФТО, должностных обязанностях среднего медицинского персонала.