Файл: 1. Понятие, значение и система Особенной части и ее соотношение с Общей частью уголовного права. Особенная часть уголовного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительный – жизнь и здоровье людей, а также собственность.

Предмет – это любые транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, а также иное транспортное оборудование (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

Пути сообщения – это на железнодорожном транспорте – железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном – взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте – пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узости (проливы, каналы, реки, озера).

Средства сигнализации – средства, подающие условную информацию: команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д. Сигнализация может быть звуковой, визуальной (световой) и т.д. К таким средствам относятся: семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т.д.

Средствами связиявляются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам связи и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации – это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

Объективную сторону образуют:

а) недобросовестный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования;

б) выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства.

Выпуск в эксплуатацию – означает разрешение использовать транспортное средство путем прямого указания лицу, им управляющему, или посредством оформления соответствующих документов лицом, ответственным за их эксплуатацию и техническое состояние.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт всех видов транспортных средств, который не обеспечивает безопасность работы транспорта и приводит к причинению вреда здоровью человека, имущественного либо организационного ущерба, не обеспечению безопасности функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации. Факт недоброкачественности устанавливается с помощью экспертизы.


Состав преступления – материальный.

Субъективная сторона – характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления в обоих случаях – специальный: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и осуществляющее ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, либо иного транспортного оборудования, либо строгая категория лиц (при выпуске), ответственное за техническое состояние транспортных средств, в том числе владельцы или водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатировать заведомо неисправное транспортное средство.

Квалифицированные составы:

По части второй – те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека.

По части третьей – деяния, предусмотренные частью первой, повлекшие смерть двух и более лиц.

Ст. 271. Нарушение правил международных полетов.

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил между­народных полетов – законодатель относит к преступлениям небольшой тяжести.

Общественная опасность – выражается в широком увеличении пассажиро – и грузопотоков между государствами, интенсивность международных полетов, определенных усложнений в их организации, повышением требований безопасности их осуществления.

Непосредственный объект – общественные отношения, регулирую­щие установленный порядок международных полетов, обеспечивающих безопасность движения воздушного транспорта, жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажа.

Предметом преступления выступают пилотируемые воздушные суда.

Международный полет – это всякий полет, при котором воздушное судно пересекает Государственную границу РФ и другого государства.

Объективная сторона деяния выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов.

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе договоров между государствами или разрешений, выдаваемых каждому экипажу, в которых фиксируются четкие требования к правилам международного полета воздушного судна, места посадок, воздушные ворота, высота, сроки и иные условия международного полета.

Нарушение правил международных полетов – заключается в несоблюдении указанных в разрешении требований, касающихся маршрута полета (заранее намеченного или установленного пути следования); пункта посадки (промежуточного или конечного); воздушных ворот (воздушного коридора, в пределах которого прокладывается маршрут полета); высоты полета (минимальных и максимальных параметров высоты полета); системы опознания; сроки полета и т.д.



Не могут быть расценены как преступление случаи вынужденной посадки, вызванные объективными обстоятельствами (сложности, метеорологическими условиями, стихийным бедствием, техническими неполадками и т.п.) и другими происшествиями, которые угрожают гибели судна, экипажа, пассажиров, груза и т.п.

Иное нарушение правил международных полетов – это, например, вылет из России или влет в Россию с просроченным разрешением; в сбрасывании на землю грузов и парашютистов; в принятии на территории России на борт пассажиров, багажа, груза и почты для перевозки на территорию иностранного государства, когда это не было предусмотрено международным договором или специальным разрешением; в пролете государственной границы без радиосвязи и т.д.

Несоблюдение же других правил, например, о тарифах на международные перевозки пассажиров, правил продажи билетов, выдачи грузовых квитанций и накладных и т.п., не подпадает под признаки рассматриваемого деяния. При определенных условиях они могут повлечь административную ответственность.

По своей конструкции состав преступления – формальный и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышлен­ной или неосторожной формами вины.

Субъект преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее летательным аппаратом, независимо от его служебного статуса, так и другой член экипажа или даже пассажир (в том числе владелец), побуждающий летчика нарушить указанные правила; как гражданин России, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также ответственные лица за места посадки, указания на параметры воздушных ворот, высоты полета.

Если экипаж действует по принуждению, то исключается его ответственность. Пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна, нарушившего правила международных полетов, не могут нести ответственность за это преступление. При определенных условиях в их действиях может быть состав преступления, предусмотренный ст. 332 УК РФ (незаконное пересечение Государственной границы РФ).

48. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.


Ст. 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба – законодателем отнесено к преступлениям средней тяжести, по части второй и третьей – к тяжким преступлениям.

Общественная опасность преступления обусловлена особой социальной и экономической значимостью транспорта в жизни общества и государства и тяжестью возможных последствий в случае приведения его в негодное состояние.

Непосредственный объект – безопасность движения и общественные отношения в области безопасной эксплуатации транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования.

Дополнительный – жизнь и здоровье человека либо собственность.

Предметом преступления являются любые транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.

Потерпевшими выступают: пассажиры, члены команд, экипажей, занятых в сфере обслуживания участников, пользующихся транспорт­ными услугами.

Объективная сторона характеризуется:

- разрушением;

- повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного обору­дования;

- блокированием транспортных коммуникаций;

- наступлением указанных в законе преступных последствий;

- наличием причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Разрушение – это полный распад системы, в результате чего она неспособна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение – влечет частичное изменение в структуре и форме технической системы, т.е. она может быть восстановлена.

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние – заключается в любых действиях, в результате которых тран­спортные средства и другие указанные предметы преступления не могут быть использованы по назначению.


Блокирование транспортных коммуникаций – состоит в создании препятствий для свободного передвижения железнодорожного, автомобильного транспорта, воздушных судов и кораблей водного транспорта, т.е. означает существенное ограничение или вообще парализование деятельности определенного звена в системе железнодорожного, автомобильного, воздушного или водного транспорта.

Состав преступления по своей конструкции – материальный. Его окончание связано с наступлением указанных в законе последствий: – тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (ч. 1), смерти человека (ч. 2) и смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 127 УК).

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины к последствиям и умышленной виной к деянию.

Субъект преступления –физическое, вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

От деяния, указанного в ст. 167 УК РФ, рассматриваемое преступление отличается по предмету посягательства. Повреждение таких сооружений и средств, которые хотя и относятся к транспорту, но не обеспечивают безопасность его функционирования, должно рассматриваться не как транспортное преступление, а как посягательство против собственности. Влияние выведенной из строя технической систе­мы транспорта на его безаварийную работу, т.е. ее функциональное назначение, необходимо устанавливать в каждом конкретном случае, иначе возможны ошибки в квалификации деяния.

На практике встречаются ситуации, когда указанные в законе предметы выводятся из строя в результате хищения каких-либо деталей из систем транспорта. Например, преступник, изымая детали из радиостанции катера для своего приемника, тем самым, во-первых, приводит в негодность средство связи, а во-вторых, совершает хищение чужого имущества. В этом случае имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. 267 и 158 УК РФ.

Квалифицированные составы:

По части второй – те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека.

По части третьей – деяния, предусмотренные частью первой, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Ст. 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ) правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, по части второй – к средней тяжести и по части третьей – к тяжким преступлениям.