Файл: 1. Понятие, значение и система Особенной части и ее соотношение с Общей частью уголовного права. Особенная часть уголовного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оскорбление представителя власти необходимо отличать от смежных преступлений.
Оскорбление, совершенное путем активных действий (например, нанесение пощечины), по внешним признакам сходно с преступлением, предусмотренным ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти). Различаются эти преступления как по объективным, так и по субъективным признакам. Если наряду с нормальной деятельностью органов власти непосредственным объектом оскорбления представителя власти является честь и достоинство последнего, то, совершая преступление, предусмотренное ст. 318 УК, виновный посягает на здоровье или телесную неприкосновенность потерпевших и на их нормальную служебную деятельность. Нанося оскорбление, виновный преследует цель унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания. Применяя насилие к представителю власти, субъект имеет целью нанести вред здоровью потерпевшего либо причинить ему физическую боль.
В судебной практике встречаются случаи, когда в действиях виновного одновременно содержатся признаки различных посягательств на нормальную деятельность представителей власти по исполнению ими своих должностных обязанностей (например, оскорбление и применение насилия либо оскорбление, соединенное с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа). В таких случаях совершенное должно квалифицироваться по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства из числа совершенных виновным. Совокупность нескольких преступлений такие деяния образуют только в тех случаях, когда они были совершены в разное время и не охватывались единым намерением, то есть образуют реальную совокупность преступлений.
Рассматриваемое преступление имеет сходство с хулиганством (ст.213 УК). Сложности, возникающие при отграничении этого преступления от хулиганства, заключаются в том, что с объективной стороны хулиганство может выразиться в оскорблении представителя власти. Различаются эти два преступления по объекту и по субъективной стороне. Основным объектом хулиганства является общественный порядок. При совершении этого преступления виновный сознает, что он грубо нарушает общественный порядок, и желает этого. Его мотивом являются хулиганские побуждения, явное неуважение к обществу. Если оскорбление представителя власти совершается из хулиганских побуждений, в целях проявления явного неуважения к обществу
, то оно должно квалифицироваться по ст. 213 УК. При отсутствии указанных признаков хулиганства оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с исполнением таких обязанностей квалифицируется по ст. 319 УК.
По совокупности с хулиганством оскорбление представителя власти квалифицируется только при условии, если оно представляет собой самостоятельное преступление, то есть в случаях реальной совокупности преступлений.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ)
Уголовная ответственность за данное общественно опасное деяние предусмотрена в соответствии со ст.19 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22 марта 1995 г. Целью установления мер безопасности является создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. К ним относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.
Частью 1 ст. 320 УК предусматривается ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.
Общественная опасность разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении названных лиц, заключается в том, что преступники получают возможность воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или отомстить им за такую деятельность.
Более подробная характеристика понятий должностного лица правоохранительных и контролирующих органов дана при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти).
По объекту посягательства рассматриваемое преступление посягает на
два непосредственных объекта: 1) на нормальную деятельность правоохранительных и контролирующих органов и 2) на личность должностных лиц этих органов и их близких.
По объекту посягательства это деяние отличается от состава преступления, предусмотренного ст. 311 УК, объектом которого является нормальная деятельность органов правосудия по уголовным делам и личность судей, присяжных заседателей и других участников уголовного процесса, указанных в диспозиции данной статьи Уголовного кодекса.
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в разглашении сведений о мерах безопасности, которые предусмотрены вышеназванным Федеральным законом от 22 марта 1995 г. и применяются в отношении должностного лица правоохранительного либо контролирующего органа в связи с их служебной деятельностью, а также их близких.
Наступление общественно опасных последствий в ч. 1 ст. 320 УК не предусмотрено (формальный состав). Преступление считается оконченным с момента разглашения соответствующих сведений, не подлежащих огласке.
Под разглашением понимается сообщение любым способом соответствующих сведений о мерах безопасности хотя бы одному лицу, которое заинтересовано в их получении, или тому, кто может передать их заинтересованному лицу.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо сознает, что действует противоправным образом - разглашает сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов и их близких, и желает так поступить. Необходимым признаком субъективной стороны данного преступления является специальная цель. Ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц, наступает только в том случае, если это деяние совершено в целях воспрепятствования их служебной деятельности. Мотивы разглашение сведений могут быть любыми: корысть, месть и др.
Субъект преступления – специальный – лицо, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе (сослуживец, сотрудник правоохранительных органов или органов государственной охраны, иное лицо, участвующее в реализации мер безопасности).
В ч. 2 ст. 320 УК сформулирован квалифицированный состав преступления, предусматривающий наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений.
Понятие тяжких последствий в законе не конкретизировано. Во-первых, к ним следует отнести гибель людей. При этом под гибелью людей понимается как насильственная (убийство), так и ненасильственная (например, в результате несчастного случая в ходе погони) смерть хотя бы одного потерпевшего, находящаяся в причинной связи с разглашением соответствующих сведений. Во-вторых, причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, захват его в качестве заложника, изнасилование, причинение значительного имущественного вреда.
Субъективная сторона в данном случае характеризуется двумя формами вины: прямым умыслом по отношению к факту разглашения сведений о мерах безопасности и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям, разглашение соответствующих сведений при сознании неизбежности убийства потерпевшего рассматривается как пособничество убийству и квалифицируется по ст. 33 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.
Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)
Данное преступление является одним из наиболее опасных посягательств, направленных против установленного порядка управления.
Исполнение приговоров судов к лишению свободы возложено на исправительные учреждения Министерства юстиции РФ. Исправительные учреждения и органы, исполняющие наказания, призваны обеспечивать исполнение предписаний приговора суда о виде и сроке наказания, достижение исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц новых преступлений. Задачами уголовно-исполнительной системы являются также: обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных. При этом специально оговариваются обязанности учреждений, исполняющих наказание, создавать условия для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала
, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории.