Файл: Технология ремонта заднего моста гусеничного трактора дт 75М.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1162
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для крутого поворота трактора необходимо после выключения тормоза солнечной шестерни нажать педаль тормоза водила. Тогда тормозная лента останавливает тормозной шкив и затормаживает вал. Трактор совершает крутой поворот. Если его остановить тормозом, то остановятся звездочка и гусеница — трактор круто повернется на месте.
При одновременном освобождении обеих солнечных шестерен передача крутящего момента к гусеницам прекращается и трактор останавливается.
Планетарные механизмы служат не только для поворота, но и как дополнительные редукторы, что позволяет уменьшить нагрузку на детали коробки передач и на конические шестерни заднего моста.
Корпус (рис. 5) моста отлит вместе с корпусом коробки передач. Средний отсек, где размещены планетарные механизмы поворота, и полость коробки передач образуют общую масляную ванну. Боковые отсеки — сухие (здесь находятся тормоза).
Ведущая коническая шестерня изготовлена вместе с вторичным валом коробки передач, а ведомая прикреплена болтами к фланцу барабана коронных шестерен, вращающегося на шариковых подшипниках. Внутренние кольца этих подшипников опираются на стаканы, запрессованные в расточки перегородок. В стыке ведомой конической шестерни и фланца барабана коронных шестерен установлены прокладки для регулировки зацепления конических шестерен.
В барабане имеются два внутренних зубчатых венца коронных шестерен, каждая из которых соединена тремя сателлитами со своей солнечной шестерней. Зубья солнечных шестерен нарезаны на концах длинных ступиц, которые вставлены, в стаканы и опираются на запрессованные в них бронзовые втулки.
Рис. 5. Ведущий мост трактора ДТ-75МВ:
1 — корпус; 2 и 3 — тормозные ленты; 4 — шкив тормоза солнечной шестерни; 5 — шкив ocтановочного тормоза; 6, 21 и 32 — крышки; 7 и 8 — регулировочные гайки; 9, 12 и 18— серьги; 10—пальцы; 11 и 13 — рычаги механизма остановочного тормоза; 14, 19, 20 и 22— тяги; 15 и 16 — рычаги механизма тормоза солнечной шестерни; 17 — ось рычагов; 23, 34 и 40 — пружины; 24 — стакан; 25 — регулировочные прокладки; 26 — ведомая коническая шестерня; 27 — барабан коронных шестерен; 28 — водила; 29 — сателлит; 30 — ось сателлита; 31 — солнечная шестерня; 33 — сальник; 35 и 39 — запорные планки; 36 — ведущая шестерня конечной передачи; 37—вал (полуось); 38—уплотнение; 41 — маслоуспокоительный кожух; 42 и 44 — пробки; 43 — опорные регулировочные винты.
Сателлиты вращаются в игольчатых подшипниках на осях, закрепленных в водилах, которые представляют собой стальные отливки треугольной формы. В шлицевые ступицы водил вставлены внутренние концы валов (полуосей). Их наружные шлицевые концы соединяются с ведущими шестернями конечных передач.
Конические шестерни и планетарные механизмы смазывают трансмиссионным маслом, которое заливают в среднее отделение до верхней метки на стержне, закрепленном в пробке заливной горловины.
Маслоуспокоительный кожух служит как бы дополнительным поддоном с небольшим уровнем масла. Благодаря этому уменьшается взбалтывание, а следовательно, и нагревание масла в среднем отсеке корпуса, а также уменьшается забрасывание на детали механических примесей, отстаивающихся в масляной ванне. Проникновение масла из среднего отсека к тормозам предотвращается уплотнениями, выполненными в стаканах, и торцовыми уплотнениями, установленными в ступицах солнечных шестерен. Проникшее в отсеки тормозов масло периодически сливают, вывинчивая пробки.
Планетарный механизм поворота сложнее и дороже в производстве, чем фрикционный, но обладает и рядом преимуществ. Он более компактный, что позволяет уменьшать колею трактора, легче в управлении, более долговечен, с лучшим балансом мощности при повороте. Кроме того, планетарный механизм повышает передаточное число коробки передач.
1.3 Устройство и действие тормозов
Тормозом называется механизм, основанный на использовании силы трения и служащий для остановки (торможения) какой либо вращающейся части машины. На тракторах тормоза используют для торможения на ходу и при остановке, для удержания трактора во время стоянки, в особенности па подъемах и уклонах, а так же пои осуществлении крутых поворотов трактора.
По устройству тормоза бывают ленточные, дисковые и колодочные. Наибольшее распространение на тракторах получили ленточные тормоза: простые и плавающие.
Шкивы (рис.6) тормозов закреплены болтами на фланцах ступиц солнечных шестерен, а шкивы — на шлицевых ступицах ведущих шестерен конечных передач. Шкивы охватываются тормозными лентами. К лентам тормозов солнечных шестерен приклепаны фрикционные накладки, а на лентах остановочных тормозов между приклепанными планками вставлены короткие фрикционные колодки и зафиксированы отогнутыми скобами.
Концы лент серьгами и тягами соединены с рычагами тормоза солнечной шестерни и —остановочного тормоза. Эти рычаги через пальцы опираются на вырезы кронштейнов, прикрепленных к корпусу заднего моста. Пружины отводят ленты от шкивов, а винты служат опорами лент.
Рычаг тормоза солнечной шестерни серьгой шарнирно соединен с промежуточным рычагом, к ступице которого приварены еще два рычага. На общей оси с этими рычагами надеты рычаги остановочных тормозов, также сваренные вместе. В ступицы рычагов запрессованы металлокерамические втулки, пропитанные маслом, поэтому смазывать в процессе эксплуатации их не нужно.
Ленты тормозов солнечных шестерен затягиваются пружинным устройством. Оно состоит из двух пружин (рис. 6), установленных снаружи и внутри трубы. Пружины зажаты между неподвижной и подвижной тарелками стяжкой, на верхнем конце которой навинчена проушина. Труба шарнирно присоединяется к передней стенке корпуса заднего моста, а проушина стяжки (после дополнительного сжатия пружин) — к рычагу. Сжатые пружины через стяжку поворачивают вперед эти рычаги через серьгу и рычаг, тем самым затягивают ленту (как показано пунктирными стрелками) и удерживают се в таком положении. Сила затяжки ленты зависит от предварительного сжатия пружин регулировочной гайкой. Ее завинчивают так, чтобы проточка на контрольном штоке совместилась с кромкой проушины. Этой же гайкой восстанавливают предварительное сжатие пружин, уменьшающееся вследствие изнашивания фрикционной накладки.
Рис. 6. Схемы тормозов трактора ДТ-75МВ:
а — солнечной шестерни; б — остановочного;
45 и 53 — кронштейны; 46 — контрольный шток; 47 — проушина; 48 — труба; 49 — пружина; 50 — стяжка; 51 — подвижная тарелка; 52 — рычаг управления; 54 — педаль остановочного тормоза. Обозначения других позиций — те же, что и на рис. 6.
Чтобы повернуть трактор, растормаживают соответствующую солнечную шестерню.
Для этого оттягивают назад один из рычагов управления, расположенных в кабине, в результате чего детали привода тормоза перемещаются (как показано на рисунке сплошными стрелками). Тяга через промежуточный двуплечий рычаг перемещает тягу, которая, работая на сжатие, поворачивает рычаги. Один из них, преодолевая сопротивление пружин, перемещает стяжку, а другой через серьгу поворачивает рычаг тормоза солнечной шестерни и этим ослабляет затяжку тормозной ленты.
Остановочными тормозами управляют через педали (рис. 6). Когда нажимают на одну из них, тяга, работая на сжатие, через рычаги и серьгу поворачивает рычаг (как показано сплошными стрелками). Перед торможением оба пальца тормозной ленты находятся посредине вырезов кронштейна, и рычаг не имеет определенного центра поворота, в начале торможения он лишь стягивает концы ленты. Но, как только лента коснется шкива, силой трения она сдвинется вслед за шкивом, и один из пальцев прижмется к основанию выреза. Относительно этого пальца и будет дальше поворачиваться рычаг, затягивая ленту в направлении действия силы трения. Если шкив вращается в противоположном направлении, рычаг будет поворачиваться относительно другого пальца, тоже затягивая ленту в направлении действия силы трения. Такой шкивной тормоз, эффективно тормозящий всей лентой при любом направлении вращения шкива, называется плавающим.
2. Техническое обслуживание и ремонт заднего моста
2.1 Уход за механизмом поворота гусеничного трактора
Ведущий мост работоспособен, если при движении шум и нагрев не превышают определенных уровней, нет утечек масла через уплотнения наружу и к тормозам.
Работоспособность ведущих мостов гусеничных тракторов характеризуется также устойчивостью прямолинейного движения и возможностью совершать повороты, прилагая к рычагам и педалям усилия не превышающие установленные нормы. Поддержание работоспособного состояния обеспечивается соблюдением правил использования и технического обслуживания.
При движении надо следить, чтобы в мостах не появлялся посторонний шум, не было утечек масла, и периодически на ощупь проверять температуру деталей. Блокировать дифференциал принудительно следует лишь при необходимости и обязательно выключать блокировку на поворотах.
Уход за механизмами заднего моста включает смазку главной и конечной передач, планетарного механизма и механизма управления; регулировку зацепления конических шестерен и роликовых конических подшипников; промывку муфт управления и тормозов; регулировку тормозов и механизма управления поворотом; проверку герметичности уплотняющих устройств.
При ТО-2 в тракторах проверяют и при необходимости регулируют тормоза, проверяют уровень масла в картерах и, если нужно, доливают. Делают это не раньше чем через 30 мин после остановки.
При ТО-3 проверяют и, если нужно, промывают фрикционные накладки тормозов, руководствуясь инструкцией завода-изготовителя. Если наблюдается интенсивное замасливание накладок, проверяют состояние уплотнений, прочищают вентиляционные отверстия или промывают сапуны.
При сезонных технических обслуживаниях заменяют масло в картерах. Отработанное масло сливают сразу после остановки, пока оно не остыло. Затем заливают в картеры дизельное топливо (2/з заправочной емкости) и промывают детали при движении вперед и назад в течение 5...7 мин. После этого сливают промывочную жидкость, очищают магниты пробок и, завинтив их, наливают свежее масло до нормального уровня. Во избежание загрязнения окружающей среды ни в коем случае не допускается выливать отработанное масло и промывочную жидкость на землю, в канавы и канализацию. Их следует собирать: топливо — для повторного использования после отстаивания и фильтрации, а масло — для восстановления.
В сроки, установленные заводом-изготовителем, проверяют регулировку конических роликовых подшипников с одновременным контролем зацепления конических шестерен.
Для смазки главной и конечной передач применяют трансмиссионное или автотракторное масло, которое заливают до соответствующего уровня. Необходимо регулярно проверять уровень и доливать масло. В соответствии со сроками, указанными в правилах технического ухода, следует заменять масло и промывать передачи.
Зацепление шестерен проверяют по расположению отпечатка краски на зубьях и величине зазора между боковыми поверхностями. Для проверки зацепления зубья ведущей шестерни покрывают тонким слоем краски и поворачивают ее на один оборот. Зацепление считается правильным, если отпечаток на зубьях ведомой шестерни занимает не менее 2/3 длины зуба и середина отпечатка не имеет большого смещения к основанию или вершине зуба.
Боковой зазор между зубьями проверяют свинцовой пластиной, закладываемой между зубьями. Величина зазора определяется толщиной оттиска пластины, получающегося после обкатывания шестерни.
Признаком, указывающим на неправильность регулировки конических подшипников или на их неисправность, является нагрев корпусов подшипников.
Регулируются подшипники зацепления шестерен и зазоры между зубьями при помощи прокладок, устанавливаемых под фланцы корпусов подшипников.
Неисправности в работе муфт и тормозов чаще всего вызываются замасливанием их и износом фрикционных накладок. Это является следствием перетекания масла из отсека главной и конечной передач в отсек муфт поворота и тормозов в результате износа сальников, и устраняется промывкой и заменой сальников. Промывку производят топливом в два приема сразу же после остановки трактора, когда детали нагреты, и масло легко смывается. При первой заливке топлива в отсеке муфт трактор прокатывают передним и задним ходом для удаления масла и грязи с поверхностей деталей. Затем грязное топливо сливают и заменяют, чистым и дают трактору проработать несколько минут на месте с выключенными муфтами управления. Для полного стекания топлива из отсеков после их промывания спускные отверстия нужно оставлять открытыми на 1...2 ч при выключенных муфтах управления.
У гусеничных тракторов тормоза необходимо регулировать в тех случаях, когда в результате изнашивания лент невозможны крутые повороты трактора. Признаком, указывающим на необходимость регулировки тормозов, является также увеличение свободного хода тормозной педали. Регулировка тормозов сводится к установлению нормального хода тормозной педали.