Файл: Вопросы Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) "социопсихологическое", обусловливающее социальные процессы и явления состоянием психики человека;
5) "социокультурное", которое рассматривает функционирование и развитие общества как процесс "цикличности" или "круговорота" различных типов культуры.
8. Концепция нелогического действия В.Парето.
Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены В. Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача - описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме.
В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и нелогический характер (логические и нелогические действия). Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденции, экономической науки и некоторых других областей знания, поскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее подходящих для достижения поставленной цели.
Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и выступают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная социологическая концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: "Чувства и интересы постояннее всего, и потому они - самые важные составляющие сущности явлений" [Трансформация... 1996. С. 156]. Чувства обусловлены психическим складом людей и служат источником функционирования общества как системы. Собственно, общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика - логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.
9. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса.
В основе человеческой социальности, согасно Тённису, лежит воля. Существует два типа воли: естественная (сущностная) и рациональная (избирательная). В первом случае воля преобладает над мышлением, во втором наоборот – мышление над волей. Естественная воля в качестве основы формирует специфический вид социальных отношений, который Тённис именует «общность» (Gemeinschaft), рациональная воля же создает собственно общество (Gesellschaft).
Отношения между людьми в общности (Gemeinschaft) строятся на личном знакомстве и, соответственно, сущностном знании друг друга, доброжелательности и априорном доверии. Такие отношения характеризуются искренней открытостью и подлинной глубиной чувств. Общность может принимать как вид родственных связей, так и добрососедских отношений. В качестве примеров общности можно назвать первобытные племена, религиозные коммуны, цеховые объединения, деревни, кланы и др.
Общество (Gesellschaft), возникающее вследствие объединения людей на основе рациональной воли, напротив представляет собой связь между незнакомыми людьми. И поскольку незнакомые люди не могут естественным образом доверять друг другу, общество функционирует засчет искуственно созданных социальных институтов, регулирующих и регламентирующих человеческую жизнь.