Файл: Тема 12. Норма права норма права понятие и структура. Виды норм права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. НОРМА ПРАВА
1. Норма права: понятие и структура.
2. Виды норм права.
3. Виды структурных элементов нормы права.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
1. Норма права: понятие и структура
Норма права как часть права как социального института обладает всеми признаками последнего. Норма права является нормой не только исходя из формального определения, а из-за того, что она соответствует самому характеру общественных отношении, вплетена в их ткань и является их составной частью. Норма права не появляется по желанию законодателя, она является нормой только в том случае, если она соответствует самому характеру общественной жизни . и если она способна нормировать общественные отношения.
Норма права – это формально определенное общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, распространяющееся в отношении неопределенного круга лиц, обеспеченное возможностью государственного принуждения и выступающее регулятором общественных отношений.
Признаки нормы права:
1) Формальная определенность.
Формальная определенность нормы права означает ее закрепление в формах права, т.е. в законах и иных признаваемых государством писаных «документах». Через официальное признание государством форм, где содержатся нормы права, и происходит наделение нормы права свойствами общеобязательности и гарантированности государством. Путем закрепления нормы права в том или ином источнике, норме права придается соответствующая юридическая сила в системе других норм права. Например, в романо-германской правовой семье конституционная норма права всегда имеет большую юридическую силу, чем норма, содержащаяся в законе. В отличие от иных социальных норм, норма права всегда внешне объективирована. Это означает, что норма права сформулирована государством в виде четко выстроенного и понятного теста, содержащего смысл правила поведения, адресованного субъектам права.
2) Нормативность (норма права рассчитана на неоднократное применение и в отношении неопределенного круга лиц).
Норма права направлена в отношении неопределенного круга лиц. Это означает, что норма права адресуется всем субъектам права вне зависимости от их воли или желания выполнять предписания, которые в ней заложены. Это
вовсе не значит, что некоторые нормы права не могут адресоваться к отдельным «специальным» субъектам права и признак нормативности утрачивается. Это означает, что в отношении, например, сотрудников полиции, норма права действует не лично в отношении одного или нескольких сотрудников, а в отношение всех без исключения полицейских.
В свойство нормативности еще включают, такой признак как неоднократность применения нормы права. Это значит, что норма права действует не разово, в отношении конкретного случая, а в отношение вновь и вновь возникающих ситуаций, то есть правило поведении, выраженное в норме права, воспроизводится постоянно.
3) Общеобязательность нормы права.
Под признаком общеобязательности следует понимать то, что правовая норма должна неукоснительно соблюдаться всеми лицами, в отношении которых она распространяет свое действие.
4) Норма права – это правило поведения.
Норма права всегда содержит правило поведения для субъекта права. Осуществляется это через способы правового регулирования: запрещение, дозволение или обязывание. В любом случае, норма права содержит в себе меру возможного поведения. Если правило поведения в тексте формы права (например, в статье закона) отсутствует, в этих ситуациях, как правило, говорят о правовых средствах. В данном случае речь идет о дефинициях, декларативных положениях нормативных правовых актов и проч. Например, в соответствии с п. 1 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации алиби - нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте. Данное положение не содержит правила поведения, поэтому нормой права его назвать можно весьма условно. Следует отметить, что в юридической литературе сложился и иной подход согласно которому, правовые средства рассматриваются в качестве отдельных разновидностей норм права.
5) Норма права – регулятор общественных отношений.
Из того свойства, что право содержит в себе правило поведения как раз следует, что право выполняет регулирующую функцию в государстве и обществе. Через правовые предписания обеспечивается урегулированность общественных отношений в различных сферах. Путем проведения создания норм права государство задает необходимый вектор движения и развития общественным отношениям.
6) Норма права обеспечивается государственным принуждением.
В целях воплощения правовых предписаний в жизнь, государство своей властью обеспечивает фактическое воплощение в жизнь правовых предписаний. Только государство обладает монополией на применение государственного принуждения в целях обеспечения соблюдения норм права. Это значит, что государство может принудительно заставить исполнять требования правовых предписаний всех лиц, которые не желают выполнять их добровольно (правонарушители) или которые на это не способны в силу физических либо психических особенностей (недееспособные лица).
Структура нормы права.
Для развитых национальных правовых систем юридические нормы проявляются в нормах-предписаниях и логических нормах.
Правовое предписание — это веление, содержательное выражение воли правотворческого органа.
Логическая норма — это выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу.
В правовой системе, отличающейся высоким уровнем специализации, правовые предписания в полной мере проявляют свои особенности как юридических феноменов именно в рамках логических норм.
Логическая норма — это выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу. Хотя логическая норма выявляется логическим путем, она — не искусственное, произвольно конструируемое построение, а реальное образование, выражающее первичные связи в структуре права.
Но логическая норма не представлена в тексте нормативного акта в виде одного, цельного фрагмента (единицы). В силу специализации права ее содержание, ее элементы «разбросаны», воплощены в ряде нормативных предписаний и в соответствии с этим расположены в различных статьях и других подразделениях текста акта или даже нескольких актов. Нужна логическая операция, включающая анализ и синтез, для того чтобы, рассматривая ряд фрагментов текста, собрать из нескольких предписаний логическую норму, увидеть ее.
Таким образом, нормативность правовых систем, отличающихся высокой степенью специализации, раскрывается в двух взаимосвязанных понятиях — в норме-предписании и в логической норму.
Норма-предписание — это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно-логическому построению она представляет собой нерасчленяемое единство по формуле «если-то». Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и «усеченная» норма).
Структура логической нормы - это логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в формах права.
Структура нормы-предписания — строение первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в тексте нормативного акта.
Иными словами, любое правовое предписание можно изложить по формуле: «если — то».
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф…).
2. ВИДЫ НОРМ ПРАВА.
В современной юридической науке выделяют следующие основные классификации норм права.
По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
1) на регулятивные – не имеющие в своей структуре негативной санкции и ориентированные на упорядочивание общественных отношений путем их детальной регламентации с указанием субъективных прав и юридических обязанностей субъектов права (ч. 3 ст. 17 Конституции России).
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:
• управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);
• обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);
• запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).
2) охранительные – защищающие с помощью правовых средств (прежде всего санкций) социальные блага (примером могут быть большинство норм особенных частей Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
3) учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».