Файл: Технологическая часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом поршневого двигателя. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блок-картера, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников и маховика.

Во время работы двигателя на детали кривошипно-шатунного механизма действуют давление газов, силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс, инерции неуравновешенных вращающихся масс, тяжести и трения. Все эти силы, за исключением силы тяжести, изменяют значение и направление рассматриваемых величин в зависимости от угла поворота коленчатого вала и процессов, происходящих в цилиндре двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм определяет тип двигателя по расположению цилиндров.

В двигателях автомобилей применяются различные кривошипно-шатунные механизмы: однорядные кривошипно-шатунные механизмы с вертикальным перемещением поршней и с перемещением поршней под углом применяются в рядных двигателях; двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с перемещением поршней под углом применяются в V-образных двигателях; одно- и двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с горизонтальным перемещением поршней находят применение в тех случаях, когда ограничены габаритные размеры двигателя по высоте.

Кривошипно-шатунный механизм



По расположению цилиндров

По перемещению поршней в цилиндрах



Однорядный

С вертикальным перемещением поршней



Двухрядный

С горизонтальным перемещением поршней



С перемещением поршней под углом





Рисунок 1 – Типы кривошипно-шатунных механизмов, классифицирова ных по различным признакам

На переднем конце коленчатого вала крепятся: ведущая звездочка цепного привода газораспределительного механизма; шкив ременной передачи для привода вентилятора, насоса охлаждающей жидкости, генератора; храповик для поворачивания вала вручную пусковой рукояткой. В заднем конце коленчатого вала имеется специальное гнездо для установки подшипника первичного (ведущего) вала коробки передач. К торцу заднего конца вала с помощью специальной шайбы болтами крепится маховик.

От осевых перемещений коленчатый вал фиксируется двумя опорными полукольцами, которые установлены в блоке цилиндров двигателя по обе стороны заднего коренного подшипника. Причем с передней стороны подшипника ставится сталеалюминиевое кольцо, а с задней – из спеченных материалов (металлокерамическое).

Маховик обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, накапливает энергию при рабочем ходе для вращения вала при подготовительных тактах и выводит детали кривошипно-шатунного механизма из мертвых точек. Энергия, накопленная маховиком, облегчает пуск двигателя и обеспечивает трогание автомобиля с места.
2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗБОРКИ

Правильная организация и высокое качество выполнения разбороч­ных работ оказывает значительное влияние на трудоемкость и качество ремонта.

Для достижения высокого качества ремонта, повышения культуры производства и производительности труда в технологический процесс разборки двигателя должны быть включены: наружная мойка двигателя со снятыми агрегатами электрооборудования, пропаривание внутрен­ней полости горячим паром и мойка частично разобранного двигателя.

При разборке двигателя следует руководствоваться следующими основными положениями:

-каждая операция разборки должна выполняться инструментами и приспособлениями, предусмотренными технологическим процессом данно­го производства;

-не разрешается наносить удары непосредственно по выпрессовы­ваемым деталям стальными молотками, зубилами и выколотками;

-детали, соединенные в узлы сваркой или прессовой посадкой, а также шпильки и технологические пробки

следует разбирать только в тех случаях, когда этого требуют условия ремонта одной из деталей;

-при разборке двигателя не допускается обезличивать следующие пары деталей, которые могут устанавливаться на двигатель только ком­плектом: шатуны и их крышки; сепараторы с роликами и наружные коль­ца подшипников коренных опор коленчатого вала; шестерни распреде­ления и привода агрегатов; половины средней опоры кулачкового вала топливного насоса высокого давления; детали плунжерных пар топливно­го насоса высокого давления; детали нагнетательных клапанов топлив­ного насоса высокого давления; иглы и корпусы распылителей форсу­нок; втулки и штоки топливоподкачивающих насосов; крышка со стороны привода и крышка оси рычага стартера.

Разборку и сборку двигателя на разных этапах технологического процесса производят на специальном стенде. При установке двигателя на стенд снимают
четыре технологические заглушки на блоке цилиндров и находящиеся под ними

четыре технологических отверстия совмещают с установочными пальцами концах поворотных балок, после чего пальцы ввертывают до упора. Подъем, транспортировку и установку двигателя на стенд осуществляют кран-балкой грузоподъемностью 2т с применением подвески. Четыре крюка этой подвески зацепляют за рым-болты, ввернутые в передние и задние торцы четырех головок блока цилиндров.

При разборке детали и узлы, снятые с двигателя, укладывают в ящики, пирамиды, стеллажи с ячейками и на различные подставки. Тех­нологический процесс разборки двигателя заключается в следующем:

- устанавливают двигатель временно на подставку так, чтобы не по­вредить масляный поддон;

- отвертывают стяжные болты хомутов крепления стартера, сни­мают стартер и кронштейны крепления стартера;

- вывертывают из блока цилиндров соединительную гайку слив­ной трубки, снимают сливную трубку, находящуюся в задней части с правой стороны блока над стартером и кляммер ее крепления;

- снимают с двигателя генератор и кронштейн его крепления;

- с двигателя снимают крыльчатку вентилятора и гидромуфту привода вентилятора;

- снимают запорный клапан угловой фланец насоса, отвертывают стяжной болт хомута и снимают с двигателя мас­лозакачивающий насос с электромотором в сборе;

- снимают датчик тахометра;

- снимают четыре заглушки водяных каналов блока цилиндров – по две заглушки с каждой стороны;


- вывертывают сливную пробку масляного поддона;

- производят наружную мойку с пропариванием внутренней полости двигателя;
- устанавливают двигатель на стенд для разборки и закрепляют на стенде с помощью четырех установочных пальцев;

- снимают крышки головок цилиндров;

- снимают турбокомпрессоры с двигателя, отсоединив предварительно подводящие патрубки, трубки подвода масла от фильтра к турбокомпрессорам и трубки слива масла из турбокомпрес­соров, отсоединяют шланги впускных коллекторов и, отвернув гайки крепления турбокомпрессоров, снимают турбокомпрессоры;

- проворачивают двигатель картером маховика вниз;

- снимают поддон блока цилиндров и его прокладку;

- снимают маслозаборник с всасывающей трубкой и отводящие трубки масляного насоса;

- снимают масляный насос и его регулировочные прокладки;

- производят наружную и внутреннюю мойку двигателя, но без пропаривания внутренней полости. Снимают подводящую трубу от водяного насоса к блоку, соединительную муфту, патрубок, прокладки и резиновые кольца;

- снимают масляный фильтр и прокладки;

- отвернув гайки, снимают со шпилек передней крышки блока привод вспомогательных агрегатов и вынимают соединительных валик привода;

- снимают перепускную трубку водяных термостатов и кляммер;

- снимают трубки вентиляции картера и кляммер их крепления;

- вывертывают направляющую трубку указателя уровня масла и снимают фланец указателя с прокладкой;

- снимают топливные трубки высокого давления;

- снимают топливные трубки низкого давления и кляммеры их крепления;

- снимают фильтр грубой очистки топлива;

- снимают фильтр тонкой очистки топлива;

- отсоединяют дренажные трубки форсунок;

- отвернув гайки скоб крепления форсунок, снимают форсунки;
- отвернув болты крепления топливного насоса высокого давления, снимают

насос в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска и регулятором;

- отвертывают гайку крепления полумуфты на валу привода топ­ливного насоса высокого давления, снимают ведущую полумуфту, выпрессовывают шпонку из канавки вала привода топливного насоса высокого давления; для предохранения вала от изгиба при вы­прессовке шпонки под конец вала устанавливают подставку;

- снимают с двигателя патрубки и соединительную трубку водяных термостатов;


- снимают сапун;

- снимают топливоподкачивающий насос;

- отсоединяют и снимают переднюю крышку блока и прокладку;

- повертывают двигатель на стенде головками цилиндров вниз;

- отогнув усы замковых пластин болтов крепления маховика, вывертывают болты и, ввертывая два технологических болта М12 в отвер­стия маховика до упора в торец ступицы, снимают маховик. Во избе­жание перекоса маховика болты необходимо ввернуть одновременно;

- снимают ступицу маховика, используя механические или гидравлический съемники;

- снимают привод генератора;

- снимают водяной насос;

- снимают картер маховика;

- снимают маслоотражатель с заднего конца коленчатого вала;

- повертывают двигатель на стенде вверх головками цилиндров;

- разъединяют шланги и муфты водяных труб и впускных коллекторов;

- отвернув гайки крепления стоек коромысел, снимают коромысла клапанов с осями и стойками и вынимают штанги толкателей;

- отвернув гайки крепления головок цилиндров, снимают головки цилиндров;
- поворачивают двигатель на стенде картером маховика вниз;

- вынимают поршни с шатунами и кольцами;

- поворачивают двигатель на стенде вниз картерной частью блока;

- извлекают гильзы из блока цилиндров;

- снимают гаситель крутильных колебаний, полумуфту отбора мощности и промежуточное кольцо;

- вывернув болты, снимают упорный подшипник и упорное и промежуточное кольца;

- поворачивают двигатель на стенде картером маховика вниз;

- снимают коленчатый вал. Извлечение коленчатого вала из блока производится с помощью электротельфера за подвеску. Для об­легчения извлечения вала рекомендуется наклонить двигатель на 5° от вертикальной оси в сторону оправок, что обеспечит более надежное прижатие роликов в сепараторах к беговым дорожкам коленчатого ва­ла;

- поворачивают двигатель на стенде вверх картерной частью блока;

- снимают шестерни распределения и привода агрегатов, для че­го расшплинтовывают болты крепления промежуточной шестерни при­вода масляного насоса и промежуточной шестерни привода водяного насоса; вывертывают болты и снимают шестерни, разогнув усики сто­порных шайб, вывертывают болты и выпрессовывают шестерню при­вода топливного насоса высокого давления в сборе с валом и подшипниками;