Файл: 1. Понятие, значение и система Особенной части и ее соотношение с Общей частью уголовного права. Особенная часть уголовного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оскорбление представителя власти необходимо отличать от смежных преступлений.

Оскорбление, совершенное путем активных действий (напри­мер, нанесение пощечины), по внешним признакам сходно с пре­ступлением, предусмотренным ст. 318 УК (применение насилия в от­ношении представителя власти). Различаются эти преступления как по объективным, так и по субъективным признакам. Если наряду с нормальной деятельностью органов власти непосредственным объектом оскорбления представителя власти является честь и дос­тоинство последнего, то, совершая преступление, предусмотренное ст. 318 УК, виновный посягает на здоровье или телесную неприкос­новенность потерпевших и на их нормальную служебную деятельность. Нанося оскорбление, виновный преследует цель унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания. Применяя насилие к представителю власти, субъект имеет целью нанести вред здоровью потерпевшего либо причинить ему физическую боль.

В судебной практике встречаются случаи, когда в действиях виновного одновременно содержатся признаки различных посяга­тельств на нормальную деятельность представителей власти по ис­полнению ими своих должностных обязанностей (например, оскор­бление и применение насилия либо оскорбление, соединенное с по­сягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа). В таких случаях совершенное должно квалифицироваться по ста­тье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства из числа совершенных виновным. Совокупность нескольких преступлений такие деяния образуют только в тех слу­чаях, когда они были совершены в разное время и не охватывались единым намерением, то есть образуют реальную совокупность пре­ступлений.

Рассматриваемое преступление имеет сходство с хулиганством (ст.213 УК). Сложности, возникающие при отграничении этого пре­ступления от хулиганства, заключаются в том, что с объективной стороны хулиганство может выразиться в оскорблении пред­ставителя власти. Различаются эти два преступления по объекту и по субъективной стороне. Основным объектом хулиганства является общественный порядок. При совершении этого преступления виновный сознает, что он грубо нарушает общественный порядок, и желает этого. Его мотивом являются хулиганские побуждения, явное неуважение к обществу. Если оскорбление представителя власти совершается из хулиганских побуждений, в целях прояв­ления явного неуважения к обществу
, то оно должно квалифи­цироваться по ст. 213 УК. При отсутствии указанных признаков хулиганства оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с исполнением таких обязанностей квалифицируется по ст. 319 УК.

По совокупности с хулиганством оскорбление представителя власти квалифицируется только при условии, если оно представляет собой самостоятельное преступление, то есть в случаях реальной совокупности преступлений.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контроли­рующего органа (ст. 320 УК РФ)

Уголовная ответственность за данное общественно опасное деяние предусмотрена в соответствии со ст.19 Федерального закона «О государственной защите судей, должност­ных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22 марта 1995 г. Целью установления мер безопасности является создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. К ним относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.

Частью 1 ст. 320 УК предусматривается ответственность за раз­глашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отноше­нии должностного лица правоохранительного или контролирующе­го органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.

Общественная опасность разглашения сведений о мерах безо­пасности, применяемых в отношении названных лиц, заключается в том, что преступники получают возможность воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или отомстить им за такую деятельность.

Более подробная характеристика понятий должностного лица правоохранительных и контролирующих органов дана при рассмот­рении состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК (приме­нение насилия в отношении представителя власти).

По объекту посягательства рассматриваемое преступление посягает на 

два непосредственных объекта: 1) на нормальную деятельность правоохранительных и контролирующих органов и 2) на личность должностных лиц этих органов и их близких.

По объекту посягательства это деяние отличается от состава преступления, предусмотренного ст. 311 УК, объектом которого является нормальная деятельность органов пра­восудия по уголовным делам и личность судей, присяжных заседа­телей и других участников уголовного процесса, указанных в дис­позиции данной статьи Уголовного кодекса.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заклю­чается в разглашении сведений о мерах безопасности, которые предусмотрены вышеназванным Федеральным законом от 22 марта 1995 г. и применяются в отношении должностного лица правоохранительного либо контролирующего органа в связи с их служебной деятельностью, а также их близких.

Наступление общественно опасных последствий в ч. 1 ст. 320 УК не предусмотрено (формальный состав). Преступление считается оконченным с момента разглашения соответствующих сведений, не подлежащих огласке.

Под разглашением понимается сообщение любым способом соответствующих сведений о мерах безопасности хотя бы одному лицу, которое заинтересовано в их получении, или тому, кто может передать их заинтересованному лицу.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямо­го умысла: лицо сознает, что действует противоправным образом - разглашает сведения о мерах безопасности, применяемых в отноше­нии должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов и их близких, и желает так поступить. Необходимым признаком субъективной стороны данного пре­ступления является специальная цель. Ответственность за разгла­шение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц, наступает только в том случае, если это деяние совершено в целях воспрепятствования их служебной деятельнос­ти. Мотивы разглашение сведений могут быть любыми: корысть, месть и др.

Субъект преступления – специальный – лицо, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе (сослуживец, сотрудник правоохранительных органов или органов государственной охраны, иное лицо, участвующее в реализации мер безопасности).

В ч. 2 ст. 320 УК сформулирован квалифицированный состав преступления, предусматривающий наступление тяжких послед­ствий в результате разглашения сведений.


Понятие тяжких последствий в законе не конкретизировано. Во-первых, к ним следует отнести гибель людей. При этом под ги­белью людей понимается как насильственная (убийство), так и не­насильственная (например, в результате несчастного случая в ходе погони) смерть хотя бы одного потерпевшего, находящаяся в при­чинной связи с разглашением соответствующих сведений. Во-вторых, причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, захват его в качестве заложника, изнасилование, причинение значительного имущественного вреда.

Субъективная сторона в данном случае характеризуется дву­мя формами вины: прямым умыслом по отношению к факту раз­глашения сведений о мерах безопасности и неосторожностью по от­ношению к наступившим последствиям, разглашение соответству­ющих сведений при сознании неизбежности убийства потерпевшего рассматривается как пособничество убийству и квалифицируется по ст. 33 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Дезорганизация деятельности учреждений, обес­печивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)

Данное преступ­ление является одним из наиболее опасных посягательств, направ­ленных против установленного порядка управления.

Исполнение приговоров судов к лишению свободы возложено на исправительные учреждения Министерства юстиции РФ. Исправительные учрежде­ния и органы, исполняющие наказания, призваны обеспечивать ис­полнение предписаний приговора суда о виде и сроке наказания, до­стижение исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц новых преступлений. Задачами уголовно-исполнительной системы являются также: обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, ис­полняющих наказание в виде лишения свободы; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профес­сионального образования и профессионального обучения; обеспе­чение охраны здоровья осужденных. При этом специально оговариваются обязанности учреждений, исполняющих наказание, создавать условия для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала
, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории.