Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования нижегородский государственный педагогический университет имени козьмы минина.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Направление подготовки (специальность) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль (специализация) Психология и педагогика дошкольного образования
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
СТУДЕНТ(КА) _____________________ ______________________________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ преподаватель Т.Г. Ханова
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Нижний Новгород – 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………………………………………5
1.1. Нормативные правовые основы организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации ….....................................................5
1.2. Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении…………………………………………………………………………..9
1.3. Структура и формы организации образовательной деятельности……….....12
Выводы по 1 главе……………………………………...............…………………..15
ГЛАВА 2. Проектирование образовательной деятельности дошкольной образовательной организации……………………………………………….…….17
2.1. Технологии и проектирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении…………………………………………………………………………17
2.2. План работы по организации и техническому оснащению образовательной деятельности старших групп в дошкольном учреждении……………………….20
Выводы по 2 главе ……………………………………...............……………..........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...……..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении играет очень важную роль в воспитании ребенка. Именно в детстве закладываются базовые навыки и знания, которые помогают воспитаннику перейти на новый уровень образования. Нам, как будущим психологам-педагогам нужно знать и четко понимать, как происходит организация образовательной деятельности в дошкольной организации.
Актуальность данной работы обусловлена для нас как будущих педагогов-психологов дошкольного образования важностью понимания основ организации образовательной деятельности дошкольных учреждений.
Объектом курсовой работы является образовательный процесс в дошкольном учреждении.
Предметом курсовой работы является технология проектирования образовательной деятельности в дошкольном.
Теперь стоит обратиться к цели проекта, которая заключается в выявлении особенностей образовательной деятельности и технологий ее проектирования.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-
Изучить нормативно правовую базу образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации; -
На основе изученной литературы выявить особенности организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении; -
Описать структуру и особенности организации образовательной деятельности, основываясь на изученных теоретических данных; -
Описать технологию проектирования образовательной деятельности в дошкольном учреждении; -
Определить план работы по организации и техническому оснащению образовательной деятельности; -
Подвести итоги проделанной работы.
Теоретико-методологическая база работы основывается на трудах К. Д. Ушинского, который оказал огромное влияние на российское образование. Его теория о том, что должны учитываться возрастные и психологические особенности каждого ребенка, стала важнейшей в основе образования и дошкольной педагогики. А. С. Симонович в своих работах указывала, что дошкольное образование является связующим между родителем и ребенком, а также готовит детей уже к новому этапу обучения – школьному. Важную роль сыграла теория А. С. Макаренко, указывающая на важность не только самого образования, но и «проектирования личности» ребенка. В работе Д. Б. Эльконина “Детская психология” отражены главные аспекты образовательной и педагогической деятельности, которые стали основой организации образовательной деятельности в дошкольном учреждение. А также немало других авторов, к которым будем обращаться на протяжении всей работы.
Основу нормативно-правовой базы составляют: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Нормативные правовые основы организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Огромный вклад в образовательную деятельность произошел благодаря деятелям-педагогам задолго до того, как были изданы законы и стандарты, определяющие организацию образовательной деятельности. Образовательный и воспитательный процесс опирается на труды таких педагогов, как К. Д. Ушинский, С. Макаренко, Л.С. Выготский, Л. В. Занков. На основе их работ были разработаны принципы образования, законы к нему и требования. Как пример, ФГОС основывается на системно- деятельностном подходе. Он состоит из совокупности двух разных по своей сути подходов: системного (А.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). А.Г. Асмолов рассматривал их вместе в своем труде “Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения”. Там он рассматривал понятие деятельности: “Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат” [1, с.19]. Основываясь на высказываниях своих коллег, педагог говорил о деятельности, как о системе, имеющей еще два других понятия. Это важность обратной связи - это аттестация, тестирования, другие методы оценки; важность учета психолого-возрастных индивидуальных особенностей развития личности. Далее перейдем к нормативным правовым основам организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяется как нормативно правовая основа организации образовательной деятельности не только в дошкольных учреждениях, но и любых других образовательных организациях.
Несмотря на это, образовательные организации имеют свободу в выборе направлений, методик, технологий в реализации образовательных программ. Учреждения в полной мере несут ответственность за их качество. Организация образовательной деятельности основывается на федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), а также на примерные основные образовательные программы дошкольного образования (ПООП). Об этом говориться в части 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В статье 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говориться о направленности дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
ФГОС ДО содержит в себе обязательные требования к дошкольному образованию и разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
-
важный этап в развитии человека – сохранение уникальности и самоценности детства; -
гуманистический, личностно-развивающий характер взаимодействия взрослого и ребенка; -
уважение личности детей; -
реализация образовательной программы дошкольного образования в игровой форме.
Цели, на которые направлен ФГОС ДО:
-
повышение социального статуса дошкольного образования; -
государственное обеспечение для всех детей равных возможностей для получения качественного дошкольного образования; -
должны обеспечиваться государственные гарантии стандарта и качества дошкольного образования на основе единых обязательных требований к условиям реализации программ дошкольного образования, а также их структуре и их результата освоения; -
единство образовательной организации должно поддерживаться Российской Федерацией в отношении уровня дошкольного образования.
Выделяются требования к психолого-педагогическим условиям программы. Среди них уважение к достоинству ребенка, поддержка со стороны взрослого; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям в образовательной деятельности ребенка; образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослого с детьми и ориентируется на интересы воспитанников; взрослый поддерживает положительное и доброжелательное отношение детей друг к другу в различных видах деятельности; инициативность и самостоятельность должна поддерживаться со стороны взрослого; детям предоставляется возможность выбора видов активности, участников деятельности и самой деятельности; дети должны быть защищены от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей в охране здоровья детей, их воспитании.
Кроме того, учреждениями должна использоваться Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. В частности, в ней идет речь о патриотическом, социальном, познавательном, физическом, трудовом и этико-эстетическом воспитании, но рекомендации относятся и к самому образовательному процессу.
Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" закрепляет все положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», относящиеся к дошкольному образованию.
В нем описывается режимы работы дошкольного учреждения:
-
кратковременное пребывание (до 5 часов в день) -
сокращенного дня (8-10-часового пребывания) -
полного дня (10,5-12-часового пребывания) -
продленного дня (13-14-часового пребывания) -
круглосуточного пребывания детей.
По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Также описываются особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный институт развития образования разработал различные методические рекомендации. Они помогают не только самим дошкольным организациям в проектировании образовательной деятельности, но и преподавателям в работе с детьми.
Санитарные правила и нормы (далее - СанПин) также выдвигают требования к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Среди них требования к режиму дня: учебно-развивающие занятия, активные спортивные игры на улице, ролевые игры, физкультурные минутки во время занятий, зарядка. Требования к обеденному сну (2-3 часа); к приемам пищи; продолжительности прогулок (3-4 часа); температурный режим, в котором находятся дети (в помещении, на улице). Не менее значимыми являются: освещение, кухонное, столовое оборудование, уборка, мебель, наличие и квалифицированность медицинского работника, строгие требования к составлению меню на день/неделю. СанПин
Несмотря на такой перечень документов нормативной правовой базы, у дошкольного образования нет жестких границ и “стандартных” рамок. Сумма знаний, умений, навыков не имеет такого значения, как личностное развитие и совокупность личностных качеств ребенка.