Файл: 1. Понятие, значение и система Особенной части и ее соотношение с Общей частью уголовного права. Особенная часть уголовного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объекту посягательства и кругу лиц, которые могут быть потерпевшими от преступления. Ста­тья 295 УК помещена в главе 31 УК («Преступления против право­судия»). По этой статье квалифицируется посягательство на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследова­ние, и их близких. Объектом этого преступления является нормаль­ная деятельность органов правосудия и предварительного расследо­вания и жизнь указанных в ст. 295 УК лиц, а именно: судей, при­сяжных заседателей или иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, прокуроров, следователей, лиц, производящих дозна­ние, защитников, экспертов, судебных приставов, судебных испол­нителей и их близких.

По объекту, а также по признакам субъективной стороны пре­ступление, предусмотренное ст. 317 УК, отличается от террористи­ческого акта (ст. 277 УК). Статья 277 УК входит в главу 29 УК «Пре­ступления против основ конституционного строя и безопасности го­сударства» и предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Объектом этого преступления являются основы конституционного строя и безопас­ность государства, а также жизнь государственных и общественных деятелей. Для субъективной стороны характерными являются цель в мотив совершения преступления. Террористический акт соверша­ется в целях прекращения потерпевшими их государственной или иной политической деятельности или мести за такую деятельность.

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ)


Часть 1 ст. 318 УК устанавливает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, а также угрозу применения насилия в отношении представителя власти гили его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Рассматриваемое преступление посягает на два непосредственных объекта: 1) на нормальную деятельность органов власти и 2) на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Согласно примечанию к ст. 318 УК, представителем власти в данной статье и в других статьях Уголовного кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего орга­на, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном за­коном порядке распорядительными полномочиями в отношений лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

О том, какие органы относятся к правоохранительным, было сказало выше при характеристике состава преступления, предусмот­ренного ст. 317 УК. К контролирующим органам, о которых говорит­ся в ст. 318 УК, относятся органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, государственного атомного надзора и др.

К иным должностным лицам в смысле ст. 318 УК относятся должностные лица других звеньев государственного аппарата и ме­стного самоуправления, которые выполняют функции власти. Пред­ставителями власти являются не все должностные лица, а только те, которые наделены в установленном законом порядке распорядитель­ными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Для признания лица представителем вла­сти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным законным путем должности в органах законодательной, исполнительной или судебной власти либо в органах местного само­управления.

Не являются представителями власти представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка или контрольные функции – общественные контролеры, народные дружинники, общественные инспекторы ГИБДД, члены товарищеских судов и т.д.

Необходимо отметить, что признаками состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК, не охватываются случаи применения насилия в отношении представителей власти, участвующих в от­правлении правосудия или в производстве предварительного рассле­дования. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования выделены в качестве самостоятельного состава преступления, предусмотренного ст. 296 УК.­



Потерпевшими при совершении преступления, предусмотрен­ного ст. 318 УК, наряду с представителями власти, могут быть также их близкие. Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в применении насилия либо в угрозе применения наси­лия в отношении представителей власти или их близких.

Объективная сторона данного преступления может выразиться также в угрозе применения к представителю власти или к его близким насилия. Угроза является психическим насилием над пред­ставителем власти. Закон в данном случае не уточняет характер на­силия, применением которого угрожает виновный. Из этого можно заключить, что преступник может угрожать виновному как причи­нением вреда здоровью любой тяжести, так и убийством.

Физическое и психическое насилие в отношении представите­лей власти или их близких квалифицируется до ст.318 УК только при том условии, что оно применено к потерпевшим в связи с испол­нением ими своих должностных обязанностей. Термин «в связи с исполнением должностных обязанностей» шире понятия при ис­полнении должностных обязанностей», о котором говорится в ст. 319 УК. Понятием «в связи с исполнением должностных обязан­ностей» охватывается применение насилия по отношению к пред­ставителям власти как во время исполнения ими своих должност­ных обязанностей, так и тогда, когда они не исполняют этих обязан­ностей. Разрыв во времени между исполнением представителем власти своих должностных обязанностей и применением в отноше­нии его или его близких физического или психического насилия в данном случае не имеет значения для квалификации преступления. Однако для квалификации совершенного преступления по ст. 318 УК следует установить, что насилие в отношении представителя власти или его близких применено по поводу исполнения ими своих должностных обязанностей. В противном случае деяние подлежит квалификации по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности.

Оконченным данное преступление считается с момента применения насилия в отношении представителя власти или его близких.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом: виновный сознает, что он применяет насилие по от­ношению к представителю власти или его близким, и желает этого. При этом виновный применяет насилие в отношении представите­ля власти или его близких в связи с исполнением им своих долж­ностных обязанностей. Преступления, совершенные в отношении представителей власти и их близких на почве личных взаимоотно­шений или конфликтов, надлежит рассматривать как преступле­ния против личности и квалифицировать по соответствующим статьям УК.


В ч. 2 ст. 318 УК предусмотрен квалификационный состав дан­ного преступления. Закон устанавливает повышенную ответствен­ность за применение в отношении представителей власти и их близ­ких насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевших. Под ним понимается насилие, причинившее здоровью реальный вред любой тяжести: легкий, средней тяжести или тяжкий, а также насилие, которое не причинило вреда здоровью, но по способу применения ставило жизнь и здоровье потерпевшего в реальную опасность. При­чинение вреда здоровью охватывается составом преступления, пре­дусмотренного ч. 2 ст. 318 УК, и дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требует.

Субъектом это преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. В тех случаях, когда причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью представителей власти и их близких в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей лицом в возрасте от 14 до 16 лет, содеянное квалифицируется по ст. 111 или ст. 112 УК

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)

Статья 319 УК устанавливает ответственность за публичное оскорбление предста­вителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Общественная опасность этого пре­ступления заключается в том, что оно унижает честь и достоинство предста­вителей власти, тем самым подрывается авторитет органов власти, что может привести к нарушению их нормальной деятельности.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов власти и их авторитет. Дополнительным объектом выступают честь и достоинство представителей власти.

Необходимо отметить, что новый УК (в отличие от прежнего) не предусматривает специального состава оскорбления представите­лей власти, осуществляющих правосудие, как и лиц, ведущих пред­варительное расследование. Поэтому оскорбление таких должност­ных лиц в связи с их деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования также охватывается призна­ками состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК.

Оскорбление должностных лиц, не являющихся представите­лями власти, квалифицируется по ст.130 УК


Для состава рассматриваемого преступления весьма важным является форма, в которой высказана отрицательная оценка лично­сти или конкретного поступка потерпевшего. В законе говорится об унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприлич­ной форме. Поэтому не будет признаков оскорбления в действиях лица, сделавшего представителю власти в корректной форме заме­чание, хотя оно и было неприятно последнему, независимо от того, было ли оно обоснованным.

Оскорбление может быть нанесено словесно (путем произне­сения в адрес потерпевшего неприличных выражений), в письмен­ной форме либо в средствах массовой информации. Оно может зак­лючаться также в действиях, например, в нанесении пощечин, сшибании головного убора, в различного рода неприличных телодвижениях.

Необходимым признаком является публичность, т.е. нанесения оскорбление представителю власти в присутствии третьих лиц (хотя бы одного). Если же оскорбление нанесено один на один, то действия виновного должны квалифицироваться по ст.130 УК как преступление против личности.

Особенностью состава анализируемого преступления является то, что оскорбление представителя власти квалифицируется по дан­ной статье не только в том случае, когда оно нанесено при исполне­нии им своих должностных обязанностей, но и хотя бы не при ис­полнении, однако в связи с исполнением должностных обязанностей. Состав данного преступления будет налицо, если, например, родственник осужденного, встретив на улице прокурора, оскорбит его за то, что он выступал на процессе с обвинительной речью.

Рассматриваемое преступление считается оконченным с мо­мента нанесения оскорбления представителю власти. Наступление вредных последствий в данном случае находится за рамками состава преступления и может быть судом учтено при определении винов­ному меры наказания.

По ст. 130 УК должно квалифицироваться также оскорбление представителя власти из побуждений личного характера (ревность, корысть и др.), не связанных с исполнением им своих должностных обязанностей.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-лет­него возраста.

С субъективной стороны состав рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Если субъект по обстоятельствам дела не осознавал, что оскорбляет представителя власти, то его деяние квалифицируктся по ст.130 УК.