Файл: Решение Взаимодействие судебной власти и Президента Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используя Конституцию РФ и др. действующее законодательство заполните таблицу (ссылки на номера статей с названием источников обязательны). Взаимодействие судебной власти и Президента РФ Президент РФ → Судебная власть Судебная власть → Президент РФ.
Решение:

Таблица 1 - Взаимодействие судебной власти и Президента Российской Федерации

Президент РФ Судебная власть

Судебная власть Президент РФ

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ)1. Президент РФ определяет основные направления судебной реформы, судебную политику в своих посланиях Федеральному Собранию.

Судебная власть обладает функцией судебного контроля, в том числе конституционного контроля. Конституционный Суд РФ может проверять конституционность, а Верховный Суд РФ на соответствие федеральным законам нормативных и ненормативных актов Президента РФ.2

Президент РФ формирует судейский корпус: представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуры на должности Председателей данных судов и их заместителей (ст. 83 Конституции РФ). Федеральные судьи иных судов назначаются Указом Президента РФ (ст. 102 Конституции РФ).1

Президент РФ сам обязан исполнять и способствует исполнению решений Конституционного Суда РФ, иных федеральных судов и судов субъектов РФ. Президент РФ, наряду с другими органами и лицами (Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, а также Верховным Судом РФ) по вопросам его ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части, и вносить их в Государственную Думу (ст. 80 ФКЗ о Конституционном Суде РФ). Президент не позднее 2-х месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ должен отменить свой нормативный акт, принять новый нормативный акт либо внести изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Президент РФ в случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ (признание конституции (устава) или закона РФ, не соответствующими Конституции РФ) может вынести сначала предупреждение законодательному представительному органу субъекта РФ, а в случае продолжения неисполнения распустить его (п. 4 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).3

Президент РФ принимает участие в работе органов судейского сообщества — квалификационных коллегиях судей. Президент участвует в работе съездов судей. Президент РФ проводит встречи с судьями. Ежегодно такие встречи проводятся, например, с судьями.

Высшие федеральные суды принимают участие в процедуре отрешения от должности Президента РФ Советом Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).4

Так, Верховный Суд РФ в случае выдвижения такого рода обвинения, выносит решение о наличие в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ выносит решение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Президент РФ может обращаться в суд:

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ);

Президент может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

В случае принятия в состав РФ иностранного государства или его части запрос о конституционности международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части запрос Президента является обязательным (ч. 4 ст. 7 ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»),

Президент РФ может обращаться с ходатайством в Конституционный Суд РФ о разрешении спора о компетенции между ним и другим органом государственной власти РФ (ч. 3 ст. 125 Конституции РФ);Президент РФ обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума в случае назначения референдума РФ (ст. 23 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

Конституционный Суд РФ осуществляет толкование Конституции РФ и конституционное истолкование законов, в том числе по вопросам пределов и порядка осуществления полномочий и других статусных характеристик Президента РФ. Например, Конституционный Суд неоднократно обращался к вопросам полномочий Президента РФ. Так, в ряде своих решений он признал право первичного нормативного регулирования за Президентом РФ, что фактически узаконило так называемое «указное» право Президента. Конституционный Суд РФ истолковал положения Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, о полномочии Президента распускать Государственную Думу и ряд других.



1 Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ

2 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021)

3 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021)

4 Конституции РФ от 01.07.2020 N 1-ФКЗ