Файл: 1. Понятие, значение и система Особенной части и ее соотношение с Общей частью уголовного права. Особенная часть уголовного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
(см. текст в предыдущей редакции)
Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, -
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 258. Незаконная охота
1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений(О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14).
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
45. Незаконная рубка и уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ).
Объект преступления – общественные отношения в сфере охраны лесов, а также иной растительности (деревьев и кустарников).
Предметом преступного посягательства являются лесные насаждения, а также деревья, кустарники и лианы, не отнесенные к лесным насаждениям.
Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 260 выражается одним из следующих действий:
-
незаконная рубка лесных насаждений или иных древесных объектов; -
повреждение до степени прекращения роста этих объектов.
Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан означает уничтожение их частей, делающее невозможным продолжение их роста (облом стволов или веток гусеничным транспортом при перемещении срубленных деревьев и пр.). Повреждение является незаконным и в тех случаях, когда виновный имеет полученные в установленном порядке документы для осуществления лесопользования.
Обязательным элементом объективной стороны преступления является причинение значительного ущерба, которым в соответствии с Примечанием к ст. 260 признается ущерб, превышающий 5 тыс. руб.
Преступление считается оконченным с момента причинения значительного ущерба.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом при незаконной рубке деревьев и кустарников, косвенным умыслом – при повреждении до степени прекращения их роста.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Часть 2 ст. 260 устанавливает ответственность за незаконную рубку или повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или иных древесных объектов, если они совершены:
-
группой лиц (п. «а» ч. 2 ст. 260), то есть лицами, не договаривавшимися о совместном совершении преступления; -
лицом с использованием своего служебного положения, то есть специальным субъектом, имеющим право лесопользования, но осуществляющим вид лесопользования, не указанный в соответствующих документах; -
в крупном размере, то есть в соответствии с Примечанием к ст. 260 ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышает 50 тыс. руб.
Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 260) связан с такими формами соучастия, как группа лиц по предварительному сговору или организованная группа, а также с признаком причинения особо крупного ущерба.
Преступления, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, являются оконченными с момента совершения действий, направленных на порубку или повреждение растительности.
Особо крупный ущерб в соответствии с Примечанием к ст. 260 подразумевает ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышающий 150 тыс. руб.
46. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Родовым объектом всех преступлений является – общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. Объективная сторона: действие (например: приведение в негодность ТС или путей сообщения - ст. 267); бездействия (например: неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие – ст. 270). Нормы бланкетные, так как необходимо обращаться к законам и др. нормативно-правовым актам, регламентирующих правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта. Составы: 1) в основном материальные, т.к. необходимо наступление общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ст. 253-269), или крупного ущерба (ст. 263, 266, 267, 269); 2) формальные (ст. 270, 271), т.к. в них нет указания на обязательность наступивших последствий. Если причинен
легкий вред здоровью или ущерба – это административная ответственность. Субъективная сторона - всегда преступная небрежность (исключение: ст. 2270, 271), в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям. Субъект: лица с 16 лет, управляющие ТС, или иные лица, профессионально обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том, числе обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271). Исключение: ст. 267 – субъект с 14 лет. Виды ТС: автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, мотоциклы, автокран. Субъектами могут быть: погонщик скота, наездник, извозчик, велосипедист, регулировщик, пассажир, пешеход. 1) ст. 263 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта - Объект: безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Предмет: соответствующие виды самодвижущихся технических средств, относящихся к железнодорожному, воздушному либо водному транспорту. Железнодорожный транспорт - электровозы, тепловозы и иные виды локомотивов, железнодорожные пути, железнодорожные станции. К воздушному транспорту относятся гражданские воздушные суда (самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты), а также места для их приземления с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, средства связи и управления воздушным движением и т.д. Водный транспорт (морской и речной) - все виды гражданских самодвижущихся плавающих средств (судов), независимо от их предназначения и выполняемых функций, включая маломерные морские и речные суда (корабли, катера, моторные лодки и т.д.). Объективная сторона: 1) совершением действия или бездействия, нарушающего правила безопасности движения и эксплуатации соответствующего вида транспортных средств; 2) наступлением вредных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо смерти одного, двух или более лиц; 3) наличием причинной связи между нарушением правил и наступившими последствиями. Нарушение правил безопасности движения - отступления от установленного порядка управления движущимся железнодорожным, воздушным, морским или речным транспортным средством (превышение установленной скорости, проезд на запрещающий сигнал). Нарушение правил эксплуатации - использование транспортного средства не по назначению или не в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими безопасные условия его использования (отступление от требований технического обслуживания, допуск к управлению посторонних лиц, неправильное размещение грузов и др.).
Субъект преступления - работники соответствующего вида транспорта, на которых специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства: лица, непосредственно управляющие транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, пилот, штурман и т.д.), а также лица, занимающие должность или выполняющие работу, связанную с организацией безопасной эксплуатации транспорта (руководитель транспортного предприятия, диспетчер службы движения, руководитель полетов, капитан порта и др.). Субъективная сторона: неосторожная форма вины. 2) ст. 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Объект: безопасность вождения и эксплуатации дорожных транспортных средств. Предмет: автомобили, трамваи, троллейбусы, тракторы, мотоциклы, комбайны, экскаваторы, грейдеры, скреперы, бульдозеры, автокраны и др.
Объективная сторона: 1) нарушением лицом, управляющим автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации; 2) наступлением вредных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо смерти одного, двух или более лиц; 3) наличием причинной связи между нарушением правил и наступившими последствиями. Субъект: любое лицо с 16 лет. Субъективная сторона: неосторожная форма вины в виде легкомыслия или небрежности.
47. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Ст. 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, по части второй – к преступлениям средней тяжести и по части третьей – к тяжким преступлениям.
Общественная опасность транспортных средств более чем очевидна: неправильная их эксплуатация, несоблюдение установленных правил безопасности транспортных средств нередко становятся причиной тяжких последствий: человеческих жертв, причинения значительного материального ущерба и др.