Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Вводилась пропорциональная система выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Нижней палатой считался рейхстаг. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась «единая Германия». При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики. Обе палаты обладали законодательной инициативой.

В состав Германии входило 18 земель. Каждая из них имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг - и своё правительство. В исключительной компетенции империи находились все важные вопросы. В вопросах уголовного и гражданского законодательства ландтаги могли «конкурировать» с рейхстагом, однако право империи имело перевес над правом земель. Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом.

Президент избирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг). В компетенцию президента входил роспуск рейхстага. Он командовал вооруженными силами, назначал на высшие военные и гражданские должности.

К компетенции президента относилось назначение правительства, ответственного перед рейхстагом. Главой императорского правительства был канцлер. Ему поручалось «формулирование руководящих принципов политики».

Со временем была провозглашена свобода совести, печати, слова и т. д. На предприятиях и в округах были созданы производственные советы, в компетенцию которых входили вопросы труда, зарплаты и некоторые другие. В общегерманском масштабе указанным кругом дел должен был ведать имперский хозяйственный совет.

92. Раскройте сущность и особенности нацистской диктатуры в Германии. Дайте характеристику механизму нацистской диктатуры и деформациям в праве.

В 1923 г. Германия снова попадает в ситуацию глубокого кризиса. Механизмы политического строя Веймарской республики оказываются несовершенными.

Партия Гитлера возникла в 1919 г.

Официально она получила название «национал-социалистической рабочей партии». Программа данной партии была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии.


Результатом выборов в ноябре 1923 г. был приход к власти фашистской партии. Формирование фашистского режима завершилось весной-летом 1933 г. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Эти законы могли не соответствовать Конституции. Установлению фашистской диктатуры способствовали три обстоятельства: монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, рабочий класс Германии оказался расколотым и потому безоружным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.

Получив власть, национал-социалисты ликвидировали все буржуазно-демократические свободы.

Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных «фюреров», которых назначали сверху. В подчинении партийного центра находились «штурмовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, состоящие из сторонников Гитлера. Политическая власть представляла собой пирамиду жесткого тоталитарного режима. Контролировались все сферы жизни.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе «фюрера». В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер.

В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие.

Законом от 27 февраля 1934 г. были учреждены хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.



С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна-была обеспечить германской нации господство над всем миром. В 1939 г. Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В этом же году начинаются военные действия против Польши.

93. Дайте характеристику государственному строю Германии после Второй мировой войны и Конституции ФРГ 1949 г.

После поражения Германии во Второй Мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. Германия была разделена на четыре оккупационные зоны (по решению Потсдамской конференции). Общее управление сосредоточилось в Союзном Совете. В коне 1946 года было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Таким образом, Германия разделилась на два самостоятельных государства (такое решение было принято на Лондонской конференции). Военные губернаторы США, Великобритании, Франции уполномочили премьер-министров в оккупированных зонах приступить к разработке проекта конституции будущего государства – ФРГ.8 мая 1949 года Парламентский совет принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель.

Новая конституция вступила в силу 23 мая 1949 года. Она восстановила демократические институты власти и управления. Новое германское государство было построено на основах федерализма. Оно образовалось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Законодательная власть принадлежит Парламенту, состоящему из двух независимых органов: Бундесрата (Союзный Совет) и Бундестага. Бундесрат – это узкая коллегия, которая выражает интересы субъектов федерации. Правительство каждой из земель назначает в Бундесрат своих уполномоченных.

Бундестаг избирается всем народом Германии и состоит из 496 членов. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам.

Бундестаг имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции. Для бундесрата характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.


Главой государства ФРГ является президент, который избирается на 5 лет Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, может распустить Бундестаг.

Исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках канцлера (председателя). Кандидатура канцлера представляется Президентом. Затем она избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство активно участвует в законодательном процессе. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера.

В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов. В его компетенцию входит: токования конституции, проверка соответствия федерального права и права земель Основному Закону, разрешение споров между федерацией и землями.

94. Охарактеризуйте государственный строй и право ГДР. Раскройте сущность государственно-правовых процессов объединения Германии в 1990 г.

Государственно-политическое определение Восточной Германии – Германской Демократической республики – пошло по принципиально иному пути создания социалистической государственности, причем, в силу особой значимости для СССР восточногерманской территории как «форпоста лагеря социализма», советского типа.

Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы организации государства: народовластие, сочетание законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства.

Высшим органом власти в Конституции была провозглашена Народная палата. Она состояла из 400 депутатов. Депутаты избирались на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании. Палата устанавливала принципы правительственной политике, утверждала состав правительства, осуществляла контроль над деятельностью правительства и его отозвании, управляла и контролировала всю деятельность государства, принимала решения о государственном бюджете, народно-хозяйственном плане и др.


Объем полномочий Президента был достаточно узок. Он избирался на 4 года, представлял республику в международных отношениях, принимал дипломатических представителей, осуществлял право помилования совместно с Народной палатой и т.п. Президентом может быть избран каждый гражданин, достигший 35 лет.

Высшим органом исполнительной власти было провозглашено Правительство. Оно формировалось представителем фракции, которая являлась сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждала состав правительства и его программу. Правительство было ответственно перед Народной Палатой.

Новая Конституция расширила рамки конституционного регулирования общественно-политического строя. В ней закрепились принципы организации и функционирования политических систем, взаимодействия партий, общественных организаций, трудовых коллективов. Марксистско-ленинские коммунистические рабочие партии закреплялись как главные политические институты, признавались единственной "руководящей и направляющей силой" общественной и государственной жизни. 

Основным органом власти становился однопалатный парламент — Народная палата — формировавшийся путем всенародного голосования. Народная Палата обладала очень широкими полномочиями, она же избирала центральный исполнительный орган — Государственный Советкоторый образовывался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручался также надзор за местными органами власти, он образовывал Национальный совет обороны – особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали полномочия любого органа власти.

Доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (марксистско-ленинская) (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и