Файл: Задание Кейс Уроки выживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Кейс «Уроки выживания»

(Текст: Иван Марчук // Журнал «Секрет Фирмы»41(273)от20.10.2008)
Глобальный кризис ставит руководителей компаний в новые, экстре-мальныеусловия."Секретфирмы"предлагаетнаборправилдлявыживанияв этихусловиях.

Кризис привел к изменению задач, которые стоят перед российскими компаниями: вместо вопроса, как приумножить, руководители компаний оза- бочены вопросом, как сохранить. "Ситуация для многих неясна, и это только усугубляет положение вещей. Из реальных мер, принимаемых нами и наши- ми партнерами, можно отметить кардинальное сокращение расходов, непри- быльных направлений, а также сокращение персонала",— говорит Сергей Рыжиков, генеральный директор ИТ-компании "1С-Битрикс".

Первыми жертвами борьбы российских компаний с издержками стали персонал, непрофильные расходы и инвестпланы. Девелоперы Mirax Group и "Интеко" наряду с автопроизводителями — ГАЗом и КамАЗом — заморози- ли новые проекты и планы расширения производства. РБК, банк "Союз" и многие инвестбанки провели массовые сокращения. Интернет-магазин Ozon отказался от предновогодней рекламной кампании.

"Пока что большая часть компаний совершает одну и ту же ошибку: режут то, что заметнее всего, не думая ни об эффективности, ни о буду- щем",— считает управляющий партнер Most Marketing Виктор Ларионов.

Что же необходимо для успешного прохождения "черной полосы"?

    1. Сокращать издержки

Не следует бездумно сокращать издержки. Увольнение ключевых логистов и одновременный переход на более дешевую туалетную бумагу для офиса не спасет бизнес.

"В панике руководство компаний совершает две ошибки. Во-первых, сокращаются небольшие, но заметные статьи расходов, например имиджево-
го характера, что сразу же посылает негативный сигнал рынку о состоянии компании. Во-вторых, бездумная борьба с издержками наносит ущерб само- му бизнесу",— говорит Виктор Ларионов. В качестве примера он приводит своего знакомого, возглавляющего логистическую компанию. Собственники предложили ему отобрать 10% сотрудников с наибольшими зарплатами и уволить половину из них. Хотя именно эти люди и приносят фирме основные доходы.

Сокращение издержек в условиях паники — задача непростая. Глава ВТБ Андрей Костин на прошлой неделе пообещал в рамках сокращения рас- ходов даже убрать цветы из своего кабинета. Задержка зарплат на две недели в начале октября на Горьковском металлургическом заводе привела к митин- гу возле проходной предприятия. В результате на проблемы завода обратило внимание руководство города, потребовав срочно рассчитаться с рабочими.

Главный принцип при сокращении издержек — оно не должно сказы- ваться на основном бизнесе компании и создавать панику в трудовом коллек- тиве.

    1. Отсекать лишнее

Заморозьте проекты, разработанные в более позитивных макро- экономических условиях. Помните: не всегда следует завершать нача- тое.

Перспективные проекты развития российские компании начали массо- во отменять с первой же недели кризиса. Помимо уже упомянутых, девело- перов и автопроизводителей инвестпрограммы стали резать компании прак- тически во всех отраслях. Тенденция затронула даже тех, кто от кризиса пока не пострадал.

"На нашу текущую деятельность финансовый кризис серьезного влия- ния не оказал,— говорит генеральный директор ООО "Русское зерно" Алек- сей Верхотуров.— Сейчас урожай собран, серьезных затрат на данном этапе растениеводческого цикла не нужно. К тому же наша компания от кредитно- го рынка зависит мало — долговая нагрузка у нас низкая". При этом "Русское зерно" отказалось от ряда перспективных планов. Например, от проведения IPO, строительства соевого и крахмального заводов. "Вложение в замену, модернизацию оборудования осуществлять будем, как и запланировали. Но

серьезные проекты пока отложим. Просто если раньше мы могли получить долларовый кредит с эффективной ставкой 10% годовых, то теперь как рос- сийские, так и иностранные банки предлагают валюту под 13-14%. Плюс к этому началось падение цен на зерно: цены даже могут подобраться к крити- ческой отметке 3 руб. за килограмм, что соответствует себестоимости произ- водства",— объясняет Верхотуров. Понятно, что строить грандиозные планы в таких условиях, по меньшей мере, глупо.

Многие компании приостанавливают продвижение продуктов, на кото- рые еще несколько месяцев назад делали основной акцент. Банки в массовом порядке сворачивают свои рекламные акции: глупо рекламировать потреби- тельские и ипотечные кредиты, которые практически не выдаются.

Перспективный проект, задуманный в начале года, может сейчас выка- чать из вашей компании последние остатки сил и наличности.

    1. Быть начеку

Внедрите в компании принципы управления в условиях неопреде- ленности. Необходимо поддерживать операционную эффективность биз- неса.

В условиях, когда никто не знает, чем все закончится, нужно быть го- товым ко всему. Виктор Ларионов говорит, что сегодня многие компании устраивают выездные мозговые штурмы для принятия стратегических реше- ний. "Топ-менеджеры собираются на выходных и вырабатывают варианты действий в кризисных условиях. Совсем недавно помогал в организации та- кого совещания одной пищевой компании. Они создали антикризисный штаб из четырех человек и решали, куда им деть свободную наличность: сохра-

нить или вложить в покупку конкурентов. Решили сохранить",— рассказыва- ет он.

Готовность быстро реагировать в условиях кризиса становится важным конкурентным преимуществом. "Наши специалисты разработали семь вари- антов стратегий, которые учли все основные сценарии развития кризиса в от- расли,— рассказывает Янис Куликовский, генеральный директор кондитер- ского дома "Шандени".— Просто на данный момент ситуация не очевидна:
нет четких трендов, позволяющих сделать вывод о дальнейшей динамике развития кризиса. На сегодня компания заняла выжидающую позицию". Сре- ди вариантов есть даже совсем пессимистичный: например, повышение цен на сырье (несмотря на огромный урожай масличных культур, из которых по- лучают жиры, используемые для изготовления шоколада).

    1. Заработать на кризисе

Используйте краткосрочные возможности. Если вы чувствуете се- бя лучше отрасли в целом, то кризис дает вам шанс улучшить положе- ние.

Многие компании собираются не просто пережить кризис, но и выйти из него более сильными, чем прежде.

Ряд отраслей и вовсе может извлечь выгоду из кризиса. "Для ИТ- компаний кризис открывает дополнительные возможности: аутсорсинг все- гда оказывается на повестке дня в крупных компаниях, когда рынок пада- ет,— говорит Петер Линдберг, директор представительства ИТ-компании TietoEnator в Санкт-Петербурге.— Передача ИТ-задач на аутсорсинг гаран- тирует клиентам до 70% сокращения расходов. Сейчас может начаться бум на этот вид услуг".

Директор по внешним связям банка "Траст" Андрей Согрин считает, что после того как минует острая фаза кризиса в банковской сфере, "Траст" сможет начать экспансию. "Мы еще год назад отказались от ипотеки, а затем и автокредитов. Начали проводить очень консервативную политику. Поэтому наши потери от кризиса составили всего $14 млн на всю банковскую группу "Траст" (два банка, управляющая компания и факторинговая компании). При этом у нас есть большой запас ликвидности, так что в перспективе мы рас- считываем занять то место, которое освободят другие банки",— говорит он.

Кризис дает шанс совершить то, чего вы не смогли бы сделать в спо- койных условиях: реструктурировать компанию без опасения вызвать недо- вольство коллектива или совершить недружественное поглощение конкурен- та.

    1. Работать с коллективом


Управляйте ожиданиями и настроениями персонала. 80% сотруд- ников вашей компании активно обсуждают, какими бедами грозит вам и им развернувшийся кризис. Остальные 20% ничего не смыслят в бизне- се.

Две недели назад были уволены сотрудники питерского офиса интер- нет-провайдера "Акадо-Нева". "Нам толком не объяснили, с какими именно

трудностями столкнулась компания. Просто всех уволили, а деятельность компании приостановили",— говорит бывшая сотрудница "Акадо-Нева".

В самой компании при этом говорят, что никаких глобальных трудно- стей не испытывают, а увольнения вызваны реструктуризацией.

Российские компании еще только учатся объяснять трудовым коллек- тивам свою кадровую политику. Пока же объяснения сводятся к минимуму, а предприниматели как огня боятся слова "увольнение". В Хоум кредит энд финанс банке сообщили, что "было принято решение об оптимизации чис- ленности персонала". Но увольнения без внятных объяснений порождают слухи о нестабильной ситуации в компании. Так что, несмотря на тотальную нехватку времени и общую нервозность, говорить с коллективом необходи- мо. "Я бы рекомендовал уволить 10-15% плохих сотрудников. Далее выде- лить 10-15% самых ценных сотрудников и уделять особое внимание их пси- хологическому состоянию. Также я рекомендую больше "общаться с наро- дом" и помнить, что отсутствие информации порождает стресс",— говорит Сергей Моисеев.

    1. Быть реалистом

Кризис не навсегда. Помните: на фоне общей паники большинство проигрывает, но меньшинство побеждает. Кризис — хороший повод ока- заться во второй компании.

"Если ваша фирма развивалась исключительно на заемные средства и не имеет больших покровителей, следует четко осознавать, что кризис вы не переживете. Вам придется выбирать между продажей бизнеса с непропор- ционально большим дисконтом и его ликвидацией.