ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ
Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом поршневого двигателя. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блок-картера, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников и маховика.
Во время работы двигателя на детали кривошипно-шатунного механизма действуют давление газов, силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс, инерции неуравновешенных вращающихся масс, тяжести и трения. Все эти силы, за исключением силы тяжести, изменяют значение и направление рассматриваемых величин в зависимости от угла поворота коленчатого вала и процессов, происходящих в цилиндре двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм определяет тип двигателя по расположению цилиндров.
В двигателях автомобилей применяются различные кривошипно-шатунные механизмы: однорядные кривошипно-шатунные механизмы с вертикальным перемещением поршней и с перемещением поршней под углом применяются в рядных двигателях; двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с перемещением поршней под углом применяются в V-образных двигателях; одно- и двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с горизонтальным перемещением поршней находят применение в тех случаях, когда ограничены габаритные размеры двигателя по высоте.
Кривошипно-шатунный механизм
По расположению цилиндров
По перемещению поршней в цилиндрах
Однорядный
С вертикальным перемещением поршней
Двухрядный
С горизонтальным перемещением поршней
С перемещением поршней под углом
Рисунок 1 – Типы кривошипно-шатунных механизмов, классифицирова ных по различным признакам
На переднем конце коленчатого вала крепятся: ведущая звездочка цепного привода газораспределительного механизма; шкив ременной передачи для привода вентилятора, насоса охлаждающей жидкости, генератора; храповик для поворачивания вала вручную пусковой рукояткой. В заднем конце коленчатого вала имеется специальное гнездо для установки подшипника первичного (ведущего) вала коробки передач. К торцу заднего конца вала с помощью специальной шайбы болтами крепится маховик.
От осевых перемещений коленчатый вал фиксируется двумя опорными полукольцами, которые установлены в блоке цилиндров двигателя по обе стороны заднего коренного подшипника. Причем с передней стороны подшипника ставится сталеалюминиевое кольцо, а с задней – из спеченных материалов (металлокерамическое).
Маховик обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, накапливает энергию при рабочем ходе для вращения вала при подготовительных тактах и выводит детали кривошипно-шатунного механизма из мертвых точек. Энергия, накопленная маховиком, облегчает пуск двигателя и обеспечивает трогание автомобиля с места.
2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗБОРКИ
Правильная организация и высокое качество выполнения разборочных работ оказывает значительное влияние на трудоемкость и качество ремонта.
Для достижения высокого качества ремонта, повышения культуры производства и производительности труда в технологический процесс разборки двигателя должны быть включены: наружная мойка двигателя со снятыми агрегатами электрооборудования, пропаривание внутренней полости горячим паром и мойка частично разобранного двигателя.
При разборке двигателя следует руководствоваться следующими основными положениями:
-каждая операция разборки должна выполняться инструментами и приспособлениями, предусмотренными технологическим процессом данного производства;
-не разрешается наносить удары непосредственно по выпрессовываемым деталям стальными молотками, зубилами и выколотками;
-детали, соединенные в узлы сваркой или прессовой посадкой, а также шпильки и технологические пробки
следует разбирать только в тех случаях, когда этого требуют условия ремонта одной из деталей;
-при разборке двигателя не допускается обезличивать следующие пары деталей, которые могут устанавливаться на двигатель только комплектом: шатуны и их крышки; сепараторы с роликами и наружные кольца подшипников коренных опор коленчатого вала; шестерни распределения и привода агрегатов; половины средней опоры кулачкового вала топливного насоса высокого давления; детали плунжерных пар топливного насоса высокого давления; детали нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления; иглы и корпусы распылителей форсунок; втулки и штоки топливоподкачивающих насосов; крышка со стороны привода и крышка оси рычага стартера.
Разборку и сборку двигателя на разных этапах технологического процесса производят на специальном стенде. При установке двигателя на стенд снимают
четыре технологические заглушки на блоке цилиндров и находящиеся под ними
четыре технологических отверстия совмещают с установочными пальцами концах поворотных балок, после чего пальцы ввертывают до упора. Подъем, транспортировку и установку двигателя на стенд осуществляют кран-балкой грузоподъемностью 2т с применением подвески. Четыре крюка этой подвески зацепляют за рым-болты, ввернутые в передние и задние торцы четырех головок блока цилиндров.
При разборке детали и узлы, снятые с двигателя, укладывают в ящики, пирамиды, стеллажи с ячейками и на различные подставки. Технологический процесс разборки двигателя заключается в следующем:
- устанавливают двигатель временно на подставку так, чтобы не повредить масляный поддон;
- отвертывают стяжные болты хомутов крепления стартера, снимают стартер и кронштейны крепления стартера;
- вывертывают из блока цилиндров соединительную гайку сливной трубки, снимают сливную трубку, находящуюся в задней части с правой стороны блока над стартером и кляммер ее крепления;
- снимают с двигателя генератор и кронштейн его крепления;
- с двигателя снимают крыльчатку вентилятора и гидромуфту привода вентилятора;
- снимают запорный клапан угловой фланец насоса, отвертывают стяжной болт хомута и снимают с двигателя маслозакачивающий насос с электромотором в сборе;
- снимают датчик тахометра;
- снимают четыре заглушки водяных каналов блока цилиндров – по две заглушки с каждой стороны;
- вывертывают сливную пробку масляного поддона;
- производят наружную мойку с пропариванием внутренней полости двигателя;
- устанавливают двигатель на стенд для разборки и закрепляют на стенде с помощью четырех установочных пальцев;
- снимают крышки головок цилиндров;
- снимают турбокомпрессоры с двигателя, отсоединив предварительно подводящие патрубки, трубки подвода масла от фильтра к турбокомпрессорам и трубки слива масла из турбокомпрессоров, отсоединяют шланги впускных коллекторов и, отвернув гайки крепления турбокомпрессоров, снимают турбокомпрессоры;
- проворачивают двигатель картером маховика вниз;
- снимают поддон блока цилиндров и его прокладку;
- снимают маслозаборник с всасывающей трубкой и отводящие трубки масляного насоса;
- снимают масляный насос и его регулировочные прокладки;
- производят наружную и внутреннюю мойку двигателя, но без пропаривания внутренней полости. Снимают подводящую трубу от водяного насоса к блоку, соединительную муфту, патрубок, прокладки и резиновые кольца;
- снимают масляный фильтр и прокладки;
- отвернув гайки, снимают со шпилек передней крышки блока привод вспомогательных агрегатов и вынимают соединительных валик привода;
- снимают перепускную трубку водяных термостатов и кляммер;
- снимают трубки вентиляции картера и кляммер их крепления;
- вывертывают направляющую трубку указателя уровня масла и снимают фланец указателя с прокладкой;
- снимают топливные трубки высокого давления;
- снимают топливные трубки низкого давления и кляммеры их крепления;
- снимают фильтр грубой очистки топлива;
- снимают фильтр тонкой очистки топлива;
- отсоединяют дренажные трубки форсунок;
- отвернув гайки скоб крепления форсунок, снимают форсунки;
- отвернув болты крепления топливного насоса высокого давления, снимают
насос в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска и регулятором;
- отвертывают гайку крепления полумуфты на валу привода топливного насоса высокого давления, снимают ведущую полумуфту, выпрессовывают шпонку из канавки вала привода топливного насоса высокого давления; для предохранения вала от изгиба при выпрессовке шпонки под конец вала устанавливают подставку;
- снимают с двигателя патрубки и соединительную трубку водяных термостатов;
- снимают сапун;
- снимают топливоподкачивающий насос;
- отсоединяют и снимают переднюю крышку блока и прокладку;
- повертывают двигатель на стенде головками цилиндров вниз;
- отогнув усы замковых пластин болтов крепления маховика, вывертывают болты и, ввертывая два технологических болта М12 в отверстия маховика до упора в торец ступицы, снимают маховик. Во избежание перекоса маховика болты необходимо ввернуть одновременно;
- снимают ступицу маховика, используя механические или гидравлический съемники;
- снимают привод генератора;
- снимают водяной насос;
- снимают картер маховика;
- снимают маслоотражатель с заднего конца коленчатого вала;
- повертывают двигатель на стенде вверх головками цилиндров;
- разъединяют шланги и муфты водяных труб и впускных коллекторов;
- отвернув гайки крепления стоек коромысел, снимают коромысла клапанов с осями и стойками и вынимают штанги толкателей;
- отвернув гайки крепления головок цилиндров, снимают головки цилиндров;
- поворачивают двигатель на стенде картером маховика вниз;
- вынимают поршни с шатунами и кольцами;
- поворачивают двигатель на стенде вниз картерной частью блока;
- извлекают гильзы из блока цилиндров;
- снимают гаситель крутильных колебаний, полумуфту отбора мощности и промежуточное кольцо;
- вывернув болты, снимают упорный подшипник и упорное и промежуточное кольца;
- поворачивают двигатель на стенде картером маховика вниз;
- снимают коленчатый вал. Извлечение коленчатого вала из блока производится с помощью электротельфера за подвеску. Для облегчения извлечения вала рекомендуется наклонить двигатель на 5° от вертикальной оси в сторону оправок, что обеспечит более надежное прижатие роликов в сепараторах к беговым дорожкам коленчатого вала;
- поворачивают двигатель на стенде вверх картерной частью блока;
- снимают шестерни распределения и привода агрегатов, для чего расшплинтовывают болты крепления промежуточной шестерни привода масляного насоса и промежуточной шестерни привода водяного насоса; вывертывают болты и снимают шестерни, разогнув усики стопорных шайб, вывертывают болты и выпрессовывают шестерню привода топливного насоса высокого давления в сборе с валом и подшипниками;