Файл: Использование развивающих игр и игрушек в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебный материал - логические блоки Dienek - уникален по своим возможностям. Игры, воссоздающие образные и сюжетные изображения из геометрических фигур.
Танграм", головоломка "Пифагор", игры, воссоздающие силуэты из специальных наборов. 'Монгольская игра', 'Колумбово яйцо', вьетнамская игра 'Магический круг', 'Пентамино', применяя логические задачи Н.М. Бонгарда и исследовательские творческие задачи А. Зака, а также систему развития логико-математического мышления и способностей у детей дошкольного возраста, основанную на играх и упражнениях с использованием этих материалов. Система призвана помочь детям развить логико-математическое мышление и способности.
Для детей дошкольного возраста важно пробудить мыслительную и познавательную деятельность, научиться искать знания. Дети, привыкшие с раннего возраста следовать готовым рецептам "типовых решений", теряют способность самостоятельно мыслить и решать задачи в ситуациях, когда от них это требуется.
Через игры и упражнения с занимательным математическим материалом дети учатся находить собственные решения. Учителя дают детям только схему и направление анализа задачи, что в конечном итоге приводит к решению. Систематическое обучение решению задач таким способом развивает умственную бдительность, самостоятельное мышление, творческое отношение к учебным задачам и инициативу.
Материалы, разработанные бельгийским математиком X. Кюизером, широко известны во всем мире. Они предназначены для обучения математике и развития речи и используются педагогами многих стран с детьми от младшего дошкольного до школьного возраста. Палочки Кюизенера также известны как цветные палочки, цветные цифры, цветные линейки и счетные палочки.
Основными характеристиками этого учебного пособия являются его абстрактность, универсальность и высокая эффективность.X. X. X. Палочки Cuisinart наиболее соответствуют монографическому методу обучения цифрам и счету.
Таким образом, развивающая ценность игры заключается в реализации возможностей для целостного развития ребенка, в подготовке к новой деятельности, обучению, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.
1.3. Технология использования развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего дошкольного возраста.
Эффективное развитие интеллектуальных навыков детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и растут в век компьютеров и информационных технологий, и их математическое развитие нельзя свести к приобретению конкретных навыков счета, вычисления и измерения.
Для успешной подготовки детей к школе требуются не просто конкретные знания, а способность демонстрировать связное и логическое мышление, рассуждения и умственные способности. Поэтому воспитание детского ума является важнейшим вопросом в современной системе образования. Необходимость уметь ориентироваться в постоянно увеличивающемся объеме знаний предъявляет иные требования к образованию юных умов, чем 30-40 лет назад. На первый план выходит проблема развития способности к активной умственной деятельности.
Дошкольный возраст является самым критическим периодом в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются основы будущего поведения, активно развиваются воображение, творчество и общая спонтанность. Однако эти необходимые качества формируются не в процессе обучения, а в самой привычной для детей деятельности - игре.
Из всего многообразия игр, основой для успешного всестороннего развития детей, являются развивающие игры. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, создано развивающих игр и пособий. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
• совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
• повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
• органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
• единство обучающих и воспитательных воздействий
Реализуя эти принципы, создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Ребенок, увлекаясь привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».
Каждая из развивающих игр, - как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В деятельности с помощью игровых технологий детей развиваются психические процессы.
Вывод по первой главе:
Изучение природы и функций игры в воспитательном процессе детей дошкольного возраста показало, что игра наделена как чисто воспитательными, так и педагогическими функциями. Поэтому необходимо более точно определить особенности игры дошкольников и ее влияние на развитие детей, найти ее место в общей воспитательной деятельности детских учреждений.
В итоге, игра - это деятельность, которая выражает отношение человека к окружающему миру. Именно в этом мире впервые формируется желание влиять на окружающую среду и изменять ее. Предпосылки для игровой деятельности возникают тогда, когда появляется желание, которое не может быть реализовано немедленно.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Систематизация дидактических игр в познавательной деятельности детей дошкольного образовательного учреждения
Дидактические игры являются основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает мир людей, а через игру ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, которые позволяют развивать сенсорные, моторные и интеллектуальные способности ребенка.
Дидактические игры ставят перед ребенком конкретные задачи, требующие концентрации, внимания, умственных способностей, умения понимать правила, порядок поведения, умения преодолевать трудности и т.д. Игры способствуют эмоциональному и перцептивному развитию детей дошкольного возраста, формированию идей и усвоению знаний. Игра дает возможность научить детей экономным и рациональным способам решения различных умственных и практических задач. В этом заключается развивающая роль. Педагоги ставят детей в такие ситуации, которые требуют от них умения играть вместе, контролировать свое поведение, быть справедливыми и честными, гибкими и требовательными.
Успешное руководство дидактическими играми требует, чтобы было выбрано и продумано содержание программы, четко определена ее цель, место и роль в общем образовательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Цель игр - развивать и поощрять познавательную активность детей, самостоятельность, инициативу, различные способы решения игровых задач, доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь сверстникам.
Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Кроме того учитываю, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками.
При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям «круг» – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; «прямоугольник» – картина, дверь; «овал» – яйцо. И наоборот: педагог называет предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра, «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя.
Очень нравится детям игра «Найди свой домик» (Приложение 1,2). Здесь дети развивают подвижность, и закрепляют знания о цвете, форме, развивают умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяют словарный запас. Дети с интересом определяют цвет, форму своего «ключика» и стараются сами правильно найти свой домик и помочь другим ребятишкам.
Играя в такие дидактические игры «Разрезные картинки», «Что это?» (Приложение 1.3., 1.4) у детей формируются представления о целостном образе предмета, кроме того развивается внимание, восприятие. Дети увлекаются составлением картинки, предварительно сказав, что получится волшебная фигурка, подарок для зайчика и т.п. Тем самым, создавая настрой на необычный и неизвестный конечный результат, игровой, сюрпризный момент.
В конструировании детям очень нравиться самим выбирать цвет и форму материала, воспитывая тем самым у них самостоятельность. Так, например, играя в строителей (Приложение 3), «…а строить мы будем разноцветные башни. Возьмите из коробки тот кубик, который вам больше всего понравиться». Строятся башни из строительного материала, с обозначением определенной формы и цвета строительного материала у каждого ребенка.
Для познавательно-речевого развития детей эффективна игра «Наряди ёлочку» (младший и ранний возраст, Приложение 4). «Воспитатель: у Зайки, Мишки, Белочки праздник. К ним скоро приедет Дед Мороз. Они нарядились, завязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? Какого цвета бантик у Белочки? А какой бантик у Мишки? Игрушки у нас очень нарядные и хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста. Повесим на елочку Зайчика все шарики такого же цвета как его бантик. Какие шарики нужно повесить на елочку Белочки? А на елочку Мишки?» Дети самостоятельно выполняют задания, в случае затруднения обращаем внимание детей на цвет бантика сидящей под елкой игрушки. Игра носит и познавательный, и развивающий, и воспитательный характер.
Руководя играми, необходимо использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направлять игру, поддерживать их инициативу, сопереживать с ними радость игры. Иногда рассказывать, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Можно и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр педагог, сохраняет и уберегает её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражая удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы.