Файл: Использование развивающих игр и игрушек в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. / «Умственное воспитание дошкольников» под редакцией Н.Н. Поддъякова. - М.,1972г.

  2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева., кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 144с.

  3. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения/ В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989г.

  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду./ А.К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991 — 160 с.

  5. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская. Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966.

  6. Венгер Л.А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию./ Л.А. Вагнер. - М., Просвещение, 1978. 95 с.

  7. Герасимов С. В. Когда учение становится привлекательным/С.В. Герасимов. - М., 1993.- №4

  8. Дерябина Л.Б. Играем вместе / Л.Б. Дерябина //Дошкольная педагогика. – 2014. – №1.

  9. Максаков А.И. Учите играя./ А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя» - Москва: Просвещение, 1983 - с.144.

  10. Мухина В.С. Детская психология./ Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.

  11. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей./ Е.И. Тихеева. - М., Просвещение, 1965.-118с.

  12. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников./ Е. И. Удальцова. Минск, 1976

Приложение 1
Примеры дидактических игр, использующихся в работе с детьми:

1.1 Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок».

Дидактические задачи: учить группировать предметы по цвету, учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по размеру, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание. 

1.2 Дидактическая игра «Найди свой домик».

Дидактические задачи: развивать подвижность; закреплять знания о цвете, форме, умение классифицировать по одному-двум признакам, учить соотносить предметы по цвету и форме.

1.3 Дидактическая игра «Разрезные  картинки».

Дидактические задачи: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

1.4 Дидактическая игра «Что это?»


Дидактические задачи: учить различать основные цвета, формировать у детей представления о целостном образе предмета, развивать внимание, наблюдательность.

1.5 Дидактическая игра «Большие и маленькие»

Дидактические задачи: учить отличать особенности внешнего вида различных домашних животных и их детенышей, их пищу, обогащение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши», умение употреблять в речи слова: «один», «много»; развивать зрительную память, внимание, усидчивость, мелкую моторику, связную речь,  интерес к живой природе.

1.6 Дидактическая игра «Построй башню»

Дидактические задачи: учить сравнивать элементы строительного набора по расположению (внизу – наверху), закреплять представления основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), упражнять в умении различать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник.

1.7 Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактические задачи: вырабатывать навык в определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

1.8 Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

Дидактические задачи: учить выбирать предметы по образцу на ощупь различные объемные геометрические формы и предметы по величине (большой, маленький).
Приложение 2
Конспект занятия во второй младшей группе по ФЭМП на тему:

«А у наших, у ворот, Чудо – дерево растет».
Программное содержание:

 Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

 Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый.

 Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику.

 Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Материал: макет дерева, на нем 4 ярких мешочков с цветными бантиками, мягкая игрушка медвежонка, горшочек, геометрические фигуры, разноцветные бабочки и цветочки, орешки, обручи.

Ход занятия

- Мы сегодня побываем в сказке. Все будет по – сказочному. Закройте глазки. (У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

А у наших, у ворот                                    



Чудо-дерево растет.                                  

Чудо, чудо, чудо, чудо                              

Расчудесное!

Не листочки на нем,   

А мешочки на нем,

А мешочки на нем,

Словно яблоки!

- Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево. Давайте посмотрим, что же на нем выросло (мешочки). Мешочки с заданием.

1. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков.

- Кто это? Медвежонок. Что любит медведь? (мед)

Воспитатель достает горшочек.

- Он оставил горшочек (трясет его, слышится шум). Там точно не мед. Сейчас я посмотрю что там? (заглядывает в горшочек)

- Ой, как интересно! Там лежат геометрические фигуры. Но вы сами должны отгадать, какие фигуры спрятал мишутка в горшочке. Для этого, вы должны достать фигурку и ее назвать.

Поочередно подходит к детям, они определяют фигуру в горшочке. Остальные дети наблюдают и помогают ребенку, который не может справиться с заданием.

2. – Еще мешочек есть.

- Давайте посмотрим, что еще есть в волшебном мешочке (достает бабочки). Посмотрите дети, какие красивые разноцветные бабочки. Какого они цвета?

Дети: - Красные, синие, зеленые, желтые.

- Хотите поиграть с ними?

Дети: - Хотим.

- А наши бабочки из волшебного мешочка в наших руках сейчас оживут и полетят на полянку, искать красивые цветочки, такого же цвета, как они сами. Возьмите бабочек в одну руку.

Звучит музыка.

Дети выполняют соответствующие игровые движения. Музыка заканчивается, бабочки садятся на цветочки.

Воспитатель рассматривает с детьми полянку с цветами.

- Даша, какая у тебя бабочка цветом? А какой цветом цветок? А у тебя, Максим? (спрашиваю еще 2-3 ребенка)

3. – Снимаем следующий мешочек. Посмотрим что там (орешки)

- Какая зверюшка любит орешки? Кого она угощала, вспомним.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (загибаем пальчики)

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зубок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

4. - Ребята, посмотрите-ка у нас тут на лесной полянке лежат обручи. А что же в них? (геометрические фигуры разного цвета и формы).

- Чтобы попасть в домик с разноцветными фигурками, нам нужны волшебный ключики. И где же нам их взять? (в мешочке на дереве).

Воспитатель предлагает детям волшебный мешочек, в котором лежат различные фигуры — волшебные ключики. Кто какую фигуру достанет, тот и будет жить в домике — обруче с соответствующей геометрической фигурой.


- Ребятишки, давайте проводим Мишку в лес с волшебным деревом. До свиданья, Мишка, приходи к нам еще в гости!

- А теперь нам нужно вернуться из сказки в детский сад. Закройте глазки (звучит музыка).

- Откройте глазки, улыбнитесь друг другу. Понравилось вам в сказке? Молодцы!
Приложение 3
Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Строители»
Программное содержание:

 Учить сравнивать элементы строительного набора по расположению (внизу – наверху).

 Закреплять представления основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый).

 Упражнять в умении различать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник.

 Развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности.

 Развивать зрительно-двигательную координацию.

 Развивать мелкую моторику, координацию обеих рук.

 Развивать зрительное и слуховое внимание.

 Формировать положительный настрой на работу с педагогом.

Материал и оборудование: коробка для строительного материала, разноцветный строительный материал, квадратной, прямоугольной формы.

Ход занятия

Сюрпризный момент.

Входит педагог, держит в руках красивую коробку с конструктором и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка). Загадывает загадку:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья,

Очень они разные,

Желтые, красные,

Зеленые и синие,

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться

Предлагается посмотреть, что в коробке: (строительный материал).

- Посмотрите, здесь какой строительный материал, из него многое, что можно построить. Давайте поиграем с вами в интересную игру.

Дидактическая игра «Построй башню».

- Ребятишки, сейчас мы с вами поиграем в строителей, а строить мы будем разноцветные башни. Возьмите из коробки тот кубик, который вам больше всего понравиться.

Строятся башни из строительного материала, с обозначением какой формы и какого цвета строительный материал у каждого ребенка.

- Соня, какой формы у тебя кубик? (Квадратной)

- А какого цвета? (Красного) и т.п.

После постройки башен, воспитатель спрашивает:

- Ребятишки, а что у нас получилось? (Башни).

- Молодцы.

- Из какого материла мы строили башню? (Из разноцветного).

- Давай сравним наши постройки, чем отличаются эти башни? (у двух башен кубики внизу, а у одной - вверху).


- Молодцы.

Пальчиковая гимнастика.

Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)

Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)

Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями).

Подведение итогов:

- Чем мы сегодня занимались на занятии? (Строили башню).

- Какую башню мы строили? (Разноцветную).

- А какого цвета строительный материал мы использовали? (Красный, синий, зеленый, желтый).

- В кого мы играли? И что мы делали? (В строителей, строили башню из строительного материала).

- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями.
Приложение 4
Игра «Наряди ёлочку» (младший и ранний возраст)
Оборудование: 3 ёлочки, ёлочные шары (по 4 красного, желтого, синего цветов), оборотная сторона с изображения: капуста, морковь, рыба, и т.д.; картинки животных: зайчик, медвежонок, котенок, белочка; банты красного, желтого и синего цветов.

1. Цель: развитие речевой и познавательной активности.

Задачи: познавательные: Закреплять представления о традиции украшения елки игрушками, развивать умение различать цвета, умения группировать по цвету и зрительно его соотносить. Речевые: расширять словарный запас, активизировать в речи признаки: больше, меньше, называть игрушку, выделяя ее характерные признаки, закреплять названия цветов, учить употреблять предлоги. Развивать мелкую моторику руки.

Ход игры: Воспитатель: у Зайки, Мишки, Белочки праздник. К ним скоро приедет Дед Мороз. Они нарядились, навязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? Какого цвета бантик у Белочки? А какой бантик у Мишки?

Игрушки у нас очень нарядные и хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста. Повесим на елочку Зайчика все шарики такого же цвета как его бантик. Какие шарики нужно повесить на елочку Белочки? А на елочку Мишки?

Дети самостоятельно выполняют задания, в случае затруднения обращаем внимание детей на цвет бантика сидящей под елкой игрушки.


Пермь - 2023